Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возьми тайм-аут, отложи решение на время 2 страница






провел анализ книг, прочитанных пациентом в больнице, и, апеллируя к ним, предложил ему иную оценку себя и своих возможностей. Удалось косвенно подтолкнуть, убедить пациента, внушить ему, что он, в сущности, сам интеллигент. Такое отношение врача побудило больного к переоценке ценностей, а последняя привела к тому, что после выписки из больницы столяр сменил в своем ремесле традиционные формы на современный стиль, поступил учиться и бросил пить.

Повышению самооценки способствует не только перенесение на себя отдельных, недостающих свойств идеала, но и оживление тех собственных свойств, которые обеспечивали прошлые достижения. Эти воспоминания способствуют изменению реакции на трудности, и вместо типичных для неудачников конструкций: «Если бы только...», «Да, но...» — появляются совсем иные: «Спасибо, что хотя бы...», «Хорошо, что удалось продвинуться до...». Тем самым побуждаются мысли и высказывания, характерные для людей, способных удачно решать свои проблемы, — победителей («Я ошибся, но больше этого не случится»; «Теперь я знаю, как сделать это правильно»). Воспоминания об успешном преодолении трудностей возвышают человека в собственных глазах и помогают почувствовать себя более уверенно («Я уже делал это раньше. Я способен делать такие вещи. Я сделаю это и теперь!»). В этом случае человек авансирует себя доверием, и такой подход способствует приливу сил. Сохранение опоры на позитивный опыт и имеющиеся ресурсы позволяет использовать все, что может помочь. Например, если неприятна необходимость выполнения какой-то работы, то можно сосредоточиться на том, как будет хорошо, когда она будет сделана.

Подчас неплохим средством предохранить себя от чувства страха и вины и воссоздать свой положительный образ является праведный гнев. Интенсивно критикуя чьи-то действия, человек начинает чувствовать себя умным, входит в образ лица высоконравственного и всегда правого, тем самым повышая свою самооценку. Теперь ему нет нужды обращать внимание на собственные недостатки, ведь столько пороков вокруг. Механизм этого приема обусловлен тем, что гнев не совместим со страхом 1132, с. 124]. Тем более когда человек отдает себе отчет, что нельзя все делать одинаково хорошо, если не делать все одинаково посредственно. Поэтому страдающим от своих ошибок полезно иметь в виду, что не всегда следует тратить силы на устранение своих недостатков, лучше развивать свои достоинства.

Однажды, посмотрев тренировку наших футболистов, знаменитый Пеле сказал, что знает, почему русские играют так плохо: тренировки посвящены устранению недостатков, а надо развивать достоинства. По мнению этого футболиста, у него и его товарищей масса недостатков, но мало кто их

замечает, потому что то, что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остались, — лишь продолжение их достоинств.

Среди достоинств, эффективно повышающих самооценку, выделяют героизм и альтруизм. Так, доноры сообщали, что после сдачи крови думают о себе лучше и испытывают чувство самоудовлетворения. У мужчин повышению самооценки помогает признание в себе качеств, приписываемых «настоящему» мужчине и потому повышающих их статус в обществе. Этот факт иллюстрирует эффект от объявления, сделанного в 1899 г. знаменитым полярным исследователем Э. Шеклтоном:

Нужны мужчины для опасного путешествия. Зарплата маленькая. Холода страшные. Долгие месяцы кромешной тьмы. Постоянная опасность. Благополучное возвращение сомнительно. Почести и признание в случае успеха.

На призыв Шеклтона откликнулось более двух тысяч человек. Исследователи полагают, что такой интерес отражал стремление откликнувшихся укрепить самоуважение за счет демонстрации готовности к преодолению трудностей.

Кроме описанных стратегий нормализации самооценки, можно отметить еще одну связанную с трансформацией жестких и немедленных требований в некое предпочтение. Возникновение такого предпочтения не требует снижения основных ценностных критериев, но срочность достижения задач может быть пересмотрена и реализация отложена. В этом случае необходимо оценить вероятность неблагоприятного события, хотя бы приблизительно. Рассмотрение полученной вероятности может показать, что шансы пострадать совершенно ничтожны, что само по себе снижает напряжение, а если вероятность велика, то целесообразность отложить достижение становится очевидной.

