Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование звуков. ● Прослушать стихотворение е






ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
глухие звонкие
Нет преграды Преграда есть
Только голос шум голос + шум
А.О.Э.. П... Б, М…

 

● Прослушать стихотворение Е. Измайлова

КАК ПОЯВИЛИСЬ БУКВЫ

Палочки, крючочки, закорючки, точки

бегали толпою и поодиночке.

Ссорились, мирились, прыгали без дела,

наконец, без дела жить им надоело.

И сказал им кто-то

умный и серьёзный:

- Взяться за работу

никогда не поздно.

Слышим мы повсюду

много разных звуков,

но для них покуда

нету знаков - букв.

- Эй, крючки и точки, черточки, кружочки!

Собирайтесь вместе, становитесь в строчки

и шагайте слаженно

по листу бумажному!

Черточки послушались,

прекратили драки,

превратились в нужные

правильные знаки.

Стали всем понятными

буквами печатными

и тогда вприпрыжку

прибежали в книжку!

 

• Покажите букву, которая стала обозначать звук А, Ш, и др.

- А это что за буква? (Выборочно — по кассе букв.)

- Найдите букву, которая «рычит». Ту, которая «жужжит», «звенит», «фыркает», «храпит», «царапает», «щекочет», «свистит», «шипит», «мычит» и т.д.

 

• Закрепить узнавание печатных букв, используя стихи А.Шибаева.

АЗБУКА ВЕСЁЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

 

На арене А стоит- Буква У— два длинных ушка.

начинает алфавит З — простая завитушка.

 

Букву П в спортивном зале Р — согнула ручку:

перекладиной назвали С кем пройтись под ручку?

 

Г узнаешь без труда: Буква Х все ходит, ходит -

очень горбится всегда. место, что ли не находит?

 

Буква Б с большим брюшком,

в кепке с длинным козырьком

 

Мягкий знак живёт беспечно,

он без кепки ходит вечно

А упрямый твёрдый знак

кепку носит только так! (А. Шибаев.)

 

§3. ЗВУКОВОЙ (ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ)АНАЛИЗ СЛОВ

Простые формы звукового анализа

I. Гласные звуки

После предварительных артикуляционных упражнений перед зеркалом закрепляется артикуляция гласных звуков.

Звук Схема Рот Губы
А   раскрыт на 2 пальца свободно раскрыты
О   раскрыт на 1 палец округлены
Э   раскрыт на 1 палец растянуты
У   «неплотно» закрыт вытянуты трубочкой
Ы, И   «неплотно» закрыт растянуты в улыбку

 

В результате тренировок дети должны научиться удерживать артикуляцию каждого гласного звука под счет (до 3, до 5) и узнавать звук по показу беззвучной артикуляции.

1. Узнавание гласного звука (на слух)

В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся должны поднять карточки со знаком +, если нет - карточки со знаком -:

а) после хорового повтора серии звуков;

б) без повторного проговаривания:

уа, ауэ, оэ, аэо, иоу, уао и т.д.

В начале слова. Услышав и повторив слово, ученики поднимают карточки [+] или \-\, определяя наличие в начальной позиции одного определенного гласного звука. Установка на данный звук закрепляется демонстрацией соответствующей буквы, чтобы исключить забывание детьми исходной инструкции. Постепенно все гласные должны побывать в поле слухового внимания учащихся. Примерный список слов для устных упражнений:

а) начальный гласный в ударной позиции:

окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, охнул, отпуск, улей, утки, окна, эхо, август, умный, иней, изредка, утренник, остров, игры, устный, ослик, атлас, орден, угол, издали, аист, этот;

б) начальный гласный в безударной позиции:

аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актер, этаж, узоры, увяли, экзамен-, учеба, арбуз, акула, уборка, учитель, алмазы, экран, экскурсия, услышу, апельсин, эстрада, иногда, инструмент, упал, асфальт, издалека, изолятор, аппетит, ударник, эмблема, ужасный, изложение.

В середине слова. Определить наличие гласного звука:

О А Ы У

куст, сок сын, наш дым, нёс лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил
пол, лук бык, мак сыр, соль ток, суп
рос, мох лось, пар мел, мыть пусть, дуб
сад, март гусь, бак бык, пыль шил, сом
рот, рис шаг, шар боль, рыть внук, жук

2. Вычленение гласного звука (на слух)

Из ряда гласных (в начальной позиции). Поднять букву, соот­ветствующую первому гласному звуку:

уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ и т.д.

Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком:

ул - ус - ук ар - аш - ан ил - ит - ис

па - ка - на то - со - ло ру - ну - ту

ом - он - ор ах - ал - ас эх - эк - эт

ха - ра - ва ты - мы - лы ти - ки - ни

 

Из слова (в начальной позиции, под ударением). Поднять соответствующую букву:

искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот.

Из слова (гласный в середине слова, под ударением}:

пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.

 

II. Согласные звуки

Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков, произношение которых доступно всем учащимся (выделить существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок):

п - сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха. Звук не тянется;

м - сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос (контроль зеркальцем — запотеет). Звук можно тянуть;

ф - нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через эту щель.) Звук можно тянуть;

г - кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя «взрывом» разрушает эту преграду. Звук не тянется;

н - кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя проходит через нос. Звук можно тянуть.

 

1. Узнавание согласного звука (на слух)

Начального звука в слове: поднять знак [+] или /-/:

м - парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, мужество;

п - крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, зерно, панама, папоротник, знамя, пламя, ножницы, паркет, камни, пастух, паук, номер, плавал;

ф - груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон, форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук;

н - ноты, заботы, награда, назад, газеты, приборы, начало, полоска, ветер, новость, березы, напёрсток, народный, ноябрь, ромашки, напиток;

т - кувшины, таблица, ладони, качели, танец, топор, табурет, колесо, тайна, тренер, таблетка, тарелка, справка, тайга;

 

Последнего согласного в слове:

ф — трудный, крепость, шкаф, торф, шахта шарф, жираф, плащ, костёр, старик, телеграф, прибор, параграф, ракета;

т — кот, совет, сахар, пример, привет, самокат, акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт;

к — дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овёс, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок.

 

Согласного в середине слова:

п — слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал:

м — рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костер, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клубы, клумбы, вымпел;

ф — корка, кофта; зонтик, муфта, портфель, звонок, телефон, профессия, просьба, строчки, лифт, таблетка, салфетка, кофейник, самовар, сарафан и т.д.

Отобрать картинки, в названиях которых содержится определен­ный согласный звук: а) в начале слова; б) в любой позиции. Выборочный диктант слов.

а) устный - поднять букву, если в слове содержится определенный звук (буквы раздаются детям заранее).

б) Письменный - запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).

 

2. Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции

а) Из серии слогов:

то-та-ту на-ну-но са-со-су

оп-ап-уп ас-ос-ис ум-ам-ем и т.д.

б) Из слова (в начальной позиции). Беседа по тексту стихотворения:

- Вот сколько на «к» я сумею сказать:

кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

корова, квартира, картина, ковёр,

кладовка, калитка, комод, коридор...

- Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на «т» ты сумеешь назвать?

- Топор, табуретка, тарелка и ложка...

- Ты, кажется, что-то напутал немножко.

- Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.

Послушай, на «с» назову я посуду:

стакан, сковородка, солонка и... кошка.

- А кошка откуда?

- Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку — откуда пришла

и вся ли посуда на кухне цела... (Л. Куклин.)

Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.

в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например:

Кто? Что сделал? Кому? Что?

Папа принёс Пете пастилу.

Соня связала сестре свитер.

 

3. Вычленение последнего согласного слове

Назвать последний согласный:

куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.

 

Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к). С каждым полученным словом устно составить предложение:

ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.

 

Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке логопед обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к...):

самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда-...

 

Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:

мост — телефон — носки — иголка — автобус...

 

Сложные формы звукового анализа

Тема. Звуковой анализ односложных слов.

Цель. Упражнение в определении количества и после­довательности звуков в слове.

Учащимся предлагается рассмотреть две сюжетные картинки:

1) Девочка уронила чашку и ахнула.

2) Мальчик ушиб колено - и охнул;

«услышать» короткие восклицания детей: «Ах!» и «Ох!» Логопед. Сколько звуков в слове «Ах»? Назовите первый, второй с указанием: гласный, согласный. Обозначим это схемой |0< И и составим слово из разрезной азбуки. (То же — со словом «Ох».) Теперь послушайте, какая история случилась однажды с нашими словами (зачитывается стихотворение Е. Измайлова).

