Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй вопрос. Метафизика исследует истину как таковую, находя общее в разнооб­






Метафизика исследует истину как таковую, находя общее в разнооб­

разнейших формах ее конкретного проявления. Поэтому в метафизиче­

ском смысле истина нередко трактуется как подлинное бытие в отличие

от бытия неподлинного (Платон, Флоренский), которое можно пости­

гать и рациональным способом, и путем религиозного откровения.

Метафизика не сводит понятие истины к какому-то одному аспек­

ту. Человек здесь, например, исследуется не только как личность, на­

ходящаяся в определенных социальных обстоятельствах, зависимая

от определенных ценностных и эстетических регулятивов, но и как

определенный слой бытия, мира, Космоса. То есть можно сказать, что

метафизика — это предельный вид философского знания, связанный с на­

иболее абстрактной и глубокой формой рефлексии (размышления) чело­

века над проблемами личного и мирового бытия.

Однако вернемся к столь значимому для нас термину «метафизика».

На первый взгляд он совпадает с термином «философия». Однако это

не совсем так. С самого своего возникновения в философии наличест­

вует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, кото­

рое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (бук-1 4 Введение

вально то, что «идет после физики»). Метафизика в таком ее традици­

онном понимании1

является учением о первоосновах сущего. Ее еще

иногда называют «теоретической» философией, тем самым противопо­

лагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже.

О составе философской метафизики, а следовательно, и о структу­

ре теоретической философии до сих пор ведутся споры. Наиболее

распространенной точкой зрения является трактовка метафизики как

состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней):

онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании) и ак­

сиологии-(всеобщей теории ценностей).

Метафизика есть, по существу, фундаментальное ос­

нование философии в целом, философии в ее чистом виде, и дальнейшая

дифференциация философских дисциплин реализуется лишь внутри об­

щего метафизического пространства, ибо в той или иной степени любая

конкретная философская дисциплина (от эстетики до философии рели­

гии) представляет собой ту или иную конкретизацию общих метафизи­

ческих ракурсов исследования (онтологического, гносеологического, ак­

сиологического и праксеологического), а также сложившихся в истории

философии фундаментальных метафизических (или философско-теоре-

тических) ходов мысли. В представленном учебнике мы рассмотрим в

первую очередь онтологический и гносеологический уровни метафизи­

ки, являющиеся определяющими по отношению к двум другим, хотя

проблематика последних также будет вплетена в ткань изложения.

Первым поставил проблему бытия древнегреческий философ Парменид. До него предметом изучения в античной науке и философии были реальные, конкретные вещи, но не сущее как таковое.

 

Парменид из Элеи, в Южной Италии (р. ок. 515 до н.э.) - древнегреческий философ, основатель элейской школы. Ему приписывается философская поэма " О природе", сохранившаяся в отрывках. Решительный противник учения Гераклита. Создатель концепции бытия, единого, неделимого и неподвижного. Жил до глубокой старости. Учеником Парменида был Зенон Элеиский.

 

Парменид сделал важный шаг в развитии философского мышления. Бытие, согласно Пармениду, это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит. Оно не возникает и не исчезает, оно существует всегда, иначе бы оно не было бытием, а зависело бы от чего-то, что дало ему возможность возникнуть; оно неделимо, всегда есть все целиком - либо оно есть все целиком, либо его нет. Бытия, следовательно, не может быть больше или меньше, оно целокупно и неподвижно. Про него невозможно сказать, что оно развивается, поскольку оно в каждый момент самодостаточно. Бытие, учил Парменид, завершено, закончено, существует в строгих границах и похоже на совершенно круглый шар, любая точка на котором равно отстоит от центра. Это шар, центр которого везде, а периферия нигде.

 

Бытие можно как-то понять через такие проявления, такие бытийственные характеристики, как совесть, любовь, честь, ум и т.п. Скажем, не может быть " половины совести": совесть неделима, либо она есть, либо человек бессовестный; нельзя быть совестливым завтра или вчера, можно только здесь и теперь; совесть не развивается, не становится лучше или хуже; и совесть, наконец, не имеет причин во внешних эмпирических обстоятельствах - поступил по совести, потому что просто не мог поступить иначе.

 

В связи с этим ясно, что бытие - это не только окружающий нас материальный мир, совокупность вещей или какая-то высшая нематериальная субстанция - Бог или мировой разум и т.д. Все это только проявления бытия. Бытие как таковое открывается нам, становится доступным для нашей мысли, когда мы находимся в особом бытийном состоянии, т.е. в таком состоянии ума (а не просто знания), когда приходят мысли и слова, в которых звучит голос бытия. Такие мысли нельзя вызвать усилием воли, подобные слова нельзя придумать. Бытие - это то, что всегда уже есть: оно может только открыться нам, если мы совершим усилие и если нам повезет попасть в соответствующее состояние. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия.

 

Поиски бытия в философии - это поиски человеком своего дома, преодоление своей бездомности. Это поиски корней, прикоснувшись к которым, человек может почувствовать в себе силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на эту бессмысленность, ни на свою конечность, ощутить себя, в конце концов, необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир. Эти поиски составляют незримый фундамент науки, искусства, религии, стремления к счастью, любви, совести, долгу и т.п.

 

В первом приближении можно сказать, что бытие - это тайна, которую нужно пережить, и тогда она в какой-то степени станет понятной - непознанной, но понятой. Поэтому нужно иметь мужество идти к тому, чего в принципе нельзя знать. Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразуют, преображают человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая само-бытным, делая его самого бытием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.