Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды транспортных договоров






Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза. В ст. 791 ГК регулируются обязательственные отношения, предшествующие заключению договора перевозки груза (подача транспортных средств, погрузка груза) и завершающие процесс перевозки (выгрузка груза). Отношения, предшествующие заключению договора перевозки конкретной партии груза, складываются между перевозчиком и грузовладельцем и носят договорный характер. Отношения, завершающие процесс перевозки груза, складываются между перевозчиком и грузополучателем и носят характер обязательства грузополучателя, вытекающего из закона.

В п. 1 ст. 791 ГК говорится о договоре на подачу транспортных средств, который определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется подать в установленный срок транспортные средства для перевозки груза, а другая сторона (отправитель груза) обязуется использовать поданные транспортные средства. Некоторые транспортные законы устанавливают, что данные действия входят непосредственно в содержание договора перевозки конкретной партии груза (см., например, п. 5 ст. 8 УАТ). Однако, учитывая реальный характер договора автомобильной перевозки груза, даже в этих случаях специальные законы не оставляют сомнения в самостоятельном характере договора на подачу транспортных средств.

Характеристика договора на подачу транспортных средств заключается в следующем:

- договор является двусторонним и консенсуальным, он может быть возмездным в случаях, когда специальным законодательством или соглашением сторон предусматривается плата перевозчику (например, плата за пользование вагонами на железнодорожном транспорте). Договор на подачу транспортных средств является публичным и служит непосредственным основанием возникновения субъективных прав и обязанностей сторон в отличие от договора об организации перевозок (ст. 798 ГК), который устанавливает только организационные предпосылки возникновения гражданских прав и обязанностей;

- договор на подачу транспортных средств регулирует отношения сторон, возникающие в ходе транспортного процесса до момента приема груза перевозчиком. После приема груза и обмена необходимыми документами между сторонами возникают отношения непосредственно из реального договора перевозки груза;

Заключение договора на подачу транспортных средств имеет свою специфику. Чаще всего договор на подачу транспортных средств в виде отдельного документа не оформляется. Обязанность перевозчика подать транспортные средства возникает из: заявки (заказа) грузовладельца; договора перевозки груза; договора об организации перевозок.

Наибольшее значение в транспортных отношениях имеет заявка, которая выступает самостоятельным основанием возникновения обязанности перевозчика подать транспортные средства. Заявка рассматривается как предложение заключить договор на подачу транспортных средств (оферта). Фактические действия перевозчика по исполнению заявки являются акцептом и свидетельствуют о заключении договора на подачу транспортных средств. На железнодорожном транспорте подача заявки обязательна во всех случаях - как при наличии между сторонами договора об организации перевозок, так и при отсутствии такого договора (ст. 10 УЖТ). На автомобильном транспорте заявка подается при наличии договора об организации перевозок грузов, а при отсутствии такого договора оферта оформляется документом, который именуется заказом (ст. 8 УАТ). На внутреннем водном транспорте, напротив, заявка подается, если между сторонами не заключался договор об организации перевозок груза (а если заключался, то в соответствии с договором перевозки груза, заключенным на основании договора об организации перевозок) (ст. 73 КВВТ). На морском транспорте грузовладелец перед передачей груза или бронирует место на судне путем составления особого документа (букинг-нота), или составляет и передает перевозчику погрузочный ордер: функция этих морских документов должна быть признана аналогичной той, которую выполняет заявка.

Обязанность подачи перевозчиком транспортных средств может вытекать из договора перевозки груза, если он является консенсуальным, т.е. договором фрахтования части вместимости транспортного средства (см. комментарий к ст. 787 ГК).

Что касается обязанности перевозчика по подаче транспортных средств, возникающей непосредственно из договора об организации перевозок, то транспортные уставы и кодексы таковой не предусматривают.

Перевозчик обязан подать транспортные средства своевременно, в оговоренных количествах и в пригодном состоянии. Пригодное состояние транспортных средств означает, что они, во-первых, исправны в целом (техническая исправность) и, во-вторых, пригодны для перевозки конкретного груза (коммерческая исправность). Грузовладелец вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза, как в связи с их технической неисправностью, так и потому, что они непригодны для перевозки конкретного груза (например, для перевозки нефти поданы не цистерны, а открытые платформы либо для перевозки молока поданы цистерны из-под бензина). В обязанности перевозчика входит также подготовка транспортных средств под погрузку. Грузовладелец обязан использовать поданные транспортные средства. В первую очередь эта обязанность означает предъявление груза к перевозке в сопровождении необходимых документов (накладной). За неисполнение обязанностей по договору на подачу транспортных средств предусмотрена ответственность сторон (ст. 794 ГК).

