Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темпоральная и смысловая структура социального действия






Уверенность людей в своих повседневных дей­ствиях связана с темпоральной и смысловой струк­турой поступков. Поясняя их взаимосвязь, Шюц различает социальные действия (Handeln) и поступ­ки (Handlung).1 Социальное действие есть процесс, в котором нечто осуществляется, а поступок является результатом этого процесса.

Социальное действие всегда чревато будущим, а поступок всегда отягощен прошлым. Действие все­гда предшествует поступку. С точки зрения социо­логии важно, что социальное действие как процесс имеет структуру во времени, в которой раньше все­го мыслится то, что наступает позже всего, а имен­но: поступок. Прежде чем действовать, мы должны иметь представление о результате действия, то есть о поступке. Точное или приблизительное — оно всегда будет «практической утопией», 2 а не плодом фантазии. Результат действия, который еще не су­ществует реально, уже направляет наши действия. Таким образом, мы действуем с оглядкой на буду­щее, словно оно уже наступило! Для обозначения этой временной проекции поступка Шюц пользует­ся латинским высказыванием: мыслить — «значит уточнять будущее» (modo futuri exact!).3

1 Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt.

S. 77.

2 Luckmann T. Theorie des sozialen Handelns. S. 50.

3 Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 81. Все это уже было сформулировано в достаточно


Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 97

Поступок является целью, исходя из которой планируется действие. Для достижения цели исполь­зуются определенные средства. Следствия, вытека­ющие из цели поступка для выбора средств, Шюц рассматривает на примере чисто рационального дей­ствия. «Если есть возможность выбора средств, то он в свою очередь является целью поступка, а имен­но: промежуточной целью. Для достижения этой промежуточной цели необходимы новые средства. В чисто рациональном действии такой процесс по­становки цели поступка развертывается на каждом шагу. Поэтому рационаг ъное действие можно опре­делить как действие с известными промежуточ­ными целями».1 Конечно, эта темпоральная струк­тура (на самом деле это нечто большее, чем просто временная структура) действительна лишь в услови­ях нормальных повседневных действий. Например, порыв ярости или рефлекторные реакции нельзя считать заранее спланироваными.

Перейдем теперь к другой, к смысловой струк­туре социального действия. Ранее мы уже касались некоторых ее аспектов, согласно теории Шюца, обеспечивающих возможность социального действия вообще. Теперь сюда следует добавить два уже извест­ных положения: постулат взаимозаменяемости точек зрения и постулат о совпадении систем релевант-ностей, которые в повседневной жизни кажутся нам само собой разумеющимися, и мы обычно даже не

корректной форме (см. параграф 3.4). Здесь отметим, что в понятии будущего Шюц мог подразумевать сослагатель­ный смысловой оттенок «как если бы», что напоминает отождествление будущего времени и повелительного на­клонения в иудаизме. 1 Ibid. S. 80.

4 Зак 4484


98 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

задумываемся над ними. Названные положения представляют собой подразумеваемые допущения о мотивах социального действия.

В социальном действии Шюц различает два мо­тива: первый он называет мотивом «Для-того-что-бы», а второй — мотивом «Потому-что».1 Первый мотив относится к проекту социального действия, а второй — к биографической обусловленности уста­новки действующего лица. Как уже было отмече­но, действие всегда направлено на поступок как результат, представленный в проекте действия, ко-* торый управляет им. Действующий совершает каж­дый свой шаг для того, чтобы достичь чего-либо определенного. Таким образом, мотив «Для того-чтобы» направлен в будущее. С другой стороны, наши действия имеют предысторию в накопленном опыте, который создает определенную субъектив­ную структуру релевантностей. Поэтому мы дей­ствуем не просто так, а потому что для этого есть определенные основания. Мотив «Потому-что» от­носится к прошлому.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.