Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итоговый государственный междисциплинарный экзамен






по направлению 42.03.02 «Журналистика» (2015 – 2016 уч.г.)

Экзаменационные вопросы

1. Возникновение российской журналистики. Газета «Ведомости» – первое русское периодическое издание. Дальнейшее развитие российской журналистики в XVIII в.

2. Социально-политические особенности российской журналистики первой трети XIX в. Дифференциация правительственной и частной печати в системе российской журналистики 30-х гг. XIX в. Журналистская деятельность А.С.Пушкина.

3. Российская журналистика 1840-1850-х годов: основные направления и типы изданий, ведущие публицисты. Общественные позиции консервативной журналистики. Отражение в журналах позиций западников и славянофилов.

4. Российская журналистика и публицистика начала 60-х годов ХIХ века. Идейно-тематическая и содержательная особенность журналов «Время» и «Эпоха» братьев Ф.и М.Достоевских.

5. Особенности развития пореформенной журналистики в России. Влияние изменений в законодательстве о печати на развитие газетно-журнального дела в России.

6. Либерально-демократическая журналистика второй половины ХIХ века. Крупнейшие представители либерально-демократической публицистики.

7. Русская буржуазно-либеральная и консервативная журналистика второй половины XIX века.

8. Русская газета 70 – 80 гг. ХIХ века (типы изданий). А.П.Чехов в журналистике.

9. Особенности российской журналистики конца ХIХ – начала XX в. Место провинциальной печати в системе российских СМИ данного периода.

10. Многообразие, типологические особенности, партийность российской журналистики от периода первой революции 1905 до октября 1917 г.

11. Печать периода гражданской войны. Формирование системы советской печати 1917 – 1920 гг. и её плюсы и минусы.

12. Особенности советской журналистики 1920 – 1930-х годов.

13. Советская журналистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

14. Общие закономерности и особенности развития системы советских СМИ в 60– 80-е гг. XX в.

15. Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности. Перестройка работы СМИ в конце 1980-х и в 90-е годы. Новые формы и методы работы российских СМИ.

16. Специфика советской публицистики: тематика, проблематика, жанры. (Общий обзор и характеристика творчества журналистов XX в. по выбору студента: М.Кольцова, И. Эренбурга, А. Колосова, А.Стреляного, В. Овечкина, А. Аграновского, Ю. Черниченко, В.Пескова и др.)

17. Первые журналы и газеты российской провинции (подробнее – на примере сибирских журналов XVIII в. и официальных газет середины XIX в.).

18. Значение развития частной газетной периодики Сибири второй половины XIX в. («Амур», «Сибирь», «Сибирская жизнь», «Восточное обозрение» и др.).

19. Журналистика XVII – XVIII в. в Западной Европе и в Америке. Значение первой печатной периодической газеты.

20. Развитие средств массовой информации в странах Западной Европы и США в XIX в. Становление системы СМИ. Коммерциализация газетно-журнального дела и рост массовости печати. Первые газетные монополии в XIX веке в странах Западной Европы и США.

21. Эволюция национального издания как общая тенденция развития печати. (На примере «The Times» или др.).

22. Появление и развитие информационных агентств в Европе, США, России. Их роль в развитии СМИ. Ведущие информационные агентства современности.

23. Глобальные СМИ и их особенности (USA Today, International, Gerald Tribune, Finansial Times и др.).

24. Ведущие транснациональные медиакорпорации современности: тенденции и стратегия развития. (На примере «News Corporation», «Hearst Corporation», «Sun-Times», «Time Warner», «Viacom», и др.).

25. Возникновение и основные этапы развития зарубежного и российского радиовещания.

26. Зарубежное и российское телевидение: возникновение и основные этапы развития ТВ.

27. Возникновение и развитие делового медиарынка современной России. Типология деловых изданий. Газеты и журналы издательского дома «КоммерсантЪ» и других медиагрупп.

28. Корпоративная печать в системе СМИ. Функции и типология корпоративных СМИ.

29. Глобальные процессы современности в проблематике СМИ. Противоречия глобализации.

30. Роль журналистики в популяризации научных знаний. Научно-популярные СМИ. Специфика материалов на научные темы в различных СМИ.

31. Логические основы редактирования текста.

32. Публицистический стиль: общая характеристика.

33. Литературный язык и народно-разговорный язык в системе русского национального языка.

34. Языковая норма и кодификация.

35. «Антинорма»: цель, приемы, стилистическая эффективность.

36. Журналистика в системе социальных институтов общества. Социальное значение журналистики. Двойственность СМИ: как общественный институт и как медиа-предприятие.

37. Понятие журналистики как системы средств массовой информации. Различные секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные. Особенности функционирования печати, телевидения и радиовещания в условиях информационного рынка.

38. Функции журналистики как отражение многообразия социальных и информационных потребностей общества, их классификация. Пути достижения информированности аудитории.

39. Особенности экологической журналистики. Методы работы журналиста в экологическом просвещении.

40. Система современного российского законодательства о СМИ и рекламе.

41. Правовое регулирование деятельности СМИ. Закон о СМИ: права и обязанности журналиста.

42. Право на информацию в законодательстве о СМИ. Регулирование доступа к информации.

43. Порядок учреждения СМИ. Организационно-правовые формы регистрации юридического лица редакции.

44. Профессиональная этика журналиста. Современные кодексы профессиональной этики журналиста.

45. Роль СМИ в формировании общественного мнения. Методы изучения общественного мнения в журналистике. Количественные и качественные методы социологических исследований аудитории СМИ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.