ОСУЩЕСТВИ АНАЛИЗ ПРИЧИН РАСЩЕПЛЕНИЯ И ВОССОЕДИНИ ЛИЧНОСТЬ

Все эти крики: «никогда не забыть и не простить», — говорят, к сожалению, также и о том, что пока не простишь, многого не поймешь в себе, да и не вспомнишь.

М.Мамардашвили

Воссоединение — способ преодоления изоляции путем обнаружения причин расщепления личности на части с появлением между ними границ и снятия границ, разделяющих эти субличности. Это достижение примирения, делающего возможным объединение качеств, ранее разнесенных по разным личностям. С этой целью проводится углубленный анализ истоков расщепления, причин возникновения дополнительных границ и их снятие, вследствие исчезновения противоречий, ранее побуждавших к расщеплению.

На начальном этапе расщепления происходит только разделение между определенными отделами памяти, а диссоциированные впоследствии персоналии еще находятся в определенном взаимодействии. Еще сохраняется впечатление единой личности. На этом раннем этапе исправление того, что было деформировано защитой, заключается в обнаружении того, что было разделено, в выявлении, в какой части памяти произошел разрыв связей, и в их восстановлении, в возвращении ранее изолированного в исходный контекст для восстановления общности информации. Такое возвращение информации на ее место в прошлом освобождает человека в настоящем от поведения, чуждого ему, помогает адекватно воспринимать ситуацию, понять, что различные тревоги, которые привели к активизации защиты, связаны с давно минувшим.

На более позднем этапе, при полном отчуждении, преодоление требует более сложных операций. В этом случае внутренний мир человека может быть населен несколькими не ладящими между собой личностями. В полностью отщепленной личности вытесненный комплекс, как автономная группа ассоциаций, может так преобразиться, что становится возможной его персонификация. Именно персонификация знаменует формирование границ между этими комплексами как между мирами, отделяя одну часть личности от другой пропастью, иногда непреодолимой. При этом нельзя думать, что после расщепления человек может «выбрать» определенную личность, — их переключение не регулируется осознанно. Возможно только неуправляемое вторжение в поведение одной из личностей, поскольку нет общего, более высокого управляющего уровня. Тем не менее одна из субличностей может чаще захватывать управление телом.

Для преодоления сепарации субличностей и снижения связанной с ней психической напряженности необходимо прежде всего вскрыть причины и затем: либо обесценить некоторые из противоречащих друг другу качеств; либо добавить новые условия, которые заставят переоценить старые качества и «снимут» противоречие; либо изменить противоречащие качества таким образом, чтобы ликвидировать несоответствие. Некоторые аспекты подобных трансформаций я покажу на примере из своей практики:

Ко мне обратилась дама из Прибалтики. Ей было лет пятьдесят пять, она прекрасно выглядела и, было видно, тщательно следила за собой.

Из беседы с ней выяснилось, что она и материально благополучна. У нее большая, прекрасная квартира, хорошая машина, доход и никаких внешних обязательств. Теперь она одинока и желала бы видеть рядом с собой «друга сердца». Однако с этим почему-то у нее не получалось. Несколько раз казалось, что все вот-вот решится, но каждый раз разлаживалось. Ей рекомендовали обратиться к психологу. Анализ ее прошлого позволил мне вскрыть два глубинных внутриличностных конфликта, которые и привели к изоляции: в ее личности возникли три разные субличности.

История ее такова. Она была счастливой женой руководителя большого строительства и матерью любимого сына. Ее муж был человеком сильным, мужественным и умел принимать решения. (Ее женская личность была целостной.) Затем в дом пришло несчастье — на мужа упала балка и переломила ему позвоночник. Он оказался в инвалидном кресле на несколько лет, до самой смерти. Поскольку надо было обеспечивать семью, он остался руководителем, а все посреднические функции и роль прораба взяла на себя она — его жена. Эти функции — мужские, и часть ее личности стала деформироваться в направлении маскулинности. (Возникла вторая субличность — мужская.) После смерти мужа ее сын женился и уехал в Израиль. Там у него обнаружили серьезное заболевание крови, и он вызвал мать помочь с воспитанием внука. Она поехала и опять на несколько лет, до смерти сына, оказалась в мужской роли. Однако сын, в роли посредника которого она выступала, был человеком иного, чем отец, темперамента и характера. (Сформировалась третья, тоже мужская субличность.) Теперь она вновь хочет выступать в роли женщины, но внутри нее живут два любимых мужчины и требуют реализации. Она не отдает себе отчета в том, что претенденты на ее руку ощущают ее мужскую сущность, которая и отпугивает их.

