Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Естествознание как знание человека о природе едино, однако условно науки о природе могут быть разделены на физические и биологические






Естествознание как знание человека о природе едино, однако условно науки о природе могут быть разделены на физические и биологические. Предмет первых – фундаментальные законы функционирования микро-, макро- и мега- миров. Физические науки исследуют наиболее простые и наиболее глубокие закономерности функционирования материи на различных уровнях.

Предмет вторых - функционирование сложных, открытых, самоорганизующихся и самовоспроизводящихся систем, которые называются биологическими. Возникновение, эволюция и назначение этих систем в структуре мироздания представляют собой главную загадку естествознания - загадку жизни. Между первыми и вторыми располагаются химические науки, наиболее общим предметом которых выступают особенности проявления электромагнитного взаимодействия при качественных превращениях веществ. Химические законы на уровне простейших неорганических молекул граничат с физическими, а на уровне сложных самовоспроизводящийся, самоусовершенствующихся биологических молекул составляют базовый микроуровень познания биологических систем.

Развитие естествознания в XX и XXI веке обнаруживает глубочайшее единство и взаимосвязь законов природы на всех ее уровнях: от самых простых до наиболее сложных. Отражением этого фундаментального единства выступает взаимопроникновение и взаимосвязь естественных наук. Методы наиболее развитой части естествознания – физики – активно применяются в химических и биологических науках, организуя пограничные области знания – биофизику и физическую химию, что позволяет значительно продвинуться в познании собственно химических и биологических законов. Вместе с тем, проблемы, которые ставят биология и химия, обнаруживают аналогии в физическом функционировании природы. Это обозначает, что физика начинает более глубоко и точно воспринимать свой предмет, возрастает мощь физического знания. Взаимосвязь наук о природе не обозначает потери ими своей качественной специфики: предмета и метода исследования. Напротив, чем полнее становится такая связь, тем более дифференцированными и сложно структурированными становятся отдельные области естествознания: физика, химия и биология.

Естественно научная картина мира (ЕНКМ), которая выступает итогом развития естествознания и вместе с тем начальным пунктом его движения вперед, отражает интеграцию и дифференциацию наук, а также смещение относительной значимости их обобщений. Во второй части настоящего пособия, которое называется «Стандарты физической рациональности» были прослежены наиболее существенные черты современной неклассической физической картины мира. Эта картина конкретизировалась в тех фундаментальных концепциях, которые составляют на настоящий момент основу физического знания: общей и специальной теориях относительности, квантовой теории и ее вариациях в области субэлементарных частиц, современной космологической концепции. Эти теории составляют фундамент всего естествознания, без их понимания немыслимо адекватное осмысление проблем второй важнейшей части естественных наук – наук о живой природе.

Развитие отдельных областей наук о природе протекает неравномерно. Физика, пережив в начале XX в. глубочайшую концептуальную революцию, стремительно развивается в технологических и частных приложениях. Бурное развитие биологии и биохимии связано со второй половиной XX столетия. Научная революция в этих областях естествознания протекает в современных условиях. Расшифровку структуры молекулы ДНК и фактов самоорганизации химических систем следует отнести к числу наиболее значительных открытий естествознания XX века.

В рамках единой естественнонаучной картины мира (ЕНКМ) свое место занимает и концепция химизма и ряд концепций в рамках которых изучается в настоящее время феномен жизни. В число обладающих наиболее значимым концептуальным (понятийно-мировоззренческим) содержанием входят: концепция химизма и химической эволюции, концепция структурных уровней организации жизни, концепция биологической эволюции, биосферно-ноосферная концепция как основание экологического знания. Концептуальное содержание этих областей естествознания, рассмотренное сквозь призму современных неклассических и, тем не менее, достаточно устоявшихся теорий, составляет основное содержание этой части учебного пособия, которое называется соответственно «Стандарты наук о жизни».

Выбор в названии слова «стандарты» неслучаен. Этим словом мы хотели подчеркнуть во-первых, базовый характер данных теорий, во-вторых, тот факт, что их содержание принимается большинством ученых современности в качестве азбуки науки. Наука – живой, развивающийся организм. Появляются и вступают в мир конкуренции научных знаний множество теорий и интерпретаций проблемных областей наук о жизни. Нет ни возможности, ни необходимости их рассматривать. Свою задачу мы видим в том лишь, чтобы обеспечить возможность понимания их содержания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.