Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины специальной психологии






Аграмматизм - ошибки в грамматическом построении активной речи (экспрессивныйАграмматизм) и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих семантические отношения с помощью флексий (брат отца), предлогов (под, над), союзов (хотя, несмотря на и т. д.) и порядка слов (платье задело весло, и весло задело платье)(импрессивныйАграмматизм.).

Алалия «слухонемота» — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами Алалии бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Анаклитическая депрессия - термин, предложенный американским психологом Рене Спицем (Spitz, 1887-1974) для обозначения острых и хронических депрессивных последствий отрыва ребенка от матери (родителей).

Аффективные дети - дети, у которых в силу постоянного неудовлетворения каких-либо существенных для них потребностей, возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения.

Гиперактивность детская - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственной для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностьюи гиперактивностью. Г. Вейс (Weiss, 1991) считает наиболее характерными следующие нарушения при Гиперактивности: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку.При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет. Распространенность ее среди школьников составляет 3-5%, причем среди мальчиков она встречается в 4-9 раз чаще, чем среди девочек.

Госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания. Признаки Госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

Дактилология. Дактильная речь — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с Дактилем.

Дауна болезнь - заболевание, впервые описанное англ. врачом Л. Дауном (Down, 1866). Частота болезни Дана среди новорожденных составляет в среднем от 1: 912 до 1: 700. Выделяются 3 варианта: регулярная трисомия по 21-й хромосоме, несбалансированная транслокация с участием 21-й хромосомы и мозаицизм (наличие клеток с нормальным и аномальным кариотипом, т. е. хромосомным набором). Наиболее частой формой является простая трисомия по 21-й хромосоме.

Дети с отклонениями в психическом развитии. Отклонения в психическом развитии ребенка могут быть вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут также выступать в различных сочетаниях.

Детская нейропсихология - наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе. Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом нейропсихологии, в настоящее время детская нейропсихологиястановится самостоятельным направлением. Для детской нейропсихологии являются основополагающими след. представления: 1) нейробиологическое созреваниетой или иной мозговой системы должно опережать развитие конкретного психологического фактора; 2) актуализация ресурсов мозга возможна только в условиях стимуляции извне, социального запроса.

Детский церебральный паралич (ДЦП) полиэтиологическое заболевание, чаще всего начинающееся внутриутробно и продолжающее развиваться в первые годы жизни. Термин «ДЦП» был предложен З. Фрейдом (1893) для объединения всех форм спастических параличейпренатального происхождения со сходными клиническими признаками. При ДЦП наблюдается сложная картина неврологических и психических нарушений, не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.

Дефицит общения - недостаточное по количеству и качеству общениеребенка с окружающими людьми. Дефицит общения обычно имеет место в детских учреждениях закрытого типа (больницах, домах ребенка, детских домах, интернатах), в неблагополучных семьях, где родители не уделяют ребенку достаточного внимания, или в семьях, где родители страдают различного рода заболеваниями, в силу которых не обеспечивают детям полноценного общения.

Диагностика психического развития - обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т. д. Существенное значение для диагностики психического развития имеет история развития обследуемого (анамнез).

Дислексия - существенные трудности в овладениичтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко дислексия сопровождается повышенными показателями умственного развития. Задержка психического развития - особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее — дефектами конституцииребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»).В других случаях, ЗПР возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ЦНС (дети с минимальной мозговой дисфункцией).

Заикание - нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения.Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и др. формы репродуктивной экспрессивной речи, не требующей самостоятельного ее построения, мало страдают от заикания. Для заикания характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (напр.: п-переход, па-па-пароход), нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры лица.

Идиотия - самая тяжелая форма умственной отсталости.

Имбецильность - умственная отсталость средней тяжести (между дебильностью и идиотией).

Инфантилизм - задержка в развитии организма. Характерный признак — сочетание физического и психического недоразвития. У ребенка задерживается рост, сохраняются детские пропорции тела, половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки отсутствуют или недостаточно выражены. Психическое развитие ниже возрастного уровня. Особенность инфантилизма — обратимость симптомов и полная компенсация психического развития детей в дальнейшем. Некоторые формы инфантилизма имеют генотипическую обусловленность. Причинами могут быть перенесенные в раннем детстве инфекционные заболевания, интоксикации, длительные кишечные расстройства, авитаминозы. В ряде случаев инфантилизм обусловлен повреждением плода, патологией его внутриутробного развития или родовой травмой.

