Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение линейной последовательности пред­метного ряда.






 

15. Игра «Прогулка в парк»

Цель. Упражнять учащихся в воспроизведении после­довательного ряда предметов.

Условия игры. Дети сидят за партами. Логопед раздает им по 4—6 цветных.брусков (из детского набора «Строитель»). Слева от детей условно обозначен вход в парк (см. рис. 9).

Примерное речевое сопровождение игровой ситуации:

Логопед. Мы идём по дорожке. Первая скамья на нашем пути зеленая (дети ставят зеленую скамью). Следующая скамейка жёлтая, за ней — синяя. В конце дорожки — красная.

Таким образом, дети выстраивают ряд в направлении слева направо. Они хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении.

Логопед. Мы дошли до конца дорожки. Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении, т.е. справа налево.

 

16. Игра «Где меня найти?»

Цель. Упражнять учащихся в нахождении одного предмета в ряду однородных.

Условия игры такие же, как в предыдущей. Предварительно дети упражняются в показе первой скамьи слева (на данном этапе это удобнее делать левой рукой); первой скамьи справа (правой рукой); третьей скамьи слева (левой рукой) и т.д.

Один из учеников — ведущий — говорит: «Я буду на второй скамье справа». Остальные кладут руку на эту скамью. Ведущий определяет, все ли «нашли» его. Дети поочередно ведут игру, проверяя правильность действий товарищей.

 

17. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх (см. рис. 10); б) спинкой вниз (см. рис. 10).

 

Рис. 10

 

18. Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А - рис. 11) (вариант Б - рис. 12).

Рис. 11 Рис.12

 

19. Определить, след правой или левой ноги от­печатался на песке (рис. 13).

 

20. Как определяют правый и левый берег реки?

 

21. Определить на рис. 14 «Семья на прогулке», с какой стороны относи­тельно других находится каждый член семьи (спра­ва, слева?). Сравнить с рис. 2 к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках?

Рис. 14

 

22. Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.). Проводится следующим образом:

а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);

б) перечислить их несколько раз, запоминая последо­вательность;

в) образец закрывается;

г) выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

д) повторная демонстрация образца;

е) проверка правильности выполнения - в различных вариантах контроля.

Протяженность ряда постепенно растет - по мере тренировки детей (пример — см. рис. 15).

Рис. 15

23. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).

б) Прочитайте ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).

 

24. Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?

Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают).

Аналогично рассматриваются и другие числа.

 

25. «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4..., после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.

 

26. «Показать соседа справа» — проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.

 

27. «Вернуть число на место». На наборном полотне демон­стрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1 2 3 4 5 6 8 9.

Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».

 

28. Графическое воспроизведение направлений Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо.

 

29. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях, что и в предыдущем задании. «Прочитать» направления.

 

30. Работа в тетрадях (исходные точки для последующих заданий в тетрадях учеников заранее размечаются логопедом).

Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+»:

 

 

от первой точки - снизу

от второй «сверху

от третьей «слева

от четвертой «справа

 

31. Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:

1 - вниз

2 - вправо

3 - вверх

4 - влево

 

32. На двух строчках отметить по 8 точек. а) Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).

 

 

б) В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.

в) Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

г) В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз.

д) В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.

 

33. «Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.

 

§3. ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Круг вопросов: уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация лексического запаса.

Сутки (четыре времени суток)

1. Как называется прием пищи в разное время суток?

 

2. Рассмотреть схему суток. Разложить в нужной последо­вательности карточки с названиями частей суток.

УТРО

 

3. Рассказать об основных моментах режима дня школьника, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.

 

4. Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча, например: «Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?» - «Я сначала обедаю, а потом мою тарелку.» и т.п.

Неделя

 

5. Назвать пять дней подряд без дат и дней недели:

 

(вчера, завтра, позавчера, послезавтра)

 

6. В тексте К.Д.Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»:

«... поучусь, а... погуляю» - говорит ленивый.

«... погуляю, а... поучусь» - говорит прилежный.

 

7. Прослушать диалог М. Малишевского и вставить недостающие слова.

НОЧЬ И ДЕНЬ

- Как тебя сегодня зовут, Ночь? — спросил День.

- Как зовут? Никак не зовут: Ночь да Ночь.

- А как будут звать завтра?

- Что значит звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь.

- А как звали тебя вчера?

- Тоже Ночь.

- А меня сегодня зовут Вторник,... будут звать Среда, а... звали Понедельником, — сказал День.

 

8. Запомнить по порядку названия дней недели.

- О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.