Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шестой вопрос. Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет






Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов. Например, расплавленная руда превращается в шлаки и металл; подросток, взрослея, становится юношей, юноша - мужчиной, мужчина со временем становится стариком; поселок, разрастаясь, может стать городом и т. д.

Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Оценка количественных характеристик реальных “вещей” начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различным по своей природе “вещам”. Такими свойствами, по которым можно сравнивать разнородные предметы, могут быть линейные размеры, скорости движения, масса, температура тел. Для человеческих организмов речь может идти о весе, росте, объеме легких и т. д.

Рассмотрение различных предметов с количественной точки зрения на основе некоторого общего свойства как бы стирает их качественные различия. Так, качественно различные товары - хлеб, одежда, автомобили - “уравниваются” при их погрузке, разгрузке, транспортировки на основе того, что все они имеют вес и габариты. “Уравнивание” качественных различий предметов, привидение их к некоторому единству делает возможным измерение, которое предполагает установление соответствующей единицы измерения (метр, килограмм). Количественные характеристики предметов, явлений, процессов широко применяются в общественной практике: при планировании и финансировании производства, строительства, социального развития, при составлении расписаний движения транспорта и т. д.

То есть качественные и количественные методы анализа, изучения, оценки широко применяются в различных разделах науки и практики. Кроме того, понятия “качество” и “количество” важны для осмысления условий перехода экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития. В первом случае выпуск продукции увеличивается за счет введения новых предприятий, увеличения посевных площадей, производственных мощностей, числа работающих и т. д. Во втором случае увеличение выпуска продукции обеспечивается увеличением производительности труда при том же или даже меньшем количестве работников и средств производства путем улучшения качества технологического оборудования, повышения квалификации рабочих и т. п.

Сегодня перед специалистами различных областей стоит задача освоения самых перспективных, качественно новых форм деятельности, поиска путей перевода всей экономики в новое качественное состояние. Для этого необходимы наиболее эффективные решения проблем экономики, управления. Отсюда ясно, насколько важно представлять себе, за счет чего в принципе обеспечиваются качественные сдвиги в состоянии системы, понимать диалектическое соотношение качества и количества.

Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры.

Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Мера выступает как “третий член”, связующий качество и количество в единое целое. Например, производительность труда как мера имеет две стороны: качество труда и его продуктивность (количество произведенного продукта). Но мало сказать, что мера есть единство качества и количества, а также что она суть граница, в которой качество проявляется в своей определенности. Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью. Обратим внимание на то, что смыслообразующим корневым элементом слова “закономерность” является именно мера. Мера - это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.

Итак, мы рассмотрели некоторые категориальные пары. И в заключение можно сказать, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов, “всего во всем”.

А. Общие положения.
1.В подавляющем большинстве случаев непосредственно отрицание отрицания путают с последовательностью отрицаний.
Более того, указывается последовательность «тезис – антитезис – синтез», но которая относится к синтезу, равно как и последовательность «тезис – тезис – синтез», т.е. одну из разверток синтеза путают с отрицанием отрицания.
Зачастую отрицание отрицания называют законом мышления, но который, почему-то, оговаривает метаморфозы некоторого вне-мышления-объекта; при этом и само отрицание оказывается не определенным, хотя является базовым положением.
Вообще тем, кто определяет отрицание отрицания как закон, следовало бы сначала дать определение самому отрицанию (но не логическому отрицанию, т.е. не отрицанию, как логической операции), причем не путая его со снятием и противоположением; но такового до сих пор нет, поэтому говорить об отрицании отрицания вне диалектической философии (в которой оно определено само, цельно) методологически некорректно, а разговорчики идут (и будут ходить).
Да и определенности метаморфоз «тезис-антитезис» и «антитезис – синтез» никогда не оговариваются, т.е. это что-то само по себе как бы понятное…
Иными словами, некогда запущенное определение отрицание отрицания, как закона, следует воспринимать, в лучшем случае, как наивное недопонимание диалектической философии, хотя в Высшей диалектике рассматривается также и вопрос о преднамеренности таковой акции...
2. Диалектикав конкретном случае своего проявления может быть как отрицание отрицания.
3. Отрицание отрицания есть для себя отрицательность как конкретная отрицательность, поэтому оно само есть положительное: определяемое сущее для себя.

