Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суицидальное поведение подростков






В настоящее время проблема лишения себя жизни, особенно у молодежи встает достаточно остро. Об этом свидетельствует постоянный интерес к данной проблеме средств массовой информации, а также её обсуждение, философами, педагогами, психологами, врачами, теологами и другими профессионалами. Особую актуальность приобретают знания о факторах суицидального риска.

Термин суицидальный применяется для описания человека, который имеет интенсивные и серьезные мысли о самоубийстве. Этот термин охватывает также людей с неотчетливыми и не столь сильными суицидальными мыслями, которые, однако, находятся в зоне суицидального риска вследствие действия различных факторов, а также тех, кто пытался покончить с собой.

Суицидальным риском обозначают – вероятность совершения самоубийства. Среди факторов повышающих риск выделяют три группы:

1. Биологические факторы: наличие суицидов среди биологических родственников; аномалии сиротонинергической системы мозга.

2. Психолого-психиатрические факторы: наличие психического заболевания (депрессия, шизофрения, алкогольная зависимость, расстройства личности); индивидуально-психологические особенности (сниженная переносимость эмоциональных нагрузок, максимализм, категоричность суждений, склонность к «черно-белым» оценкам, низкий уровень коммуникативных способностей, неадекватная самооценка, ограниченный репертуар копинг-стратегий, низкий уровень способностей к решению межличностных проблем); суицидальные попытки или эпизоды самоповреждающего поведения в прошлом.

3. Социально-средовые факторы: стрессовые события (смерть близкого человека, физическое, психологическое или сексуальное насилие и др.); определенные социальные характеристики (отсутствие семьи, постоянного места работы и др.); доступность средств суицида.

Можно выделить также и другие факторы склонности к суицидальному риску.

1. Предшествующие попытки суицида

2. Семейная история суицида

3. Кризисная ситуация (неизлечимая болезнь, развод, смерть близкого человека, безработица, финансовые проблемы и т.п.)

4. Семейный фактор (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты)

5. Эмоциональные нарушения

6. Психические заболевания

7. Социальное моделирование (демонстрация суицида в СМИ, литературных произведениях)

8. Нахождение в группе риска: молодежь, пожилые люди, сексуальные меньшинства, ветераны военных конфликтов и др.

Риск становится особенно высоким, если одновременно исчезают (или ослабевают) один или несколько факторов, которые в норме обеспечивают некоторую степень за­щиты.

О суицидальных намерениях могут свидетельствовать также и другие признаки:

● Отсутствие интереса к чему-либо.

● Неспособность планировать свои поступки в текущей жизненной ситуации.

● Противоречивость, двойственность намерений. Человек высказы­вает желание умереть и в то же время просит о помощи. Напри­мер, человек может сказать: «Я, собственно, не хотел бы умирать, но не вижу иного выхода».

● Разговоры на темы о самоубийстве, повышенный интерес к раз­личным сторонам самоубийства (случаи, способы...).

● Сны с сюжетами самоуничтожения или катастроф.

● Рассуждения об отсутствии смысла жизни.

● Письма или записки прощального характера, необычное упорядо­чение дел, оформление завещания.

Склонность к самоубийству усиливается о период депрессии, осо­бенно при ее углублении и затягивании.

Должны настораживать и такие признаки: внезапное исчезновение беспокойства, пугающее успокоение с оттенком «потусторонности», отрешенность от забот и тревог окружающей жизни.

Увеличивают риск суицида: попытки совершить самоубийство в прошлом, случаи самоубийства у родственников, родителей; само­убийства или попытки их совершения среди знакомых, особенно дру­зей; максималистские черты характера, склонность к бескомпромисс­ным решениям и поступкам, делению на «черное и белое».

Согласно модели предрасположенности к стрессу (стресс-диатеза) в конституциональную предрасположенность (диатез) вносят свой вклад как наследственные факторы, так и приобретенная восприимчивость [67].

Перенесенные ранее в жизни травматические события, хронические заболевания (особенно цент­ральной нервной системы), хроническое злоупотребление алкоголем и наркотиками и т.п. играют определенную роль в развитии суицидального диатеза.

Согласно этой модели, предраспо­ложенность, склонность к суицидальному поведению является решаю­щим детерминантом, она определяет манифестацию суицидальности под влиянием стресса как результат, например, острого психического или соматического заболевания, чрезмерного употребления алкоголя и наркотиком, тяжелых социальных проблем и семейных кризисов.

Таким образом, совершение самоубийств, возможно объяснять с позиций степени выраженности предрасполо­женности (диатеза) к суициду.

