Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительная. Андреева P.M. Социальная психология






Андреева P.M. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины»: Психология и этика российско-американского делового партнерства. М.: Дело ЛТД, 1994.

Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. М.: Интерэксперт, 1992.

Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996.

Зарайский ДА. Управление чужим поведением. Дубна: Феникс, 1997.

Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.

Психология управления. Практикум / под ред. Н.Д. Твороговой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению. М.: Институт психологии, РАН, 1993.

Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. М.: ЮНИТИ, 1994.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.

5.2. Виды и формы управленческого общения

...

Основные понятия: коммуникативная компетентность, техника общения, виды общения, формы управленческого общения, диадическое общение, групповое общение, публичное общение

Управление осуществляется посредством общения. Поэтому для эффективной работы руководителю необходимо развивать коммуникативную компетентность.

Коммуникативная компетентность (КК) – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность включает: достижение взаимопонимания между партнерами, понимание ситуации и предмета общения. КК – система качеств и умений руководителя, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного общения [Петровская, 1989, 2007].

Компоненты коммуникативной компетентности:

1) знание себя, своих особенностей, умение ими управлять;

2) понимание партнера, развитая социально-психологическая рефлексия;

3) понимание ситуации общения.

Коммуникативно компетентный руководитель умеет осознанно выбирать и использовать следующие параметры общения:

1) диалогическая или монологическая установка;

2) открытое – закрытое общение;

3) ролевое – личностное общение;

4) учет эффектов и механизмов социальной перцепции, использование их в зависимости от ситуации;

5) выбор соответствующих ситуации уровня и вида общения.

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и правилами общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Уровни общения можно изобразить в виде «лесенки», проходящей по двум измерениям: 1) ориентация на личность другого человека (есть или отсутствует); 2) «диалог» (или культура достоинства) – «монолог» (или культура выгоды) (рис. 22).

Рис. 22. Уровни общения [Тидор, 1996]

1. Примитивный уровень – другой человек рассматривается либо как средство, либо как помеха. Предельно дегуманизированное общение, в котором примитивные правила и реакции становятся основой отношения к другим людям. Руководитель-«самодур», для которого подчиненные – послушное и безликое множество.

2. Манипулятивный уровень – ориентированный на использование другого человека для достижения своих целей. Личность другого игнорируется.

3. «Контакт масок» – «нулевое общение»: мы не воспринимаем партнера как личность, общение происходит на уровне ролей.

4. Стандартизированный уровень – промежуточный уровень. Дежурная вежливость при ситуативных контактах. Низкая ориентация на личность другого человека.

5. Деловой уровень – отношение к человеку преломляется через деловые качества, которые отвечают требованиям совместной деятельности. Сугубо личностные характеристики приобретают интерес и значимость в контексте эффективности и результатов общего дела. Однако они сохраняются в установках на восприятие и понимание друг друга при наличии доброжелательности и признании достоинства в каждом члене организации.

6. Духовный уровень – ставит во главу угла личность как самоцель общения. На этом уровне формируются подлинно гармоничные взаимоотношения, основанные на взаимном самораскрытии партнеров.

Таким образом, основной особенностью делового общения является его направленность на достижение целей совместной деятельности. Общение в данном случае выступает как средство достижения организационных целей.

Разновидностью делового общения является управленческое общение. Это общение между партнерами, занимающими социальные позиции соподчиненности или зависимости, имеющими разный должностной статус. Цель управленческого общения – управление поведением подчиненных людей с целью побуждения их к действиям по реализации целей организации.

Функции управленческого общения:

1) распорядительная функция (распоряжения, приказы, указания, рекомендации и т. п.);

2) функция контроля (получение обратной информации о реализации целей деятельности);

3) оценочная функция (выдача оценочной информации об итогах реализации заданий).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.