Погрузка груза означает передачу груза во владение и под контроль перевозчика. Соответственно, обязанность по погрузке груза следует рассматривать как предшествующую заключению реального договора перевозки груза и вытекающую из содержания договора на подачу транспортных средств. По общему правилу погрузка осуществляется силами грузовладельца. Перевозчик может осуществлять погрузку своими силами, если это предусмотрено его соглашением с грузовладельцем или в случаях, предусмотренных транспортными законами (например, по ст. 21 УЖТ погрузка в местах общего пользования обеспечивается только перевозчиком). Независимо от того, кто производит погрузку, она осуществляется за счет грузовладельца. Выгрузка груза также может осуществляться силами грузополучателя или перевозчика за счет грузополучателя.

В п. 3 ст. 791 ГК устанавливается обязанность производить погрузку (выгрузку) грузов в определенный срок. Сроки погрузки (выгрузки) должны соблюдаться как в том случае, если погрузка (выгрузка) производится грузовладельцем (грузополучателем), так и в том случае, если она производится силами перевозчика. Неисполнение этой обязанности влечет простой транспортных средств или нарушает их график движения. Однако комментируемая норма делает акцент на обязанности по своевременной погрузке (выгрузке), производимой силами грузовладельца (грузополучателя). Очевидно, это объясняется тем, что грузовладелец (грузополучатель) несет ответственность за сам факт нарушения обязанности по погрузке (выгрузке). Перевозчик же при нарушении им сроков погрузки (выгрузки) может нести ответственность уже в рамках договора перевозки за несвоевременную доставку или за порчу груза, произошедшую в связи с нарушением сроков погрузки (выгрузки).

Ответственность в виде штрафов (законная неустойка) за неисполнение обязанности по своевременной погрузке (выгрузке) груза устанавливается в большинстве транспортных законов (ст. ст. 100, 101 УЖТ; п. п. 4, 5 ст. 35 УАТ; п. 2 ст. 120 КВВТ). Объем ответственности как грузоотправителя, так и грузополучателя одинаков.

Необходимо учитывать, что обязанности грузоотправителя и грузополучателя не исчерпываются необходимостью провести своевременную погрузку (выгрузку). Так, у грузоотправителя существует большой объем обязанностей по договору на подачу транспортных средств, неисполнение которых влечет самостоятельную ответственность (см. ст. 794 ГК). У грузополучателя также существуют обязанности, возникающие уже после выгрузки груза, основной из которых является обязанность по очистке транспортных средств, за неисполнение которой также предусматривается ответственность (ст. 103 УЖТ; п. 4 ст. 120 КВВТ).

Договоры об организации перевозок (ст. 798 ГК). Договоры об организации перевозок заключаются, как правило, при устойчивых хозяйственных связях между данным видом транспорта и данным грузовладельцем. Они имеют длящийся характер и заключаются на предстоящий квартал, предстоящий год.

Договор об организации перевозок не имеет обязательного характера, но на практике всегда заключается при необходимости осуществления систематических перевозок и только в отношении перевозок грузов. Данный договор предусматривается в отдельных транспортных уставах и кодексах.

Основное содержание договора сводится к тому, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы. Иные предписанные условия договора – объемы, сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов - дают основания считать, что из данного договора возникают вполне определенные права и обязанности сторон, касающиеся обязательств по подаче транспортных средств и по погрузке груза (ст. 791 ГК). Перечень условий договора не является исчерпывающим. Так, В.В. Витрянский указывает, что в договорах об организации перевозок могут детально и подробно регламентироваться порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств; минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно); графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность; порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес; виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах; и другие условия.

Договор об организации перевозок не избавляет стороны от необходимости заключать в установленном порядке договоры на подачу транспортных средств (и собственно договоры перевозки конкретной партии груза). Таким образом, договор об организации перевозок нельзя рассматривать как предварительный договор, поскольку его содержание не сводится к обязанности заключения в будущем собственно договора

Договоры об организации перевозок грузов относятся к группе консенсуальных гражданско-правовых договоров, определяющих не условия товарооборота сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время предстоящей перевозки грузов.перевозки или иных транспортных договоров.

Договор об организации перевозок - это организационный договор, устанавливающий для одной стороны (грузовладельца) предпосылки и порядок предъявления грузов в обусловленном объеме к перевозке, а для другой стороны (перевозчика) - предпосылки и порядок предоставления в установленном объеме транспортных средств и приема грузов к перевозке в установленные сроки. Договор является двусторонним и консенсуальным. Поскольку договор устанавливает обязанности неимущественного характера (является организационным), следует квалифицировать его как безвозмездный.