Модель стресс-диатеза можно дополнить более широкой моде­лью развития суицидального процесса, которая позволяет лучше понять динамику взаимодействия между суицидальными людьми и их окруже­нием и дает возможность изучать «суицидальную коммуникацию» (ди­намику взаимодействия между суицидальным субъектом и его семьей или другим значимым человеком), а также взаимодействие между на­следственными и приобретенными состояниями.

В модели учитываются следующие факторы:

● роль личности и когнитивного стиля суицидального человека;

● роль факторов окружающей среды;

● роль стресса в проявлении предрасположенности;

● роль реакций других людей и влияние их психосоциальной и культуральной поддержки на исходы;

● обстоятельства, уменьшающие уязвимость (защитные факторы) и способствующие самоубийству или суицидальной попытке (факторы риска).

В этой модели связи между суицидальными мыслями и попытками самоубийства перестают быть явными, становятся эфемерными. На исход влияют факторы риска и защиты во взаимодействии с предрасположенностью. Самоубийство расценивается не как болезнь, а как действие, возникающие в результате взаимодействия когнитивных, аффективных и коммуникативных аспектов.

Л.В.Куликов в своей работе [50] описывает следующие мифы о самоубийстве

● Человек, предупреждающий о своем самоубийстве, не совер­шит его. Из десяти совершивших самоубийство восемь делали явные наме­ки на свои намерения.

● Тот, кто совершает самоубийство, непременно желает умереть; склонный к самоубийству человек всегда готов его совершить. Большинство самоубийц не знают, хотят они жить или умереть. Часто играют со смертью, надеясь, что их спасут.

● Склонность к самоубийству наследуется. Поведение, ведущее к самоубийству, как и любой другой вид пове­дения, во многом обусловлен личностными свойствами, а они форми­руются под воздействием многих факторов, не только наследственно­сти. Из частей личности наибольшее влияние наследственности можно обнаружить в темпераменте. Ни один тип темперамента не ха­рактеризуется повышенной склонностью к самоубийству.

● Все люди, склонные к самоубийству - душевнобольные. Хотя всякий человек, склонный к самоубийству, бесконечно не­счастен, совсем не обязательно, что он психически болен. Люди в со­стоянии депрессии чаще, чем при других психических расстройствах, предпринимают попытки самоубийства.

Ответная реакция других людей на суицидальные сообщения чело­века сама по себе может обеспечить частичную защиту от суицидаль­ных действий. Однако, к сожалению, она может стать и отчетливым фактором риска, усугубляющим состояние хаоса и ненависть к себе у суицидального человека и ускоряющим суицидальный процесс в нега­тивном направлении.

Затухание суицидального процесса или его перерастание в суицидальную попытку или самоубийство зависит от следующих факторов:

● способность человека к просьбам о помощи и ее получению;

● способность других людей (включая персонал) из окружения суицидального человека к распознаванию его/ее суицидального сообщения и серьезному отношению к нему.

Суицидальное общение можно разделить на вербальное и невербальное. В свою очередь, эти виды делятся на прямое и косвенное общение.

Прямое вербальное общение. При прямом вербальном суицидальном общении человек либо прямо выражает свое намерение свести счеты с жизнью, либо - менее четко - чувства, что все вокруг безнадежно, и осталось единственно правильное решение - покончить со всем этим сразу. Иногда эта форма общения выража­ется в ссорах со значимыми людьми и обвинениях, что они являются винов­никами возникших проблем и, в подтексте, - в суицидальной ситуации.

Косвенное вербальное общение. Косвенное вербальное общение иногда является менее отчетливым, поскольку высказывания типа «Так дальше продолжаться не может», «Я не вижу смысла в жизни», «Возможно, мы больше не увидимся» и «Гля­дя на этот мир, перестаешь удивляться, что многие хотят покончить с собой» часто интерпретируются с трудом. Для правильного понимания эти высказывания нуждаются в контексте. Некоторые из них можно лег­ко интерпретировать, тогда как понимание других приходит лишь рет­роспективно.

Прямое невербальное общение. Примером прямого невербального общения может быть приобрете­ние оружия или накапливание рецептов на наркотические или сильно­действующие медицинские препараты.

Косвенное невербальное общение. Составление завещания, раздача подарков на память, оплата долгов и изменение страхового договора — все эти поступки могут быть при­мерами косвенного невербального общения. Другими выражениями су­ицидального намерения могут быть активные усилия по поддержанию контактов с близким человеком или медицинскими службами, а также поиски уединения и изоляция.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.