Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Из чего выбирать или о плюрализме в психологии.






Тема. Предмет науки психология. Понятие психики (психического отражения).

Литература

ü Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. раздел I, глава 1, & 1 и 2.

ü Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.37-61.

 

По признанию работающих в психологии исследователей дать определение ее предмета крайне сложно (Соколова Е.Е., с. 10). Это объясняется тем, что предмет любой науки не задан раз и навсегда. Психология меняла свой предмет на протяжении своего исторического пути.

На сегодняшний день она представлена психологическими школами или направлениями и развивается, - как пишет об этом Е.Е. Соколова, - в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение проблемы предмета исследования и других фундаментальных вопросов. В психологии одновременно сосуществует множество подходов, каждый из которых диктует свою логику постановки проблем, создания исследовательских программ, формулировки выводов. Каждому, берущемуся за изучение психологии, приходится или сделать выбор в пользу того или иного подхода или … «остаться над схваткой» (Нуркова, Березанская).

I. Из чего выбирать или о плюрализме в психологии.

В поле зрения психологов в разное время попадали различные группы феноменов. Вот как описывает их Е.Е. Соколова (2005).

v Явления внутреннего мира или явления сознания, сознательной жизни.

Мы знаем о них по собственному опыту и можем отдавать себе в этом отчет. Рубинштейн С.Л.: Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п. – все, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Человек не знает о психике (она обладает эффектом прозрачности) до тех пор, пока она не начинает себя обнаруживать.

Многими из вас (в работах, составленных на практическом занятии) явления сознания были обозначены как особенные. Психические феномены представляются субъективными (в отличие от тех, научное познание которых независимо от переживаний исследователя), поскольку кажутся открытыми для «непосредственного» познания только тому лицу, который их переживает, тогда как другой человек может составить представление об этих явлениях только в том случае, если сам переживет нечто подобное (Соколова с. 13). Для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме интроспекции – особого типа самонаблюдения, предполагающего наблюдение за своими внутренними переживаниями в процессе их осуществления, – так полагали основатели интроспективной психологии.

За период, прошедший со времени появления этого направления понимание сознания и методов его изучения существенно изменилось. Явления сознания продолжают быть интересными психологии, но уже не с позиций интроспекционизма.

 

v Неосознаваемые или бессознательные психические процессы.

Субъект может о них не догадываться, но именно они играют существенную роль в его поведении и определяют существенные особенности его сознательной психической жизни. Появление в психологии этого направления изучения человека связывают с именем З.Фрейда, а само направление психологической науки стало называться психоанализом.

Как полагает Фрейд, в психической жизни человека не может быть случайного, ничем не обусловленного: любые случайные, ошибочные действия (оговорки, описки и пр.) – есть результат проявления значимых для субъекта желаний, которые для него самого становятся явными только в ситуации специального изучения. Метод проникновения в бессознательную сферу, предложенный З. Фрейдом, получил название метод анализа (толкования) свободных ассоциаций.

 

v Внешне наблюдаемые реакции человека на стимулы из окружающей среды – поведение. В психологию это направление вошло работами Дж. Уотсона, оно получило название бихевиоризма.

Феномены поведения могут изучаться несколькими психологами одновременно и поэтому такой процесс изучения и его результат можно считать объективным (как оппозиция предельному субъективизму интроспективной психологии). Изучив закономерности поведения, можно им (поведением) управлять и формировать в нужном обществу направлении.

 

v Психология человека через понимание особенностей общественной среды, в которой человек воспитывался и той культуры, которую человек усвоил. В поле зрения психологов попадают феномены общественных отношений.

Общественные отношения на психологическом уровне проявляются в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредствованы различными предметами материальной и духовной культуры.

Зачем психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной культуры?

Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность, человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его желания и стремления. Совокупность всех созданных человечеством предметов выступает, по образному выражению К. Маркса, чувственно представшей перед нами человеческой психологией (цитата по Е.Е. Соколовой, с.21).

Культура есть мир смыслов, обретенных человечеством в процессе своей истории. Индивидуальная психология может быть рассмотрена как освоение этих смыслов, превращение их в «психологические орудия» (термин Л.С. Выготского) собственной жизни. Так рассматривает предмет науки культурно-историческая психология.

