Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и нравственность. Социальная и профессиональная ответственность ученого.






Наука является социальным институтом. Она создается сообществом ученых, которое имеет систему передаваемых по традиции норм и ценностей. Известный американский ученый, социолог науки Роберт Мертон сформулировал четыре основных принципа этики науки (четыре императива научного этоса): универсализм (общий, универсальный характер научного знания); коллективизм (результаты научной деятельности являются достоянием всего научного сообщества и не принадлежат отдельным ученым, их получившим); бескорыстность (научная деятельность направлена не на материальное обогащение, либо признание в обществе, а на бескорыстный поиск и отстаивание истины); организованный скептицизм (любые результаты научной деятельности могут быть подвергнуты критическому анализу). Эти принципы характеризуют науку как социальный институт и профессиональное сообщество.

Этические аспекты деятельности ученого определяются исходя из конкретных функциональных ролей, которые играют ученые как члены профессионального научного сообщества: 1) Ученый как участник проведения научного исследования опирается на ценности науки и руководствуется интересами научного сообщества. Главная ценность науки – бескорыстный поиск и отстаивание истины. 2) Ученый как автор (соавтор) научной публикации. Требования к публикациям: адекватное изложение результатов исследования; готовность к критическому анализу; ссылки на использованные источники; корректное (без искажения) цитирование. 3) Ученый как рецензент научных публикаций. Рецензирование - анализ результатов исследования ведущими специалистами в данной области научного знания. Рецензирование - основной механизм, на основе которого научное сообщество определяет приоритеты развития соответствующих отраслей науки. Главное нравственное требование – объективность оценки. 4) Ученый как преподаватель. С точки зрения потребностей и интересов науки преподавание – это участие в подготовке нового поколения тех, кто в будущем будет сам профессионально заниматься научной деятельностью. 5) Ученый как популяризатор научных знаний и достижений. Основные требования: излагать материал таким образом, чтобы свести к минимуму возможность появления искаженных и необоснованных выводов; соблюдать равновесие между требованием научной строгости и формой изложения, доступной широкой аудитории; четко определить статус сообщения о проведенном исследовании; при обсуждении вопросов риска и безопасности учитывать наличие существующих неопределенностей.

Профессиональная ответственность ученого. Профессиональная ответственность – это категория, обозначающая ответственность представителей научного сообщества перед обществом за результаты своей профессиональной деятельности. Профессиональная ответственность ученых – это ответственность: за социальное применение своих знаний в интересах общества; за экологические последствия реализации научных достижений; за достоверность полученных выводов; за развитие отечественной науки, преемственность и подготовку научных кадров.

Этика академического общения. Главной формой научной дискуссии является академический спор. Его формами является: защита диссертации, обсуждение научного доклада, статьи, и др. Наиболее важными нравственными нормами ведения научной дискуссии являются: корректность и тактичность; терпимость; уважение чужого мнения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.