В этой ситуации мне пришлось с помощью убеждения и внушения показать пациентке исчерпанность необходимости жизни в мужских ролях (теперь это не актуально и даже мешает!). Далее был использован метод психосинтеза, который позволил снизить их внутреннюю непримиримость и нормализовать, усилить ее женское естество.

Препятствовать расщеплению может появление более высокого психического уровня, управляющего взаимоотношением позиций субличностей. Без этого лишь внешние воздействия провоцируют смещение— переход от одной личности к другой. Когда в процессе коррекционных усилий достигается интеграция разъединенных частей психики, происходит освобождение энергии, требовавшейся ранее для охранения границ, поэтому человек нередко переживает интеграцию как возвращение жизненных сил и возрождение надежд.

Таким образом, главную роль в рассмотренном способе преодоления играет гибкость психики, позволяющая снизить инерционность системы ценностей Модели Мира и изыскать положительные элементы в кажущихся непримиримыми позициях («С одной стороны так, но с другой может быть и иначе. В тех условиях это так, но ведь условия изменились»). Снижение исходной непримиримости и инерционности определяет, сможет ли человек изменить свои установки и пересмотреть отношение к событиям. При ортодоксальных, плохо поддающихся коррекции взглядах обстоятельства могут вызывать столь тяжелые душевные конфликты, что для того, чтобы их пережить, единственным, но крайним выходом становится расщепление личности.

ОТКАЖИСЬ ОТ НЕСГИБАЕМОСТИ СВОИХ ПОЗИЦИЙ

Порой самая несгибаемая позиция — результат паралича.

С.Е.Леи

Этот способ преодоления опирается на приемы, исключающие необходимость вторжения защиты по типу вытеснения. Результат достигается посредством смягчения и корректировки излишне жестких требований системы ценностей, для увеличения разнообразия приемлемых стратегий поведения.

Пластичность психики развивается через осознание необходимости смены стратегий поведения, понимание, что если на отдельных этапах жизни многие виды защиты играют положительную, приспособительную роль, то на других могут оказаться нерациональными, особенно приобретя характер привычной стратегии. Например, в свое время человек, не имея должных ресурсов, был в состоянии устранить неприемлемое для себя влечение только выяснением, так как был слишком слаб, чтобы справиться с собой осознанно. Но став зрелым, сильным, он уже способен заменить вытеснение осуждением (осуждая нечто в себе, человек уже в силах не только терпеть это, но и прилагать усилия для исправления.) В то же время если он продолжает использовать привычную стратегию (вытеснение), то тем самым тормозит развитие собственной личности. Особенно часто это происходит, когда человек добивается успеха на каком-то определенном пути и, боясь с этого пути свернуть, начинает думать, что и для решения других задач нужно продвигаться все дальше и дальше в том же направлении.

Кроме динамики психических ресурсов в течение жизни (раньше не было ресурсов, а теперь есть; раньше старый путь мог привести к победе, а теперь полезнее новый), следует учитывать личный «шаг» изменений. Человек быстрее приходит к осознанию своих неблаговидных поступков или к восприятию противоположной точки зрения мелкими шагами, при каждом добиваясь гармонии, внутреннего согласия. Он корректирует личную значимость ситуации и ее прогноз поэтапно, подходя к новой оценке случившегося постепенно. Чем неожиданнее осознание новой позиции, тем сильнее эмоциональная реакция на нее и тем вероятнее включение защиты. Нельзя забывать о предельных дозах, в которых человек способен усваивать расхождения между своей наличной позицией и желательной. Когда расхождение слишком велико (позиции прямо противоположны) — усвоение прекращается («Все это не для меня!»), включается защита, и «это» вытесняется.

