Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двенадцатый вопрос.






10.1. Противоречивость бытия и познания
Раскрыв свои возможности как искусство творческого диалога для постижения истины, диалектика устойчиво двигалась в своем развитии к становлению как метода познания мира (единого целого и единого сущего в его многообразии). В этом процессе на первый план выступает поиск ответа на вопрос о причинах, а в конце концов об универсальной причине развития. Пробным камнем на пути этого поиска оказалось противоречие. В научной диалектической концепции, воспринявшей ценные мысли и диалектические догадки прошлого, все предметы, явления, процессы мира осмысливаются в единстве составляющих их сторон, тенденций и т.п., которые по сущности своей, направленности действия противоположны. Потому раздвоение единого и познание противоречивых его сторон характеризуется как ядро диалектики, а диалектику в глубинной её основе можно свести к учению о противоречиях. Принципиальные положения о диалектической противоречивости бытия, материального и духовного, природного и социального получили статус закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон, во-первых, имеет мировоззренческое значение, так как благодаря его знанию решается вопрос об объективном источнике развития. Во-вторых, закон единства и борьбы противоположностей имеет методологическое значение, так как знание его позволяет исследователю определить исходный пункт познания. «Для теоретика, - говорит английский физик М.Планк, - ничего не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепринятой теорией: ведь здесь и начинается его работа».22 В-третьих, этот закон имеет практическое значение, ибо, обнаружив и познав противоречивость системы, можно управлять ее жизнедеятельностью, не допустить ее разрешения или, наоборот, ускорить ее «гибель», если она себя уже изжила. Закон единства и борьбы противоположностей имеет длительную историю становления. Уже в Древнем Китае считалось, что в мире существует две силы: темное, тяжелое, земное, женское – «инь» и светлое, легкое, небесное, мужское – «ян». Они противоположные, но не могут иметь свое бытие и действия друг без друга. Инь и ян соединяют свои силы, а целые и непрерывные линии приобретают форму, представляющую отношения единства Неба и Земли. Мудрости великого Соломона (X в. до н.э.) остались в веках в силу их диалектичности: «От многой мудрости много скорби и умножающий знание, умножает скорбь»; «И при смехе болит сердце, и концом радости бывает печаль». Истинно первый диалектик Античности, Гераклит, высказал мысль о существовании в самих вещах противоположных начал: молодость – старость, жизнь – смерть, теплое – холодное. Пифагор изобразил человеческую жизнь в видеY: нижняя линия – ранний возраст, в котором человек ещё не предался ни добродетелям, ни порокам. С отрочества начинается раздвоение жизненного пути человека: правый путь – труден, но устремлен к Благу, левый – легче, но может привести к падению и гибели. Сократ сводит диалектику (майевтику) к искусству получения истины путем столкновения и согласования противоположных мнений. Платон, взяв за исходное диалектику Сократа, развил её как метод познания. Он утверждал, что, если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно одна другую, если бы возникновение шло по прямой линии, только в одном направлении и никогда не поворачивало в противоположную сторону, – всё в конце концов приняло бы один и тот же образ, одни и те же свойства, и возникновение нового прекратилось. Глубоко диалектична и пришедшая на смену античной философии религиозно-идеалистическая онтология Средневековья. Свет и тьма, Бог и дьявол, сам человек – единство взаимоисключающих сущностей: добра и зла, божественного и дьявольского. Как духовные истоки средневековой философии глубоко диалектичны и библейские, и Христовы заповеди. «Счастливы плачущие – они будут утешены», - изрекает утешающую человека мудрость Христос. Формирующаяся на основе научного естествознания диалектика эпохи Возрождения пришла в противоречие с господствующим в то время механистическим мировоззрением, в котором причиной движения и изменения считалась сила, приложенная к телу извне (в том числе и божественная сила). Но в этом столкновении победила диалектика, в том числе идеями max и min у Н. Кузанского; конечного и бесконечного у Дж. Бруно. Глубоко диалектично был сформулирован и вопрос о человеке эпохи Ренессанса: «Велик или ничтожен человек?» В эпоху Нового времени была сделана попытка разработать научную теорию познания, завершением которой явилась кантовская теория познания, фактически разрешившая противоречие между чувственной и рациональной ступенями познания в общем процессе познания. Но главная заслуга в формировании закона единства и борьбы противоположностей принадлежит Гегелю. В «Науке логики» Гегель утверждал: «Нечто жизненно, только если оно … в состоянии вмещать в себя противоречие и выдерживать его. Противоречие – корень всякого движения и жизненности. Лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом к деятельности».23 Но