Б. В смысле философии Гегеля просто отрицание отрицания есть сначала второе отрицание, но учитывающее отрицание определенности (бесконечное возвращение единичности в себя). Но в этом (само) отрицание – непросто: его само отрицание не имеет вообще определенности или может быть определено, когда существенны, скажем так, условия. С другой стороны, без собственной определенности отрицание отрицания снимает определенность любого, чем не только обязывает его смениться, но и в зависимости от течения обстоятельств, от условий.
Однако следует учитывать, что, согласно Гегелю, вообще отрицание отрицания определяет себя прежде всего как сущее для себя, затем продолжает определять себя и далее до тех пор, пока оно не получит впервые в понятии конкретную напряженность субъекта (некоторую конкретность. – ПРИМ.) [1. Т. 5. С. 109].
Поэтому отрицание отрицания для бытия есть (становится как) внутри-себя-бытие, сначала совершенно неопределенное.
Иными словами, отрицание отрицания существенно само и выражается в отношении чего-то и в ряде проявлений (определений) до получения конкретности. Напр., равно как существенно выражение (1; -1; 1), также действительно выражение (1; -1, i). Более того, только в частном случае отрицание отрицания определяет переход к (нечто) имеющему первоначальное качество.
С другой стороны, в силу содержащегося отрицания отрицание отрицания не может быть неизменным само, т.е. актуализируется, идет к определенности (в существовании), к нечто, но при этом (в определенности) обретает и себя в понятии – либо в первичном себя (в неопределенности) имеется вообще в понятии [существенно само], либо вообще замыкается на себя как на свое значение, выражающем конкретность [выражается в отношении чего-то].

В. В Новейшей философии отрицание отрицания существенно не только как определяемое сущее для себя, но и как определенное объективное понятие, выражения которого являют некоторые течения; в этом смысле реализация отрицания отрицания всегда есть в отношении к чему-то, но без определения конкретного результата – не более, чем указание на возможность изменения (этого) чего-то.
Явления отрицания отрицания обусловлены тем, что понятие не удерживающаяся в своей определенности, дает определенность в собственном различии. Это же дает для него определение отрицания отрицания как внутри-себя-бытие.
Как понятие, отрицание отрицания (в частности в силу проявлений снятия) является в следующих своих выражениях: n-мерное, полное, параллельное, со смещением в одной или нескольких фазах, комплексное; и только в своих проявлениях оно выступает в бытии, выражаясь, как определенная операция, которую можно использовать в умозаключениях.

Г. (доб. 27.08.07 г.) Зачастую явленные в том или ином процессе отрицания феномены называют действием одноименного закона, хотя результат изначально не был определен однозначно, т.е. состоялся не в силу (действия) закона, а по причине конкретных метаморфоз определенного количества (которых могло и не быть). Т.е. видимое случившееся объясняют законом; так удобнее. Часто логические обоснования некоторого процесса, связанные с трансформациями, соответствующими отрицаниям, представляют в виде действия обсуждаемого закона. Т.е. логику случившегося процесса представляют в виде закона, ибо результат-де случился.
Иными словами, логику конкретного процесса, а не сущее его развития, если удается, по факту называют законом отрицания отрицания, при объяснениях перемещая этот тезис в их начало, приводя должные примеры (не удается – процесс подгоняется под другие законы или богатство и многообразие жизни). Но таковая логическая манипуляция применима далеко не всегда, хотя об этом обычно умалчивается, ибо обсуждаемый философский стереотипизменить уже очень сложно.
Поэтому нельзя говорить и о законе отрицания отрицания, так как, например, даже в отношении одного и того же события отрицание отрицания может быть раскрыто по-разному в различных условиях, т.е. одна посылка в отрицании отрицания может дать несколько различных результатов. Если же в виду имеется некоторая определенность (закономерность), то тогда должны быть выявлены (указаны) ее явление (действие) и однозначность.
А в ответ на то, что в СССР преподавали закон отрицания отрицания, можно сказать, что СССР уже нет, а сейчас…

Д. То, что бытие изменяется, происходит в силу диалектики, которая лишь в конкретном виде (случае) своего проявления может быть в форме отрицания отрицания.
Отрицание отрицания является определяемым сущим для себя, в частности, определенным объективным понятием, выражения которого являют некоторые закономерности или течения, в общем случае не однозначные. В этом смысле отрицание отрицания – возможность развития, но не как обязательность конкретного развитии в данных условиях. Или же, отрицание отрицания – лишь указание на возможность конкретного раскрытия отрицания в каком-то данном случае, причем в случае его реализации, т.е. такое указание, которое имеет для себя и само результирующее событие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.