НАОБОРОТ

Слово ОХ и слово АХ

заблудились в трёх соснах.

И сказало ОХ со вздохом:

- Ох, наверно, дело плохо!

И сказало слово АХ:

- Ах, как страшно в трёх

соснах!

И заохали, и заахали,

и зажмурились и заплакали:

- Ох-ох! Ах-ах!

Что за ужас! Что за страх!

Прибежало слово ЭЙ!

Закричало слово Эй!

- Эй, друзья, повеселей!

Эй, ребята, посмелей!

С плачем дело не пойдет!

Надо бы наоборот:

Коль беда случилась с вами,

станьте бодрыми словами!

Переставьте буквы –

улыбнётесь вдруг вы!

Ученики переставляют буквы в составленных ранее словах, читая вновь полученные слова, и составляют их схему. Далее дочитывается стихотворение.

И сказало ОХ: «Хо-хо!

В самом деле, как легко!

И сказало Ах: «Ха-ха!

В самом деле, чепуха!

Заблудиться в трех соснах

Можно только лишь со

сна!»

И по лесу далеко

побежало: «Хо-хо-хо!»

А потом издалека

доносилось: «Ха-ха-ха!»

И когда их голос стих,

тут окончился мой стих.

Делается вывод о важности правильного последовательного чтения и написания букв в словах.

 

2. Расставить по местам перепутанные в стихотворении слова. Сравнить их по звучанию. Назвать количество звуков, указать общие и разные звуки. Объяснить значение слов.

ЕРАЛАШ

Кто на дереве сидит?

Кит.

В океане кто плывет?

Кот.

В огороде что растет?

Рак.

Под водою кто живет?

Мак.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш.

Я приказываю вам

Всех расставить

По местам!

 

3. Прочитать стихотворение, провести сравнительный анализ вновь полученных слов.

«8: О»

Если штангой сделать эМ,

Если штангой сделать эЛ,

И забить в ворота Е –

будет МЕЛ.

 

Если О забить, как гол,

Будет МОЛ.

У забьём: вратарь уснул!

Будет - МУЛ.

И - МИЛ,

Ы - МЫЛ,

А - МАЛ,

Я - МЯЛ,

Ё - МЁЛ,

Восемь — ноль! (И. Токмакова.)

 

4. Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получи­лось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом.

Образец: дом—дым. У дороги дом. Из трубы идёт дым. Сон, бак, сок, пил, вал, мел.

 

5. Из данных ниже слов получить другие путем замены а) начальной согласной буквы:

ком, день, педаль, макет

точка, балка, лук, лак

б) конечной согласной буквы:

сыр, сон, кот

сук, мак, стоп

Устно составить предложения (словосочетания) с каждым словом.

 

Вставить стр. 119

 

8. Тема: «Работа с текстом стихотворения А.Шибаева «Буква заблудилась».

Цель: укрепление речевого внимания, тренировка логического мышления, воспитание звукового анализа.

Ход занятия

Логопед. Ребята, вы, наверное, хорошо помните, что на улице Бассейной жил человек рассеянный. С ним приключилось много неожиданных смешных историй из-за его рассеянности. А однажды он решил написать стихи для детей и сам сделал рисунки. Вы сейчас услышите эти стихи. Автор по рассеянности перепутал буквы. Мы должны догадаться, что хотел рассказать автор, и испра­вить текст. Для этого следует убрать букву, которая заблудилась, и поставить на её место нужную букву. Её вы найдёте в кассе букв и поднимете, когда я вас об этом попрошу.

БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ

Неизвестно, как случилось,

только буква заблудилась:

заскочила в чей-то дом

и - хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

буква-озорница,

очень странные дела

начали твориться...

Закричал охотник: - «Ой!

Двери гонятся за мной!»

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зелёный лук

с длинными усами!..

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки,

на головах у нас - щенки.

Синеет море перед нами,

летают майки над волнами.

 

Стр.122-123

 

• запись слов парами (самостоятельно, по памяти), например:

двери —...? лук —...? будка -...?

 

9. Дать ответ на «Загадку».

Они, как я заметила,

везде и всюду есть:

в руке их только четверо,

зато в кармане — шесть.

Я шесть их вижу в радуге

и, если сосчитать,

то сразу сами скажете,

что их в арбузе — пять! (Н. Разговоров.)

Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), сос­тавляющих слова: рука, карман, радуга, арбуз.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.