Новой оценке события способствует не только уменьшение шага изменений, но и смена направления продвижения. В этом случае прежде всего следует акцентировать элементы, объединяющие исходную и новую позиции, рассматривая их как основополагающие, и лишь затем — разъединяющие, представляя их как второстепенные («Не такие уж они и разные, эти подходы, смотрите, сколько в них общих полезных черт!»). Значительно легче продвигаться к новой точке зрения, поначалу критикуя частности на фоне общей положительной оценки прежней стратегии. Здесь полезно вспомнить метод Сократа: сначала вместе с ошибающимся собеседником (в нашем случае — со своей прежней позицией) встать на неверную точку зрения, найти и обсудить ее положительные стороны, объявить себя союзником, взвесить не только «за», но и «против» и путем дальнейших рассуждений перейти вместе на правильную точку зрения.

Другая стратегия достижения внутреннего равновесия для исключения вытеснения— путь, проложенный Б. Паскалем [140], который заметил, что люди сердятся, когда ошибаются, а не тогда, когда не все увидели. Важно помнить, что человек по самой своей природе не способен увидеть предмет сразу со всех сторон. Поэтому не вредно себе сказать: «Раньше я видел эту проблему только с одной стороны, и, возможно, с той стороны моя позиция была правильной. Однако выясняется, что у нее есть и другие стороны, нужно их тоже принять во внимание». Таким образом достигается внутреннее согласие, ведь и раньше не была допущена ошибка (просто вы чего-то не углядели), и уже нет препятствий для изменения своего отношения к проблеме в целом.

Отметим, что застревание на привычном способе восприятия в ряде случаев выступает побудителем вытеснения. Во-первых, при особой серьезности: даже если человек хочет что-либо переменить и сделать нечто непривычное для себя, серьезное отношение к себе встанет у него на пути («Серьезные люди так поступать не могут!»). Во-вторых, при перманентной уверенности в своей правоте: человек перестает обдумывать каждый шаг и замечать новые перспективы и может упустить нечто важное. В-третьих, представление о своей особой значимости («Я как начальник/профессор/эксперт...»): человек теряет все прочие представления, поскольку переходит в ряды посредственностей и людей деструктивных.

Мнения должны меняться — и потому, что меняется мир, и потому, что меняемся мы сами. Признание относительности своей системы ценностей расшатывает предрассудки, преодолевает навязчивость и устраняет препятствия на пути коммуникации. Если вы не хотите, чтобы вами манипулировали, помните: у вас есть право менять свои убеждения. Поэтому надо научиться оспаривать любое обобщение, склоняющее к представлению катастрофических последствий ситуации, правомерность дихотомических оценок и полярных выводов. Надо научиться говорить «нет» необоснованным требованиям и перестать делать негативные выводы из незначительных событий. Технические приемы: замена вытеснения осуждением; учет личного «шага» изменений; продвижение к новой точке зрения посредством критики частностей на фоне общей положительной оценки прежней стратегии; рассмотрение прежнего подхода не как ошибочного, а как однобокого, возникшего при учете только части информации, которая теперь доступна в большем объеме.

ОТЛОЖИ ДОСТИЖЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА

Положение было уж очень безнадежным, и чтобы иметь мужество идти, надо было поменьше рассуждать о своем положении.

А. де Сент-Экзюпери

Данный способ преодоления опирается на существование объективной возможности изменения ситуации, вследствие ее собственной динамики, без содействия человека. При этом ожидаются только изменения в направлении аннулирования ее нежелательного воздействия или ненаступления исхода, связанного с утратой («Отложу и подожду может само рассосется?»). Приписывание неудачи стечению обстоятельств способствует сохранению веры в собственные возможности и ограничивает прогноз будущих неудач.

