Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ методик оптимизации производственно-технической базы автотранспортных предприятий






Эффективная работа общественного пассажирского автомобильного транспорта (ПАТ) является важнейшим условием социальной и экономической стабильности государства. Повышение уровня развития, организации и обеспечения успешного функционирования ПАТ во многом может достигаться благодаря поддержанию в работоспособном состоянии подвижного состава за счет сбалансированного развития, эффективного использования и рационального распределения ресурсов производственно-технической базы. Для государственных автопредприятий и объединений, имеющих разветвленную сеть дочерних АТП и филиалов, также остро встает вопрос о выживании на рынке, для решения которого им необходимо снижать себестоимость перевозочного процесса. Это возможно, если в сети функционирующих предприятий в результате перераспределения работ по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) для существующего подвижного состава организовать техническую эксплуатацию автомобилей таким образом, чтобы обеспечить наибольшую загрузку предприятий, которые имеют хорошо развитую ПТБ и высококвалифицированный управленческий и ремонтный персонал.

От состояния ПТБ зависит эффективность использования подвижного состава. Вместе с тем, на работоспособность автомобильного транспорта оказывают влияние и другие факторы: организация и структура перевозок, обеспеченность кадрами, состояние и структура подвижного состава и др. При этом работоспособность автомобилей обеспечивается системой мероприятий технической эксплуатации, а производственная база является материальной основой их реализации.

Для решения вопросов оптимизации использования ПТБ сети АТП предусматривается проведение комплекса теоретических и экспериментальных исследований, а также их реализация, общая схема которых представлена на позиции 1 листа 4.

На современном этапе развития ПТБ основными предпосылками для формирования организационно-производственных структур технического обоеспечения подвижного состава являются специализация и кооперация производства, а наиболее рациональной формой их организации признаны объединения автомобильного транспорта.

Таким образом, для оптимизации использования производственно-технической базы сети автотранспортных предприятий в пределах региона предварительно необходимо осуществить их группировку, т.е. осуществить формирование кустовых групп, характеризующихся низкой степенью удаленности друг от друга с характерно выраженным предприятием-лидером. Предприятие-лидер в сформированной группе, в свою очередь, должно отличаться высокой эффективностью использования подвижного состава, что подразумевает: высокий коэффициент технической готовности, высокую прибыльность предприятия и низкую себестоимость перевозок, а также высокий технологический уровень организации производства ТО и ремонта.

Формирование кустовых групп АТП предлагается осуществлять с использованием математического аппарата теории распознавания образов. С целью упрощения, схему общего расположения группируемых предприятий в регионе можно представить как совокупность w точек: в двумерном пространстве (позиция 2 листа 4).

Исходными данными для решения поставленной задачи является матрица расстояний между объектами группировки, представленная на позиции 3 листа 4.

Вся совокупность w точек соединяется между собой кратчайшим незамкнутым путем, количество соединений которого равно (W – 1). Так как количество границ (p – 1) между заданным числом P групп может пройти по каждому из (W – 1) участков, то для каждого из множества вариантов группировки вычисляются количественные показатели качества группировки и выбирается тот вариант, при котором имеет место максимальное значение критерия maxFp. При этом данная процедура проводится для диапазона групп , т.е. от минимального (p=2) до максимально заданного количества групп АТП, на которое требуется произвести разбиение исходного множества предприятий. По полученным максимальным значениям критерия качества группировки выбирается наилучший вариант, которому соответствует оптимальное количество групп автотранспортных предприятий:

, (7.1)

где Fp – критерий качества группировки совокупности АТП на заданное число классов р, определяемый из выражения:

. (7.2)

В (2) dp, hp, Ψ p, λ p характеризуют:

dp – меру «удаленности» одной группы от другой;

Ψ p – среднюю «меру близости» объектов внутри p групп;

λ p – «одинаковость» структуры объектов внутри группы;

hp – «одинаковость» числа объектов в образованных группах.