в силу того, что диалектика Гегеля является спекулятивной диалектикой, диалектикой разума, то этот «импульс» к деятельности заложен не в самом объективном мире, а в развивающейся через самопознание Абсолютной идее. Следовательно, весь природный и социальный мир развивается не на основе своих внутренних противоречий, а на основе изменения Абсолютной идеи. В середине XIX в. гегелевские идеи развития были переведены на материалистическую, прагматическую основу марксизмом, а закон единства и борьбы противоположностей приобрел статус закона развития прежде всего объективного мира. Изложение сущности закона и механизма его действия предполагает раскрытие содержания основных его категорий. Таковыми прежде всего являются «противоречие» и «противоположность». В формальной логике и в обыденном сознании «противоречие» буквально означает резкое рассогласование в речи, в высказываниях и выводах об изучаемом объекте. Это приводит к антиномичности познания, а разрешение возникающих антиномий подвигает к истине. Обнаружение антиномий и их разрешение – характерная черта и диалектического мышления. Но сами по себе антиномии, возникающие в познании, нельзя отождествить с диалектическими противоречиями. Диалектика не метод нагромождения противоречий, иллюстрирующих, что все в мире противоречиво. Задача диалектики – выявление и разрешение противоречий путем абстрактно-логических обобщений и повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных различными науками и всей общественно-исторической практикой. А они подтверждают, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. Противоположными называются такие свойства, стороны предметов, явлений, процессов, которые в существовании их занимают «предельные», «крайние места». Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции, внутренне присущие целостной изменяющийся системе, которые в своем взаимодействии едины, то есть одновременно взаимопредполагают друг друга и взаимоисключают друг друга. А сложное, подвижное отношение между противоположностями называется диалектическим противоречием. Строго говоря, термин «единство-и-борьба противоположностей», обозначающий реальное единство и борьбу противоположностей, и термин «диалектическое противоречие» тождественны, так как заключают в себе одно и то же содержание. Закон единства и борьбы противоположностей выражает три момента реального процесса развития бытия. Во-первых, всеобщность противоречий. Во-вторых, закон выражает единство противоположностей, а это значит, что диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, форма и содержание – эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют собой противоположные черты и явления реального объективного и субъективного мира. Это единство выражается и в том, что они предполагают друг друга. Гегель писал, что «каждое одно» подразумевает «свое другое»: единичное предполагает соотношение с общим, конечное – с бесконечным, прогресс – с регрессом и т.п. То есть, только в единстве каждое противоположное раскрывает свое содержание и сущность. Более того, единство противоположностей выражается в том, что одна противоположность есть средство и условие возникновения и функционирования другой. Потребности, производство и потребление – это, несомненно, различные стороны социально-экономической жизни общества, но они настолько взаимосвязаны, что взаимопроникают друг в друга. Еще Гераклит подметил: теплое холодеет, холодное теплеет. В чистом свете, как и в абсолютной тьме, не видно ничего. Таким образом, единство противоположностей является, прежде всего, условием бытия системы как определенной данности «здесь» и «теперь». В-третьих, закон единства и борьбы противоположностей выражает «борьбу» противоположностей, ибо стороны системы, будучи тождественными в смысле принадлежности к единой системе и необходимости друг для друга, в то же время являют собой «разности» по содержанию, по форме, по своим интересам, функциям и т.п. Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, личности и общества, то применительно к природным и духовным явлениям, да и ко многим социальным процессам, слово «борьба» не следует понимать буквально, а скорее – метафорически. Но не злоупотребить бы этой метафоричностью и не подменить бы истинный процесс противостоящих друг другу полярностей «взаимодополнительностью», «взаимоуравновешенностью», попытками нахождения баланса противоположных сил, примирения этих сил там и тогда, где этот мир выдается за желаемое. Но роль единства и «борьбы» противоположностей, являющихся необходимыми составляющими противоречия, неравнозначна. Единство противоположностей относительно, а «борьба» абсолютна. В этой формуле отнюдь не принижается роль единства противоположностей в бытии системы. Относительность единства противоположностей выражается в том, что оно временно, то есть при соответствующих условиях оно возникает, существует определенное время и вследствие усиления (или ослабления) борьбы между составляющими его противоположностями, разрушается и заменяется новым единством, и так без конца. Таким образом, именно единство