Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировоззренческие проблемы космологии






 

Ход эволюции Вселенной порождает проблему направленности этой эволюции. В фокусе данной проблемы - определение места и значения появления разума в ходе космической эволюции. В настоящее время отмечается, что численные значения так называемых фундаментальных постоянных (ФП) удивительным образом согласованы с возможностью жизни и разума.

К числу ФП относят, например, постоянную Планка, скорость света, заряд протона и электрона, их массы и некоторые другие подобные этим величины. Значения ФП найдены опытным (индуктивным) путем. Причем знаменателен тот факт, что даже самое незначительное отклонение от численного значения какой-либо ФП закрывает возможность космической эволюции, такой, какой мы ее себе представляем. «Сотрудник Кембриджского университета Бредон Картер показал, что при иных значениях фундаментальных констант жизнь во Вселенной не могла бы существовать. При незначительном их изменении в одну сторону не было бы гигантских звезд, а без них откуда взялись бы все элементы? Изменись эти величины в другую сторону, и право на существование получили бы только маленькие красные звезды, т.е. не было бы таких звезд, как наше Солнце – основных кандидатов на роль хранителей жизни. Создается впечатление, что жизнь как бы настроена на современные значения фундаментальных констант. Стоит их немного изменить и жизни не станет»[86]

Как показывает Ствен Хокнг [87] существование сложных форм жизни возможно лишь в четырех пространственно-временных измерениях. Ни большее ни меньшее число измерений пространства и времени несовместима с жизнью.

Совокупность " подогнанности" численных значений ФП под возможность развития жизни и разума представляется во многом чудесной. Если считать все эти величины независимыми, то вероятность их соответствующих значений ничтожна. Следовательно, актуальным является поиск причин этой согласованности в значениях ФП.

Отнесение совокупности подобных фактов к человеку-наблюдателю приводит к мысли о том, что возможность появления наблюдателя заложена в механизме эволюции Вселенной. Эта мысль в современных условиях получила название антропного принципа.

Антропный принцип известен в двух формулировках: сильной и слабой.

Слабый антропный принцип - то, что может быть наблюдаемо во Вселенной, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя.

Сильный антропный принцип - Вселенная такова, что в ней с неизбежностью должен существовать (возникнуть) наблюдатель (человек).

Слабый антропный принцип содержит мысль о том, что ничего другого человек, будучи человеком, увидеть во Вселенной не может.

Сильный антропный принцип ставить вопрос о существовании цели развития Вселенной, а следовательно и осознания места в ней человеческого разума. Так физическая (космологическая) проблема становится уже не только физической и даже не только естественнонаучной, но мировоззренчески философской. Это одно из многих свидетельств единства человеческого знания, где на концептуальном уровне смыкаются мировоззренческие проблемы различных областей познания.

 

Литература основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник.- Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007.-704с.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник.- Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2005.- 662с.

Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие для студентов вузов/ В.В. Горбачев.- М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.- 592с.: ил.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.И.Купцова.- М.: Аспект Пресс, 1996.-551с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- 520с.

Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- 271с.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие.- М.: Гардарики, 1999.-476с.

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие – М.: Высш.шк., 1998. – 383с.

Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: учебн. Пособие для вузов.- М.: Аспект Пресс, 2001.- 256с.

Кокин А.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие – М.:»Издательство ПРИОР», 1998.- 208с.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред акад РАН М.Ф. Жукова. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1997.- 832с.

Литература дополнительная:

Паркер Б. Мечта Эйнштейна: В поисках единой теории строения Вселенной / Пер. с англ. В.И. и О.И. Мацарских. Под ред Я.А.Смородинского. – СПб.: Амфора, 2000.- С.324.

Хокинг С. Краткая история времени: От большого взрыва до черных дыр/Пер. с англ. Н. Смородинской. – СПб.: Амфора, 2001.-268с.

Грин Брайан Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории: Пер. с англ. / Общ. ред. В. О. Малышенко. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 288 с

Могилевский Б.М. Природа глазами физика. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 272с.

 

Лекция 5. Классическая термодинамическая концепция (Для самостоятельного изучения)

Вопросы:

1. Особенности классической термодинамики

1.1. История развития основных представлений о тепловых процессах

2. Основные термодинамические понятия






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.