Целесообразность использования данной модели определяется тем, что «мера близости» учитывает характер взаимного расположения предприятий и географические особенности конкретного региона. Практическая реализация представленной модели позволяет обоснованно сформировать кустовые группы АТП, что дает возможность на следующем этапе перейти к оптимизации производственной базы сети автопредприятий. С этой целью, на основании сформированных теоретических подходов, предложена модель проведения многокритериальной оценки эффективности ПТБ и выбор в рамках сформированных кустовых групп предприятий-лидеров для организации на их производственных базах специализированных производств по ТО и ремонту подвижного состава.

Реализация данной модели предусматривает учет совокупности показателей t}Tt=1 комплексно и адекватно отражающей эффективность использования ПТБ предприятий и ее влияние на уровень работоспособности АТС. В качестве совокупности t} выступают показатели, отражающие: уровень обеспеченности ПТБ; экономические параметры (характеризующие структуру и объем затрат на поддержание работоспособности АТС, выручку от выполнения транспортной работы); эксплуатационные характеристики (интенсивность эксплуатации ПС, уровень его работоспособности) на которые оказывает влияние состояние ПТБ; количество и структуру ПС. При этом, учитывая, что исходное множество показателей t} имеет различные размерности и физический смысл, было выполнено их разделение на группы:

1 – показатели, увеличение которых приводит к росту общей оценки эффективности использования ПТБ τ t(+), ;

2 – показатели, увеличение которых приводит к снижению общей оценки эффективности использования ПТБ τ t(-), .

В дальнейшем, с целью исключения эффекта разноразмерности совокупности τ t(+) и τ t(-) подлежали нормировке согласно выражению (4):

 

(7.4)

 

где n – индекс, обозначающий нормированность величины τ;

g – индекс показателя внутри u -той кустовой группы, принимающийзначения t для и ;

, – математическое ожидание и стандартное отклонение рассматриваемого показателя внутри u -той кустовой группы, .

Использование нормированных показателей n} = nt(+); τ nt(-)} с учетом их значимостей t} позволяет выполнить оценку эффективности использования ПТБ для обоих групп показателей nt(+)} и nt(-)}, т.е.:

; , (7.5)

где ω t – весовая относительная оценка уровня значимости (важности) показателей, определяемая из условия:

, (6)

где – бальная оценка значимости t -го показателя при i -й оценке.

Обобщенная оценка эффективности использования ПТБ для каждого АТП из общей их совокупности определяется из условия:

. (7)

Графическая иллюстрация изменения показателя П по предприятиям в районе их деловой активности будет иметь нелинейный характер, изменяющийся по оси ординат относительно нуля как в положительную (+) так и в отрицательную (–) стороны и, в общем виде представлена на рис. 4. Для предприятия-лидера в пределах рассматриваемой группы данный показатель будет иметь максимальное значение Пmax.

Данная методика с высокой степенью чувствительности позволяет выделять ПТБ предприятия-лидера с целью создания на его основе специализированного производства по ТО и ремонту АТС, принадлежащих прочим АТП.


Заключение

В процессе разработки курсового проекта мы ознакомились с назначением и структурой проектируемого предприятия, произвели технологический расчет предприятия, где решали такие задачи, как обоснование и корректировки исходных данных, расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей, расчет численности работающих, водителей, ИТР, выбор метода организации ТО и расчет постов ТО, ТР, Д; провели расчет площадей производственных, складских и административно-бытовых помещений, зоны хранения автомобилей, автозаправочного пункта. Ознакомились с организацией технологического процесса ТО и ТР автомобилей, составом текущей службы, общей организацией технологического процесса, с организацией административной связи подразделений технической службы. Произвели технико-экономическую оценку предприятия. Детально разработали электротехнический участок с описанием технологического процесса и техники безопасности.

В графической части показали планировочные решения генерального плана предприятия, главного производственного корпуса и разработанного электротехнического участка.

В ходе выполнения специального задания «Анализ методик оптимизации производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта» были выявлено основное направление оптимизации производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта, изучены методы расчета эффективности использования производственно-технической базы автотранспортных предприятий.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.