противоположностей делает неизбежным их борьбу. Абсолютность «борьбы» противоположностей заключается в том, что «борьба» присутствует на всех стадиях существования того или иного единства, является звеном между ним и другим, приходящим ему на смену единством. Именно на основе «борьбы» происходит возникновение, изменение, развитие всякого конкретного единства и его переход в новое единство. Как же зарождается и осуществляется «борьба» противоположностей, являющаяся источником развития и обеспечивающая процесс развития? Или как же, по выражению Гегеля, «развертывается» противоречие? С позиции диалектики, возникновение любой системы означает также и зарождение внутренне присущих ей противоречий. Вся жизнь этой системы определяется и отношением противоположностей, и степенью развития противоречий, от момента их зарождения вплоть до их разрешения. Конкретно это развитие противоречия вызывается, во-первых, определенным изменением самих противоположностей, изменением роли и значимости каждой из них в рамках противоречивого единства изменяющегося объекта; во-вторых, изменением характера отношений между противоположностями. Вследствие этого усиливается процесс раздвоения единого вплоть до поляризации составляющих его частей. Это раздвоение единства усиливает напряженность противоречия, степень его обострения, рождает тенденцию к его разрешению, к разрыву старых связей, к разрушению старого единства и гибели системы в её былой определенности. Следовательно, в процессе нарастания «борьбы» противоположностей противоречие проходит определенные стадии (ступени). Начиная свою жизнь с тождества противоположностей, которое означает равновесие сил противоборствующих сторон, противоречие переходит на стадию различия – несущественного (когда острота противоречия может быть обусловлена, в том числе и внешними обстоятельствами), затем существенного (основа его заложена в содержании, в природе самой системы). Со ступени существенного различия противоречия поднимаются на стадию крайностей, то есть противоречия сущности на высшей стадии его развития, которое может принять форму острого конфликта. Естественно, что данная схема развития противоречия не охватывает всей полноты, тонкости процесса развития противоречия, от его зарождения, движения до его полного разрешения. Но безусловным является тот факт, что противоречие на каждой ступени своего развития предполагает свои условия, способы и средства разрешения. Это особенно касается противоречий, обуславливающих бытие и развитие социальных систем. Противоречия после их коренного разрешения «падают» (Гегель), стираются, уступая место новым в новых условиях. В реальной действительности нет и не может быть неразрешимых противоречий. «Неразрешимое противоречие»- иллюзия сознания тех, кто признавая противоречие, не видит путей его разрешения (так, например, родилась концепция «трагической диалектики» П. Сорокина). Само разрешение противоречий может быть различным в зависимости от условий, в которых шел процесс становления развивающейся противоречивой системы, и от её природы, сущности. Но при всех различиях, неотъемлемой чертой разрешения диалектического противоречия будет возникновение новой системы и новых, свойственных ей противоречий. При этом, чем проще система по содержанию, тем проще процесс разрешения противоречий и его результаты. Как правило, это будет воспроизведение того же самого или круговорот. Когда же идет процесс разрешения противоречий сложной, богатой содержанием системы, то и сам этот процесс весьма сложен, а результаты его могут быть неоднозначны. Так, в ходе коренного разрешения противоречия одна из противоположностей может победить другую, становясь основой (в новых условиях) новой системы, продолжающей процесс развития вида, рода т.п. Либо в процессе разрешения противоречия обе противоположности гибнут, истощая друг друга в борьбе, и тогда развитие пойдет в несвойственном гибнущей системе направлении. Либо в процессе разрешения противоречия обе противоположности, развиваясь, совершенствуясь, взаимопроникая друг в друга, могут слиться в единое целое, в новое качество, порождая новую систему, продолжающую непрерывный процесс развития. Любая система вмещает в себя множество противоречий. И каждое из них выполняет определенную функцию, несет определенную нагрузку в бытии системы. Соответственно, необходимо выделить несколько видов противоречий. Во-первых, внутренние и внешние противоречия, такие противоречия, которые выражают структурную организацию системы. Во-вторых, основные и неосновные, главные и неглавные противоречия, выражающие особенности функционирования системы. В-третьих, антагонистические и неантагонистические противоречия, выражающие характер развивающейся системы. Эти противоречия касаются, прежде всего, характера развития социальных систем, так как именно здесь на разных этапах истории общества проявление и действие закона единства и борьбы противоположностей характеризуется своими особенностями, что и обуславливает его эффективность как научного метода познания и управления социальными процессами.