Договор перевозки груза. Система транспортных договоров соответствует самой транспортной системе России: морской, речной, автомобильный, железнодорожный, воздушный транспорт. В соответствии с этим выделяют следующие виды договоров перевозки грузов: договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор морской перевозки грузов, договор перевозки грузов по внутренним водным путям, договор автомобильной перевозки грузов. Договоры перевозки грузов различными видами транспорта регулируются соответствующими транспортных уставами и кодексами, различными транспортными правилами, принятыми на уровне федерального закона, в соответствии с гл. 40 ГК (содержит всего 17 статей, в большинстве из которых содержатся отсылки к транспортным уставам и кодексам). В зависимости от объекта перемещения перевозить можно груз, пассажиров и их багаж, в зависимости от пути следования возмож­на автомобильная, железнодорожная, водная, воздушная и смешан­ная перевозка.

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей. Договор перевозки грузов определяется как соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

Юридическая природа и особенности договора перевозки груза:

1. В правоотношениях, связанных с перевозкой груза, участвуют три субъекта: перевозчик, грузоотправитель (строго говоря, до момента заключения договора грузоотправитель должен именоваться грузовладельцем) и грузополучатель.

Следует признать правильной квалификацию договора перевозки груза в качестве договора, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем в пользу третьего лица – грузополучателя. Исключением является договор морской перевозки груза, если он оформляется ценной бумагой – коносаментом. Право требовать выдачи груза принадлежит только держателю коносамента и возникает с момента выдачи этой ценной бумаги. Соответственно, выдача коносамента меняет квалификацию договора перевозки груза: этот договор не является договором в пользу третьего лица, поскольку перевозчик несет обязанности не перед отправителем, а непосредственно перед грузополучателем.

Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права. В качестве перевозчика могут выступать коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. Не являются перевозчиками те лица, кото­рые, хотя и имеют лицензию на транспортную деятельность, но осу­ществляют перемещение грузов для собственных нужд. При прямой перевозке на стороне перевозчика возникает множе­ственность лиц, каждое из которых, независимо от того, кто из них заключил договор, отвечает за доставку и сохранность груза на сво­ем участке перевозки. Перевозчик, заключивший договор, выступает представителем всех остальных перевозчиков, участвующих в ис­полнении договора. Грузоотправитель дает согласие на их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются маршрут и пункты перевалки груза.

2. Договор перевозки груза является возмездным договором. Применительно к договору груза необходимо учитывать следующее: поскольку договор заключается между перевозчиком и грузоотправителем, то и обязанность по внесению провозной платы возлагается на грузоотправителя; соответственно, и отношения по определению размера и перерасчета этой платы складываются только между сторонами договора. В то же время обязанность по полной или частичной оплате перевозки груза может быть возложена и на третье лицо, в пользу которого заключен договор, - на грузополучателя. Например, такая обязанность может быть возложена на грузополучателя изначально - так называемая доставка груза за счет получателя, также обязанность по оплате перевозки может возникнуть у грузополучателя в силу закона.

3. Из понятия договора перевозки груза следует, что данный договор является реальным. Таким образом, права и обязанности сторон (перевозчика и грузоотправителя) должны были бы возникнуть только в момент передачи груза отправителю. Однако нормы специального транспортного законодательства способны поставить под сомнение эту очевидную истину. Так, в Уставе железнодорожного транспорта закреплено такое распределение прав и обязанностей сторон, которое не соответствует общепризнанному пониманию реального договора. Как указано в ст. 30 УЖТ и подчеркнуто в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. № 30, по общему правилу плата за перевозку вносится до момента приема груза для перевозки. Как видно, в реальном договоре перевозки груза обязанности грузоотправителя возникают до заключения договора. Это действительно так - еще до заключения собственно договора перевозки грузовладелец и перевозчик несут друг перед другом серьезные, юридически обеспеченные обязанности.

Необходимо считаться с тем, что присущее большинству транспортных отношений жесткое планирование перевозок предполагает тщательную предварительную организацию процесса, предшествующего фактическим действиям по передаче груза перевозчику или, в меньшей степени, по перемещению пассажиров (в литературе в связи с этим употреблено выражение " завязывание транспортного процесса"). В основном юридически значимые действия сторон, касающиеся перевозки груза, осуществляются в рамках обязательств по подаче транспортных средств и погрузке груза. Заключение собственно договора перевозки конкретной партии груза является лишь логическим завершением этих обязательственных отношений.

В связи с чем, в современной литературе В.В. Витрянский делает вывод, что реальный договор перевозки груза является лишь одним из видов договора перевозки грузов, поскольку все предшествующие договоры могут рассматриваться в качестве " отдельных видов гипотетического договора перевозки, выделяемых по различным классификационным признакам".

4. Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.