Компенсация функций - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, в создании новой функциональной системыпри компенсации функций, решающим моментом является оценка результатов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие «обратной афферентации»).

Кретинизм - заболевание, вызванное недостаточной функцией щитовидной железыв ранние годы (гипотиреоз — дефицит гормона тироксина).Кретинизм характеризуется задержкой физического и психического развития; Нередко сопровождается симптомами микседемы (отек языка, сухость кожи, выпадение волос, низкое артериальное давление и др.).

Логопедия - отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.

Мимико-жестовая речь - форма общения глухих. Представляет собой сочетание естественных и условных жестови мимики. Основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, причем многие отношения между жестами и их значениями отличаются от аналогичных отношений между словами и значениями в обычной речи. Так, настенные, карманные, ручные часы обозначаются различными жестами; глагол летитизображается по-разному, в зависимости от того, кто или что летит (самолет, бабочка, птица, пыль). Вместе с тем один и тот же жест может обозначать предмет и действие (пила и пилить, топор и рубить, утюг и гладить и т. п.). Общее число жестов, обозначающих многие родовые понятия (одежда, обувь, транспорт, животные и т. д.), ограничено; близкие понятия не дифференцируются (напр., огонь, костер, пожар; сон, мечта, фантазия; мороз, морозит, морозный, морозно).

Норма - в психологии и медицине термин «норма» нередко используется для обозначения здоровья, но их нельзя считать полными синонимами. Выделяют 3 основных вида нормы: 1) статистические, характеризующие статистическое большинство описываемых объектов; 2) физиологические, характеризующие по избираемым параметрам процессы и состояния здорового организма; 3) индивидуальные.

Психический дизонтогенез - нарушение развития психикив целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В. В. Лебединский выделил 6 вариантов.: 1) недоразвитие; 2) задержанное развитие; 3) поврежденное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5) искаженное развитие и 6) дисгармоничное развитие.

Психология специальная - раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением корыголовного мозга, нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи при сохранении слуха (алалики, афазики). Основная задача специальной психологии — изучение закономерностей психического развития, формирования личности у разных категорий аномальных детей под воздействием специальных методов и приемов воспитания и обучения.

Слепоглухота - отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. Может наступать не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения. Практически слепоглухота возникает тогда, когда снижение слуха в раннем возрасте делает невозможным усвоение речи на слух, а потеря зрения исключает использование зрительных восприятий. Слепоглухонемой лишается возможности речевого общения с людьми; характерной для него становится задержка психического развития.Без специального обучения он не усваивает ни одного слова и даже навыков человеческого поведения. Однако слепоглухонемой обладает возможностью полноценного умственного развития, как это показали А. Г. Соколянский, А. И. Мещеряков и др.

Умственная отсталость - стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ЦНС. У.о. имеет разную этиологию (причины). Согласно современным научным представлениям, понятие " умственная отсталость" имеет собирательное значение, которое объединяет самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это число включают формы умственной отсталости, связанные с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность, отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.

Ученые идиоты - индивиды, которые по формальным критериям относятся к категории умственно отсталых, тем не менее, они показывают высокое развитие отдельных способностей (напр., счетные, лингвистические, изобразительные). Известны умственно отсталые уникумы, которых называют календарными счетчиками, способные без особого труда определить, на какой день недели попадает та или иная дата; в то же время они испытывают трудности с самыми элементарными бытовыми навыками.

Фенилкетонурия (ФКУ) - наследственное нарушение обмена фенилаланина, характеризующееся прогрессирующим, особенно в первые 2 года жизни, слабоумием. Впервые ФКУ была описана норвежским врачом и биохимиком A. Fö lling (1934). Заболевание имеет аутосомно-рецессивный тип наследования. В среднем в Европе частота дефекта среди новорожденных составляет 1: 10 000. Среди больных олигофренией ФКУ обнаруживается в среднем в 1% случаев.

Эхолалия - автоматическое повторение чужих слов. Наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, в т. ч. при имбецильности и резко выраженной дебильности. Эхолалия встречается иногда и у нормально развивающихся детей, представляя собой один из ранних этапов становления их речи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.