Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические основы правильного положения тела при различных видах занятий и работ. Гигиенические требо­вания х учебной мебели, оборудыванию и их размещению






Ребенок ь состоянии приспособиться к бесчисленному множеству поэ, каждая из которых достигается путем иммобилизации частей скелета в определенном положении. Поза сохраняется в течение некоторого периода (иногда очень короткого) времени и соответс­твует более или менее стабильному состоянию равновесия. Каждая поза характеризуется абсолютной необходимостью преодолеть силу земного притяжения, стремящуюся распластать тело на поверхности почвы.

Из трех обычно рассматриваемых основных поз вертикальное поло­жение представляет особый интерес. Это положение характерно для человека, это его основная поза. Она определяется соответствующим положением различных сегментов тела, оси которых располагаются приблизительно в одной вертикальной плоскости, за исключением стоп; наличие трех изгибов позвоночника (шейного, грудного и пояс­ничного), образовавшихся в результате перехода в выпрямленное поло­жение. В рамках основной позы возможны многочисленные варианты: стоя выпрямившись (используется при антропометрических измерени­ях), поза «смирно», стоя у конторки, и другие, обусловливающие сокра­щения позных мышц и изменения изгибов позвоночника. Для всех этих поз характерны значительные вариации, обусловленные консти­туциональными, индивидуальными особенностями детей, их полом и возрастом, а также внешними факторами, относящимися к условиям жизни и деятельности детей дома и в образовательных учреждениях.

Удобная поза стоя определяется следующими положениями:

а) стопы повернуты наружу под углом 30° при расстоянии между пятками около 8—10 см;

б) верхние конечности естественно падают вдоль тела;

в) взгляд фиксируется в бесконечность, что определяет положение головы;

г) равномерная опора на обе стопы;

д) максимально расслабленные мышцы.

Поддержание этой позы требует совместных эффектов мышц и связочного аппарата. Переход от удобной позы в положении стоя к производным позам сопровождается повышением мышечной актив­ности, что соответствует смещению центра тяжести, на ограничение которого направлена повысившаяся мышечная активность.

Естественная поза сидя принимается спонтанно, предплечья естес­твенно свисают вдоль тела или лежат на бедрах. С точки зрения механических условий равновесия положение сидя характеризуется наличием дополнительной точки опоры, которой является сиденье. Естественная поза сидя определяется особенностями сиденья, кото­рое не имеет спинки:

а) сиденье имеет горизонтальную поверхность;

б) его глубина обеспечивает поддержку Щ длины бедра;

в) его высота обеспечивает горизонтальное положение бедра; пос­леднее образует с голенью прямой угол; ступни всей поверхностью опираются на пол. Наиболее детально изучено сиденье для выполнения письма и работы с печатным текстом. Физиолого-эргономические рекоменда­ции по его устройству следующие:

* при сидении должна быть обеспечена возможность изменения положения;

* масса тела должна поддерживаться главным образом седалищ­ными буграми, для этого прежде всего необходимо, чтобы сиде­нье было относительно твердым;

* высота сиденья не должна превышать минимальной длины голени детей соответствующего роста;

* необходимо соблюдать достаточное расстояние между икрами и краем сиденья во избежание дискомфорта в результате давления сиденья на заднюю поверхность голеней. Максимальная глу­бина сиденья, соответствующая комфортности, определяется длиной бедер;

* минимальная ширина сиденья определяется потребностью опоры для седалищных бугров и необходимостью сохранения стабильной позы. Ширина сиденья довольно точно определяет­ся размерами межбугровой дистанции, к которой добавляется допуск для обеспечения возможности боковых движений;

* плоское сиденье предпочтительнее, чем мягкое или изогнутое, ввиду необходимости изменений положения. Желательно при­давать наклон кзади 3—3°;

* наиболее удобный способ подняться со стула состоит в пере­носе стоп под туловище, так как в этом случае уменьшается мышечное усилие при движении. Ввиду этого категорически противопоказано помещать между ножками стула или впереди него цельные поперечные планки или встроенные подставки для ног;

* опора, поддерживающая спину, уменьшает мышечную актив­ность туловища; однако она не должна снижать подвижности позвоночника и верхних конечностей (ее следует располагать ниже лопаток);

* если опора для спины чрезмерно низка, она приходит в сопри­косновение с крестцом, что мешает удобно сидеть и вызывает соскальзывание вперед. Таким образом, положение опоры для спины имеет границы как сверху, так и снизу. Оптимальна регу­лируемая высота поясничной опоры, ее наклон должен состав­лять величину порядка 105*;. стол и стул должны составлять единое целое и конструироваться на основании антропометрических данных детей. Под столом должно быть достаточное пространство для нижних конечностей. Расстояние между подстольным пространством и сиденьем долж­но быть больше максимальной высоты бедра. Ширина пространс­тва для голеней под столом также должна быть достаточной; • в целях безопасности стул должен быть прочным и устойчивым; этому требованию лучше всего удовлетворяют стулья на 4 нож­ках.

Правильное оснащение учреждения для детей мебелью и ее нали­чие в домашних условиях имеют важное значение, как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-дви- гательного аппарата.

Одним из основных требований является соответствие размеров мебе/iu длине тела и пропорциям ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрас­тает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Необходимым условием для поддержания физиологи­чески рациональной позы является соответствие мебели антропомет­рическим данным физически нормально развитых детей и подростков.

Вопросы подбора мебели в соответствии с длиной тела детей, ее маркировки, расстановки в учебных помещениях, рассаживания детей в соответствии с состоянием зрения и слуха, оценка посадки детей являются важной составной частью деятельности медицинских и педагогических работников по обеспечению санитарно-эпидемио­логического благополучия детского населения.

Для детей дошкольного возраста используются различных размеров детские столы, стулья, кровати, предназначенные для ДОУ и домаш­них условий.

Изготавливаются детские столы четырех типов:

а) I тип — стол четырехместный для детей 1, 5—5 лет;

б) II тип §| стол двухместный с изменяющимся наклоном крышки и ящиками для учебных пособий для детей 5—7 лет;

в) III тип — стол двухместный трапециевидной формы для детей 1, 5 — 4 лет (дополнительный);

г) IV тип — стол одноместный для использования в быту.

Для дошкольников мебель выпускается шести групп, которые имеют соответствующие характеристики (табл. 7.16).

В помещениях зля детей в возрасте от 1 года до 4 лет должны быть четырехместные столы; для средней, старшей и подготовительной групп детского сада используются двухместные столы. Столы разме­щают не более чем в 2 ряда и таким образом, чтобы свет падал слева. Оптимальная зона видения в вертикальной плоскости для детей 2—7 лет — 57 см, максимальная зона — 125—150 см. Расстояние от сле­пящей зоны окна должно быть не менее 0, 45 м (лучше 1 м), а между рядами не менее 0, 45 м.

Изготавливают детские кровати двух типов:»

а) I тип — кровать детская с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет;

б) II тип — кровать детская для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Их функциональные размеры представлены в табл. 7.17.

 

Для профилактики инфекционных заболеваний минимальная дистанция между кроватями должна быть 0, 3 м (от ложа), расстояние от наружных стен до кроватей - 0, 7-1, 0 м. В дошкольных группах допускается использовать раскладные кровати с жестким ложем и встроенные одно- и двухъярусные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.