 

II. О природе психического. Об условиях сознательной жизни. Вернемся к тому, о чем было написано выше: Каждому, берущемуся за изучение психологии, приходится или сделать выбор в пользу того или иного подхода или … «остаться над схваткой» (Нуркова, Березанская). Далее я изложу ту версию понимания природы психического, которая объясняет мой выбор подхода.

Проявления жизни представителей биосферы ученые интерпретируют посредством категории активности. Активность – всеобщая характеристика живых существ. При этом только животные обладают особым механизмом активности, названным психикой.

Ранее, как пишет об этом Давыдов, психику распространяли и на растительный мир. Этому способствовал опыт наблюдения за растениями, которые могут ловить насекомых, поедать мелкую рыбку и т.п. Активность подсолнечника, который поворачивает диск вслед за движением солнца, современные исследователи интерпретируют как имитацию, рассматривая ее как растительную предпосылку настоящей психики.

Существенным для растительной жизни является то, что растение не ориентируется активно в окружающей среде. [1] Оно находится в непосредственном контакте с условиями своего существования. Если мы лишаем растение одного из условий существования (почва, солнечная энергия, воздух, вода), оно погибает[2], в то время как животное, будучи голодным, идет на охоту и добывает пищу, сохраняя свое существование. Животные в течение значительных периодов жизни живут без непосредственного контакта с условиями своего существования.

Психика – весьма специфический «механизм», позволяющий организму прийти в единство с этими условиями. За счет чего? За счет способности реагировать на «нейтральные» (небиотические) факторы, сигнализирующие о появлении «биотических» воздействий[3]. Организмы, обнаруживающие подобную активность, способны к поиску, к нахождению жизненно важных условий. Их поведение носит характер приспособительного. Вот как объясняют механизм подобного поведения.

В основе активности (поведения) живого существа – состояние, создаваемое испытываемой им нуждой, нуждой в объектах, необходимых для его существования. Это состояние обозначается как потребностное или потребность. Как стимул активности в потребности представлена вещь.

Потребность – такая нужда, которая толкает живое существо к поведению. Толкает или запускает поиск, поисковую активность. Поисковая активность – деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности (Бондаренко, Ротенберг).

Итак, психику связывают с активностью и нахождением условий существования. Организацию поведения, когда сам организм ищет, находит и создает для себя необходимые условия для существования, называют психикой. Психика есть … управляющий аппарат (Давыдов, с.42-43).

… по наблюдению – это такое проявление жизни, видимое в естественных условиях или на экране, когда животное и люди обнаруживают потребности, ищут предметы их удовлетворения, по ходу дела решают маленькие или большие задачки, а кроме того еще ориентируются на будущее. Психика есть возможность и умение предвидеть. Психика как регулятор поведения есть предвидение. Есть планирование. … Без предвидения, без планирования нельзя осуществить поведение, т.е. соединить свое тело с необходимыми условиями существования.

Планирование и предвидение возможно за счет прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций живого существа в форме ожиданий, знаний.

… Ф Энгельс, когда говорит о своеобразии поведения животных и человека, то выделяет фундаментальную особенность образа их жизни – способность к активности, планированию и предусматриванию. Прогресс этой функции есть прогресс животных и человека (Давыдов, с.49-50).

 

Животное активно в своем поведении, благодаря тому, что его природная организация (строение его тела и органов, фонд инстинктов) как бы заранее предопределяет круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Например, врожденная программа поведения бобра фиксирует не только его строительные потребности, но и запечатлевает в них объекты их удовлетворения: породы деревьев, из которых будет сооружена плотина, близость деревьев к воде, способы «лесоповала» (бобры грызут ту сторону дерева, которая удалена от воды, таким образом, дерево подточенное зубами бобра, падает именно в воду) и т.д. Как стимул активности в потребности животного представлена природная вещь.

Приспособительная активность человека представляет собой иную картину.

Обратимся к тексту[4], в котором идет речь о детях, утративших по определенной причине зрение и слух одновременно (их называют слепоглухими). Текст составлен А.В. Апраушевым. Объясняя, как строится обучение этих детей, автор пишет следующее:

«… слепоглухонемой ребенок не знает, что вокруг него люди, что для утоления голода они едят пищу. Он не проявляет по собственной инициативе стремления к самостоятельной двигательной активности, к целенаправленным действиям, к общению. Обычно дети сидят в своих постелях, совершая маятникообразные навязчивые движения».