Ряд травмирующих ситуаций связан с невозможностью (из-за неблагоприятных обстоятельств или собственной временной несостоятельности) получить желаемое немедленно. В такой ситуации имеет смысл заняться анализом упорядоченности своих целей. Желательно убедить себя, что «это» сейчас не первоочередная потребность. Тогда облегчается организация новой очередности целей, в результате напряжение ослабляется и необходимость вторжения защиты исключается. Если анализ иерархии целей проведен удачно, то может обнаружиться, что совокупность сведений о неблагоприятных обстоятельствах можно представить как отсрочку исполнения желаний, а неприятности — как случайные эпизоды по дороге к достижению желаемого. При этом, не отказываясь от получения и самого результата, человек становится способным перенести отсрочку и огорчение от такого временного отказа. Другим подходом к разрешению ситуации выступает переключение внимания с актуальной, но сейчас недостижимой цели на достижимую: начать решать не самую важную задачу, не ту, которая не поддается, а ту, которую можно решить сейчас. «Разогревшись» на ней, человек обретает силы для перехода к следующей, более трудной задаче. Непреодолимую проблему надо «брать по частям». А выждать благоприятного момента для решающего броска поможет идея, что только начинаешь разогреваться.

Чтобы овладеть умением ждать, человек должен научиться переносить «подвешенное состояние», понимать, что немедленное вознаграждение не всегда оптимально. Стратегия «отложить» не только полезна, но иногда единственно возможна. Не исключено, что со временем появятся новые, непредвиденные возможности, которые можно упустить, если форсировать события. Кроме того, осознанная отсрочка позволяет перейти в эмоционально менее напряженное состояние и лучше видеть очертания будущего. Обратимся к следующему примеру.

Султан Персии приговорил двух человек к смерти. Один из них, зная, как сильно султан привязан к своему жеребцу, предложил ему в обмен на свою жизнь за год научить скакуна летать. Султан согласился. Другой приговоренный недоверчиво посмотрел на своего друга: «Ты же не хуже меня знаешь, что лошади не умеют летать. Ты ведь только оттягиваешь то, чего невозможно избежать». — «Это не так. На самом деле я приобрел четыре шанса сохранить жизнь и получить свободу. Первое: за год может умереть султан. Второе: могу умереть я сам. Третье: может умереть лошадь. И четвертое: а вдруг я научу ее летать!»

Препятствиями для немедленного достижения могут выступать внутренние и внешние условия.

Внутренние условия, требующие отложить достижение, как правило, связаны с собственной неготовностью человека к необходимым действиям. В суфийских и буддийских традициях условием для восприятия и исполнения наказов учителя выступает способность ученика находиться в состоянии готовности. У человека должен возникнуть запрос. С этой целью необходимо избавиться от внутреннего протеста против перемен. В физическом плане таким состоянием является расслабление вплоть до дремоты. Расслабление облегчает снятие контроля, рост открытости новому и повышение вероятности принятия изменения. Другим способом повышения готовности может стать усталость от ожидания. Когда запрос сформирован, для облегчения обновления системы ценностей можно предложить человеку составить список того, что могло бы доставить ему удовольствие. В него целесообразно включить и самое простое, достижимое, и самое трудное и дорогое. Когда человек видит перед собой перечень того, что можно реализовать немедленно (улучшая тем самым свое самочувствие), итого, чего достичь трудно, но очень хочется, получение чего должно быть отложено, — тогда он в большей степени готов к планированию и пролонгированным усилиям для достижения результатов.

Внешние условия, препятствующие немедленному достижению, связаны с противодействием людей или обстоятельств. Тогда человеку требуется найти в себе силы преодолеть стремление к сиюминутному исполнению желаемого, уйдя из настоящего в будущее. Мы уже приводили в пример жизнь в концлагерях, где некоторые заключенные, несмотря на все муки, смогли как бы отдалиться от своего настоящего страдания, скрыться в мыслях о будущем. Тем самым они сохранили внутреннюю свободу — пространство, в котором могли мыслить, мечтать и планировать, освобождаться от кошмара настоящего. Известный психолог В.Франкл, пребывая в концлагере, был занят мыслями о лекциях, которые он будет читать после освобождения, в то время как большинство его товарищей по несчастью потеряли надежду и погибли. Аргументируя для себя откладывание до времени исполнения желаний, необходимо принять во внимание, что усилия на этот шаг и длительность возможной отсрочки тесно связана с культурным уровнем и возрастом человека. Обнаружено, что дальние цели плохо сохраняют силу стимула у подростков и лиц с низким уровнем развития. Чем ниже уровень культуры, тем сильнее воздействие сиюминутной цели.

УПРЕДИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧУВСТВА СТРАХА И БЕСПОМОЩНОСТИ

Будь терпелив со всеми, но прежде всего с самим собой. Твои несовершенства должны не обескураживать тебя, а вызывать новый прилив мужества.

Ж. П. Камю

Этот способ преодоления основан на упреждении появления состояний страха и беспомощности, которые непременно вызывают вторжение защиты — вытеснение или подавление и, как следствие, деформацию восприятия и поведения.

Нельзя лелеять свои неудачи. Лучше представлять их как случайные. В противном случае, когда попытки изменить травмирующую ситуацию или свое отношение к ней не приводят к ожидаемому результату, у человека формируется установка особого рода — «выученная беспомощность». Такая установка выступает как барьер на пути реализации планов, порождая готовность к тому, что и в будущем усилия окажутся безрезультатными. Человек, которому не приходилось побеждать, сомневается в том, что он может победить (это верно по отношению не только к внешним опасностям, но и к способности укрощать свои порывы и не бояться их).

Тяжелые последствия обусловлены установками, при которых причина беспомощности приписывается человеком своим личным качествам, воспринимаемым как неизменные. В собственной беспомощности многих укрепляет уверенность в своих слабых способностях, поскольку распространено мнение об их врожденности. Вместе с тем уверенность эта столь неприятна, что вытесняется из сознания. Противопоставить этому можно понимание того, что на самом деле врожденными являются только задатки, которые надо своими усилиями развивать для их превращения в способности. Если их не тренировать, то даже при благоприятных врожденных данных надеяться на успех не приходится. Тогда, руководствуясь представлением о своей неспособности, человек не проявляет должного терпения и выдержки в решении задач, быстро отказывается от повторных попыток осуществить свои намерения. Неудачи, которые он терпит, по его мнению, лишь подтверждают исходное допущение. Поэтому прямое оспаривание несостоятельности человека («У тебя хорошие способности!») непродуктивно, делу может помочь удача на любом другом поприще, любой локальный успех сам по себе повысит самооценку, и это облегчит решение проблем в иных сферах деятельности.

Также большую роль в преодолении собственной беспомощности играет организация контроля личности над средой и понимание того, чем определяется результат действий — собственными усилиями или внешними силами. Дж. Роттер [249] разделил людей на два типа, согласно тому, где, по их мнению, расположено управление их действиями (локус контроля). Первый тип — экстерналы — считают, что события, происходящие с ними, суть результат действия внешних сил, на которые они не могут повлиять. Они пассивно реагируют на препятствия, как бы со стороны наблюдая, как будут разворачиваться события. Второй тип — интерналы — не только считают, что могут влиять на происходящее, но практически все результаты приписывают собственной деятельности. Они активно преодолевают препятствия, организуя для этого свои усилия. Интерналы более удачливы, чем экстерналы, так как хотя тоже боятся, но действуют и тем самым не позволяют своим страхам парализовать их волю. Известно, что, когда имеется возможность управлять средой, контролировать ее, то страх снижается и вероятность успеха возрастает.

Кроме локуса контроля, причина возникновения беспомощности и страха поражения кроется в невысоких потребностях в достижении. Только мощные потребности ведут к преодолению всех препятствий, и страха в том числе. Для тех, у кого эти потребности высоки, риск только усиливает мотивацию. Поэтому, чтобы поддерживать усилия для успешного решения проблем, необходимо повышать потребность достижения. Вместе с тем повторим, что трудности надо наращивать поэтапно, преодолевая простейшие препятствия до попыток справиться с более опасными. Форсирование этого процесса, перескакивание через ступени может привести к усилению страха и отказу от дальнейших шагов.