Противоре́ чие — отношение двух суждений, каждое из которых является отрицанием другого. В формальной логике противоречие считается недопустимым согласно закону противоречия. Однако, как показали Кант (антиномии) и Гегель, противоречие есть необходимый этап и результат всякого реального мышления — познания. Если у Канта, и вметафизике вообще, логическое противоречие трактуется как феномен, появляющийся в мышлении в силу его несовершенства или его неправомерного использования (границы применимости), то у Гегеля, Маркса, в диалектике противоречие рассматривается как необходимая логическая форма, в которой осуществляется развитие мышления, познания вообще (см. диалектическое противоречие).

Следует отличать отношение противоречия (контрадикторности) и отношение противоположности (контрарности). Отношение противоречия есть установление взаимоисключающего отношения. Например, как отношение «белое» и «не-белое». Отношение противоположности — это не взаимоисключающее отношение. Например, как отношение «белое» и «черное».

В настоящее время существуют многочисленные классификации противоречий в бытии и в познании. Выделяются внешние и внутренние; формально-логические (от которых надо избавляться, ибо из них следует все, что угодно) и диалектические (которые надо всесторонне анализировать и конструктивно разрешать); основные и производные; антагонистические и неантагонистические противоречия и т. д. Однако главным в исследовании противоречий развития являются не классификации, которых может быть огромное количество, а прежде всего сами механизмы разрешения противоречий.

Сформулируем в этой связи несколько ключевых тезисов относительно сущности и механизмов разрешения диалектических противоречий, опираясь на те результаты, которые были получены в различных диалектических построениях XX в.:

1. Под диалектическим противоречием следует понимать взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе, которые выступают источником и движущей силой ее развития.

2. Противоречия действуют на всех структурных уровнях бытия, как в его материальных, так и в духовных измерениях, причем нигде и никогда не существуют в единичном виде (разве что в голове познающего субъекта!), а представляют собой генетическое и функциональное единство, где разрешение одних противоречий может быть средством-основанием для разрешения других, более общих системных противоречий.

3. Диалектические противоречия могут разрешаться различными путями. Возможна победа одной из противоположностей над другой, что, впрочем, никогда не оставляет неизменной и саму победившую противоположность, ибо вся система переходит в новое качество. Типичный пример - победа в военном конфликте какой-то одной из сторон. Другой весьма типичный способ разрешения противоречий - диалектическое снятие обеих сторон противоречия в рамках новой системы (или нового качественного состояния системы), возникшей в результате разрешения противоречия. Борьба рабов и рабовладельцев завершилась крахом рабовладельческой системы и появлением новых субъектов исторического творчества в рамках феодальных отношений. Волновая и корпускулярная теории света, долгое время боровшиеся друг с другом, оказались снятыми в рамках единой корпускулярно-волновой теории.

Одной из важнейших форм разрешения диалектических противоречий является опосредствование, гармоническое взаимопроникновение его сторон в каком-то третьем звене, объединяющем оба противоположных начала. На важность разрешения противоречий через опосредствование обращал внимание еще Ф. Энгельс: диалектика, писал он, которая " опосредствует противоположности, - является единственным в высшей инстанции методом мышления, соответствующим нынешней стадии естествознания". Такое опосредствование сторон противоречия означает не его разрешение-устранение, а развитие обеих его сторон, выявление тех потенциальных движущих сил, которые были заложены в исходном, непосредственном взаимодействии сторон противоречия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.