Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины и классификация речевых нарушений






Дети с нарушениями речи, как правило, имеют функциональное или органическое отклонение в состоянии центральной нервной системы. Для нормальной речевой деятельности необходимы целостность и сохранность всех структур мозга, а также нормальное функционирование слуховой, зрительной и моторной систем. Самыми распространенными нарушениями речи принято считать: дислалию, дизартрию, ринола-лию, заикание, алалию, афазию, нарушение голосообразования и др.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают две группы: биологические и социальные.

 

Биологические причины. В возникновении речевых расстройств большая роль отводится экзогенно-органическим факторам - различным неблагоприятным воздействим на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этой группы факторов можно выделить внутриутробную патологию, патологию родов и воздействие различных вредностей в первые годы жизни ребенка. Патология внутриутробного развития часто сочетается с повреждением нервной системы при родах. Это может возникать в результате заболеваний матери во время беременности, инфекций, интоксикаций, токсикозов беременности, а также в следствие так называемой акушерской патологии. Однако главенствующая роль отводится асфиксии и родовой травме. Они еще больше усугубляют возникшие еще во внутриутробный период нарушения развития мозга. Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору может привести к специфическим нарушениям произносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. Заболевание беременной женщины краснухой, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями способствуют возникновению тяжелых речевых нарушений. Отдельную группу причин речевых нарушений составляют прием лекарственных препаратов, воздействие ионизирующей радиации, вибрации, алкоголизма, курения, неблагоприятная экологическая обстановка.

Наследственные факторы тоже могут стать причиной нарушений речи, особенно если они сочетаются с экзогенно-органическими и социальными факторами риска. Примером может послужить болезнь Дауна, при которой отмечается значительное недоразвитие речи, или, например, фенилкетонурия - наследственное заболевание обмена веществ, связанное с нарушением обмена фенилаланина. При этом заболевании также отмечаются специфические речевые нарушения.

Если говорить о социальных факторах, то в первую очередь они связаны с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие ребенка оказывают недостаточное эмоциональное и речевое общение с ним, педагогическая запущенность в целом, неправильное воспитание. Не приносят положительных результатов излишняя стимуляция речевого развития ребенка, усвоение в дошкольном возрасте сразу двух языковых систем, мешают речевые дефекты в речи окружающих. Одним словом, причиной нарушений разных сторон речи может стать отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка.

Существует две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. В рамках этих двух классификаций рассматриваются одни и те же нарушения речи, однако они представляют явления с разных точек зрения, не являются при этом противоречивыми, а, наоборот, дополняют друг друга.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

Все речевые нарушения разделены на две группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен. Нарушения устной речи могут в свою очередь быть разделены на два типа: расстройства внешнего (фонационного) оформления высказывания и расстройства внутреннего (структурно-семантического) оформления высказывания.

 

1. Расстройства внешнего оформления высказывания. Они могут быть разделены в зависимости от нарушенного звена. Это нарушения голосообразования, интонационно-мелодической, звукопроизносительной организации, темпоритмической организации. Они могут наблюдаться как изолированно, так и в различных комбинациях. В связи с этим выделяются следующие виды нарушений:

1) дисфония (или афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата;

2) дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

3) брадилалия - патологически замедленный темп речи;

4) тахилалия - патологически ускоренный темп речи;

5) заикание - нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием;

6) дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

7) ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизносительной стороны, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (может быть исправлено путем хирургического вмешательства).

2. Расстройства внутреннего оформления высказывания:

1) афазия - полная или частичная утрата речи в результате локальных поражений головного мозга;

2) алалия - отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем постнатальном периоде развития ребенка. Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости оттого, какой вид ее нарушен:

дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения;

дисграфия - частичное специфическое нарушение письма.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

Этот подход ориентируется на особенности обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Выделяют две большие группы:

1) нарушения средств общения:

а) общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы;

б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем;

2) нарушения в применении средств общения. К ним относится заикание, которое в данной группе рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.