Преодоление страха не может быть лобовой атакой и требует обходных маневров. Страх чрезвычайно мешает адекватности поведения, так как с помощью вытеснения устраняется из поля сознания, но не уничтожается. Находясь в подсознании, он действует как взрывоопасный и разрушительный аффект, за счет своей изолированности, несопоставления с другими событиями и крайней затрудненностью его преодоления. Сложно бороться с врагом, которого нет, поэтому надо с ним познакомиться и признать его. На этом пути первый шаг — признать состояние своего бессилия и беспомощности. Если бояться принять себя таким, каков есть, придется вступить в борьбу с чем-то внутри себя, что непродуктивно, так как всякий раз, когда человек вступает в такую борьбу, он усиливает реальность страха.

Следующий шаг — знакомство со страхом. Надо осмотреть его со всех сторон, вслушаться в него, с тем чтобы переживать его не пассивно, а активно, контролировать угрозу. Пока человек не знает точно, чего он боится, он не сможет преодолеть свой страх. Если же во всем разобраться, часто оказывается, что, по существу, бояться нечего. Поэтому свои страхи надо вытаскивать на свет — например, пережить страх мысленно, тогда он теряет часть своей разрушительной силы и пугающая неудача может быть рассмотрена как один из источников опыта. Надо помнить, что страх снижает способность идти на риск, что, в свою очередь, побуждает к применению только проверенных стратегий. Боязнь неудачи удерживает от использования новых шансов, любопытных идей. Когда страхи и сомнения преодолены, всегда приходит радостное чувство уверенности в своих силах, вроде чувства облегчения после первого прыжка с парашютом.

Снижению «выученной беспомощности» способствует анализ решения прошлых задач, с которыми человек в свое время не сумел справиться и на которых обучился беспомощности. При этом полезно завышать сложность ранее нерешенных задач, переведя их из класса неразрешимых для себя в класс неразрешимых в принципе. На этом новом фоне можно произвести переоценку — посчитать «те» задачи особо трудными, а «эту» — актуальную задачу — обычной и вполне разрешимой.

Выстраивание последовательных шагов достижения цели может быть дополнено аргументацией в пользу того, что основные проблемы уже в прошлом (и поэтому бояться их нечего), или смещением акцентов с глобальной требовательности и категоричности на планирование по подзадачам, каждая из которых сама по себе не очень пугает. Помогает и представление о том, что причины старых неудач были связаны с переутомлением или плохим самочувствием («Тогда я был не в лучшей форме»). Теперь самочувствие улучшилось, и есть перспектива с задачей справиться.

Еще одним приемом преодоления беспомощности и сохранения контроля над собой служит искоренение вредных привычек речи. Надо перестать употреблять выражения, тормозящие собственную активность, говоря о себе в уничижительном тоне. Высказывания, начинающиеся на «но», вредны, так как побуждают внутреннее сопротивление. Кроме того, полезно заменить «должен» на «хочу», а обязательство, угнетающее своей принудительностью, — на предпочтение, предусматривающее добровольность. Сюда относится и запрещение говорить о своих желаниях без их подкрепления планом достижения. Простое желание чего- либо предполагает, что ситуация нам неподвластна и цель, к которой мы стремимся, никак не связана с нашими усилиями. Вместо «Хочу, но...» — лучше сказать: «Хочу — и сделаю для этого то-то и то-то». Например, вы вообще намерены сбросить вес — или вы делаете для этого что-нибудь? Употребляя не слишком стимулирующие выражения, человек постепенно начинает верить тому, что говорит. Нельзя свои неудачи объяснять так: «Я не могу выучить французский, ведь у меня нет слуха». Такие фразы, часто повторяемые, в дальнейшем становятся серьезным препятствием на пути достижений, создавая табу на успех в обучении. Только решительность заявления «Я сделаю!» приводит в активное состояние весь организм.

Человек с выученной беспомощностью, привыкший к отсутствию успехов и смирившийся с поражениями, меняет стратегию поведения так, что сразу опознается как неудачник. Его выдает то, что он всегда не готов — не знает, что предпримет, если дела пойдут не в должном направлении, но постоянно рассуждает, что сделает в случае выигрыша. В противоположность ему, человек успешный, уверенный в себе — победитель — подготовлен, имеет запасные стратегии и знает, как будет поступать в случае неудачи, но не говорит об этом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.