Каким образом у слепоглухого ребенка появляется знание о том, что происходит вокруг него, ведь мир для него, - как пишет об этом Апраушев, - пуст и беспредметен? В каких формах существует способность к планированию и предусматриванию в случае слепоглухоты?

 

Как любое живое существо, слепоглухой ребенок стремится к сохранению жизни. За счет чего возможно осуществление приспособительного поведения? Осязание – руки, кожа, губы, язык – имеет возможности компенсации зрения и слуха. Эти возможности могут обеспечить обнаружение потребностного состояния (содержания потребности) … Если предположить, что ребенку разрешено (у него есть такая возможность) свободно передвигаться в пространстве комнаты, что он будет делать? Будет передвигаться. Психика отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее (Рубинштейн С.Л.). Структура отражения, представленная в схеме Давыдова, будет иметь место и в случае со слепоглухим ребенком. Поэтому соприкосновение (контакт, столкновение) ребенка с объективной реальностью станет возможностью рождения опыта. Окажутся ли самостоятельные пробы, самостоятельная ориентировка удачной в достижении цели приспособления? Каковы особенности подобного опыта?

Содержание потребностей животного задано в видовом опыте, передается ему в момент рождения. Опыт жизни животного можно определить как опыт поисковой активности, направленной на вписывание себя в среду обитания, опыт научения (стимул-реакция). Речь идет о процессе биологического приспособления живого существа к обстоятельствам среды, о процессе изменения видовых свойств и способностей организма и его видового поведения.

Человек от рождения до смерти живет в мире людей и вещей, который в большой мере таков, каков он есть, благодаря тому, что было порождено и передано нам предшествующей человеческой деятельностью (Дж. Дьюи). Потребности человека обусловлены особенностями общественной среды, в которой он живет. Поисковая активность ребенка в мире людей и вещей не может быть названа приспособлением. Способность использовать исторический опыт в качестве средства организации индивидуального поведения не закладывается генетически. Этой способностью нужно овладеть, ей надо научиться.

Отсюда первый очень важный ответ на вопрос об опыте поисковой активности слепоглухого ребенка: нужда не превратиться в потребность в условиях самостоятельного поиска, вне взаимодействия с человеком, уже научившимся способу удовлетворения потребности человеческим образом. Об этом же пишет Давыдов: «организм в чем-то нуждался, но в потребность, толкающую на поиск, эта нужда не превратилась. … по некоторым условиям жизни появились такие механизмы, (которые приводят) … к торможению потребности».

Другими словами, можно предположить, что маятникообразные движения (о них шла речь выше) – биологически целесообразный вариант поведения живого существа (и в этом смысле поведение решает задачу ситуативного приспособления). Но речь идет о существе, потенциально готовом стать человеком. И если среда принимает ребенка таким, каким он был создан стать (М. Бубер), то потенция может быть реализована через специальное обучение, назначение которого на начальном этапе работы с ребенком состоит в очеловечивании его психики. Неосознанные сигналы организма ребенка – аффективные приступы – «сообщают» о его неотложных нуждах среде. Кавычки в слове сообщают нужны для того, чтобы указать (выделить) на второе важное обстоятельство: сигнал, посланный ребенком, нужно о-значить, придать ему значение, сделать явным для самого ребенка, перевести в способ обращения к среде, сделать способом выражения мысли – орудием жизни по-человечески. Как это происходит описано в первом и втором фрагменте приложения.

Итак, выводы:

Психика – весьма специфический «механизм», позволяющий организму прийти в единство с условиями жизни, предполагающий такую организацию поведения, когда сам организм ищет, находит и создает для себя необходимые условия для существования. Психика как регулятор поведения есть предвидение, есть планирование … и в этом смысле ее можно называть управляющим аппаратом.

Приспособительная активность человека представляет собой иную – по отношению к жизни животного – картину. Содержание потребностей человека исторически обусловлено. Способность использовать исторический опыт в качестве средства организации индивидуального поведения не закладывается генетически. В этом – в освоении содержания человеческих потребностей – состоит задача развития человека, овладения им формой психического отражения, названной сознанием.

КАК МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕН ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ПРИ ТАКОМ ПОНИМАНИИ ПСИХИКИ? ЧТО ИНТЕРЕСУЕТ ПСИХОЛОГА?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.