Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение. При обслуживании ребенка, удовлетворяя десятки, сотни раз его органические нужды орудийным способом






1. Источник: Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983

При обслуживании ребенка, удовлетворяя десятки, сотни раз его органические нужды орудийным способом, взрослый передает ему не только пищу, но и мысль о предстоящем насыщении. О том, что мысль принята, свидетельствует ответная реакция ребенка по захватыванию пищи.

Если ребенок усвоил функциональное значение предмета или действия, он может использовать предметно-действенное общение для показа предметов, способных удовлетворить его нужду. В этот период аффективные приступы уже могут быть не только биологическими сигналами (сигналами организма на дискомфортную ситуацию), но и показателями готовности ребенка к общению. Они могут возникать в связи с тем, что взрослые не понимают коммуникативно используемых ребенком действий. Проголодавшийся ребенок, дотрагиваясь пальчиком до собственных губ, пытается вызвать ощущения, подобные тем, которые неоднократно при приеме пищи предшествовали насыщению. Этих действий не достаточно. Нужна пища. Если взрослый, заметив активность ребенка, связанную с раздражением губ, даст им подкрепление в виде пищи, систематически подкрепляя неосознанные действия, означивая их, можно сформировать естественный жест «есть», имеющий коммуникативную функцию.

В процессе кормления у ребенка формируются образы ложки, которую он осязает губами, образы пищи, которую он захватывает, образы собственных органов, которые участвуют в удержании и пережевывании пищи. Создается система взаимодействующих образов, которые значимы для ребенка, поскольку дают ему подкрепление, приводят к насыщению. Если добавить к этому, как пишет Апраушев, неизбежные прикосновения, связанные с подготовкой ребенка к кормлению, то система образов расширяется, заполняя пространство и время.

 

2. Источник: https://bibliofond.ru/view.aspx? id=135665

Слепоглухонемой ребенок еще до овладения речью, еще не умея действовать целенаправленно, начинает " пользоваться" руками взрослого человека. Прежде чем слепоглухонемой ребенок овладеет специфическими действиями с предметами, он выделяет среди предметов и явлений окружающего мира взрослого человека как условие и средство для удовлетворения своих потребностей. Так, он подводит взрослого или направляет его руку к желаемому предмету, еще не умея самостоятельно выполнять действие.

Сначала в совместной деятельности взрослого и ребенка ориентировочная и исполнительная части любого действия организуются и осуществляются взрослым при минимальном участии ребенка. Внешне это выглядит так: руки ребенка находятся на руках взрослого, совершающего действие. Очевидно, в это время у ребенка уже формируется схема ориентировочной основы действия.

Затем, когда руки взрослого расположены на руках ребенка, функция исполнения переходит к ребенку, а точная ориентировка и контроль еще осуществляется взрослым. С того момента, когда и ориентировочная, и исполнительная части действия полностью осуществляются самим ребенком, начинается предметная деятельность в собственном смысле слова. Постепенное отделение ориентировочной части действия от исполнительной - основная тенденция развития. Она проявляется как при стихийном пути психического развития, так и при специально управляемом. Только у слепоглухонемого ребенка этот процесс занимает более продолжительное время, чем у зрячеслышащего. Будучи взрослым человеком, слепоглухой ожидает одобрения, санкции со стороны учителя при выполнении даже простого действия в учебной ситуации.

 

  1. Источник: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.I. – М.: Педагогика, 1989. – С.21-22.

Между тем, ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы – это не то, что первично осознается, а то, посредством чего нечто – предмет – осознается. Сознание первично не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т.д., а смотрение ими, посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания, как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания – это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не «чистая», т.е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного.

 

  1. Глоссарий.

Феномен философская категория, термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании.

Ноумен – противопоставляется феномену; категория, обозначающая сущность вещи, которая хотя и проявляется в феноменах, не сводима к ним и познается иным образом – опосредствованным – требует рациональных способов ее осмысления.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-л. явления; в более узком смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории (Философский энциклопедический словарь, 1983)

Концепция (от лат. conception – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.


[1] Активность растений ограничена тропизмами - ориентированными реакциями клетки или организма, состоящими в ориентации или изменении направления роста.

[2] Подобную форму жизнедеятельности, когда организм реагирует усиленным обменом на биотические (факторы биосферы, оказывающие влияние на жизнедеятельность организмов) воздействия, не реагируя на посторонние воздействия, входящие в процесс непосредственного обмена веществ А.Р. Лурия называет пассивной.

[3] Эта способность называется ч увствительностью.

[4] Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.