Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 1 страница






С переходом Ю. И. Ломакина в Москву многие работники обкома и облисполкома полагали, что на должность председателя облисполкома самая реальная кандидатура — Иван Петрович Шабунин. И это понятно: действующий зам. председателя облисполкомом, многие годы курировал одну из важнейших отраслей народного хозяйства — сельское хозяйство, а также перерабатывающую промышленность области. В отсутствие председателя всегда исполнял его обязанности. Не менее важно и то, что Ю. И. Ломакин по образованию — инженер-механик, многие годы проработал на руководящих должностях в машиностроительной промышленности, в партийных органах, курировал промышленность города и области. Естественно, будучи председателем облисполкома, он во многом полагался на И. П. Шабунина. Руководители районов по большинству вопросов и решений обращались чаще всего именно к И. П. Шабунину. Естественно, сложилось так, что без его поддержки трудно порой было решить ту или иную проблему в сельском производстве района или хозяйства. Его мнение по многим вопросам развития аграрной отрасли считалось непререкаемым и верным. В частности, он с некоторым сомнением относился к широкому внедрению мелиоративного строительства в области, к развитию системы сухого земледелия, энергосберегающих технологий, хотя в то время был уже накоплен положительный опыт в острозасушливых и рискованных зонах земледелия в отдельных районах области.

Опыт многих регионов страны с подобными климатическими условиями и частыми засухами, а также технологии, разработанные учеными и практиками А. И. Бараевым, Т. С. Мальцевым, Ф. Т. Моргуном, направленные на получение устойчивых урожаев, не находили, к сожалению, широкого применения на волгоградской земле. Когда в 1984 году область постигла жесточайшая засуха, нанесшая большие потери, в ряде хозяйств, особенно в заволжской зоне, где частично перешли на систему сухого зем-

леделия, наблюдалось значительное снижение потерь зерновых и других культур.

Лишь с приходом В. И. Калашникова и его непосредственной инициативой была предопределена как главная и первоочередная задача разработка и внедрение мер по устойчивому производству зерна и кормов практически по всем районам области. Это нашло поддержку у большинства практиков и ученых-аграриев, руководителей районов и хозяйств.

Но были и противники, которые, я бы сказал, скрыто проявляли недовольство аграрной политикой в области. Правда, со временем многие поменяли прежние позиции, стали сторонниками мер, направленных на устойчивое развитие сельского хозяйства и в целом народного хозяйства области.

Итак, приступив к работе в новой должности, я уверен был, что найду поддержку и помощь прежде всего со стороны моих заместителей: И. П. Шабунина, А. С. Мальченко, Д. А. Скородько, В. Б. Василенко, В. С. Ускова, Л. Л. Тонне, секретаря облисполкома Л. Я. Пахомовой и, конечно, аппаратных работников. С абсолютным большинством из них я был лично знаком уже давно, работая в районах, будучи депутатом областного Совета народных депутатов. С некоторыми сложились добрые деловые отношения, бывали они и в районах, оказывали определенную помощь.

Первые дни моей работы были посвящены конкретному знакомству с текущими проблемами области, которые требовали безотлагательного принятия мер со стороны исполкома облсовета, и, конечно, с информацией заместителей председателя исполкома о положении дел и проблемах курируемых ими отраслей. Попросил также доложить, как выполняются ранее принятые важные решения, а также как обеспечивается контроль за их выполнением.

Заслушав информацию по ряду вопросов, высказал свое мнение в части усиления контроля и ответственности докладчиков и необходимости моего прямого участия в особо важных делах, а также обговорили, что предстоит обсудить на ближайшем заседании исполкома облсовета. Мне доложили, как проходит избирательная кампания депута-

тов Верховного Совета РСФСР. Попросил своих заместителей все договоренности и поручения при нашем обсуждении взять под особый контроль и докладывать мне, чтобы я был полностью осведомлен. Мне предстояли встречи с избирателями по Фроловскому избирательному округу как кандидату в депутаты Верховного Совета РСФСР, ибо предвыборная кампания вступила в основную фазу.

Итак, начал объезд районов, входящих в мой округ, для встреч с избирателями. Первым стал Фроловский район, где секретарем горкома партии работал был В. Н. Амелин, председателем горсовета — А. И. Барков, председателем райисполкома — А. А. Ткаченко, которых я хорошо знал, но это не давало мне основания для самоуспокоения. Да и время было не то, что 5—6 лет назад. Значительно выросла активность и открытость людей, свободней стала критика недостатков и просчетов власти.

До начала собрания посетили вместе с руководством района колхоз имени Ленина, которым руководил В. Г. Бут-рин. Осмотрели производственные участки, молочнотоварные фермы, свиноферму, побеседовали с тружениками. Несмотря на трудности с кормами из-за засухи, принятые районом и хозяйствами меры позволили не сбросить поголовье скота и удержать неплохую продуктивность животноводства. Осмотрели строительство жилья в обоих хозяйствах, есть существенные сдвиги по отношению к прошлым годам. Есть и первые новоселы и много домиков в заделе. Конечно, были сложности со строительными материалами, но, как проинформировало руководство хозяйств, значительно улучшилось положение, существенную помощь оказывают предприятия города Фролово. Конечно, в этом несомненная заслуга руководителей района, активно и энергично реализующих важные направления в развитии экономики и социальной сферы села, прямо способствующих и влияющих на подъем всего сельского хозяйства. И в этом чувствовалась большая организаторская сила Фроловского ГК КПСС, его секретаря В. Н. Амелина. Я и не мыслил, что через небольшой промежуток времени он станет моим первым заместителем, курирующим сельское хозяйство.

 

Встреча состоялась в доме культуры при переполненном зале. По установленному регламенту доверенное лицо ознакомило присутствующих с моей биографией. Выступающие, особенно из сельской местности, много говорили об улучшении жилищных условий, строительстве жилья, культурно-бытовом и медицинском обслуживании, одним словом, о закреплении кадров на селе, и особенно молодежи. Наказов поступило много, но основные — это строительство поликлиники во Фролово и жилья на селе. В ответной речи я не стал говорить о недостатках, хотя в любом деле их легко можно найти, но остановился на задачах, которые предстоит решать, особенно по поднятию сельского хозяйства, улучшению социальной сферы, и, конечно, подтвердил, что буду прилагать все усилия, чтобы выполнить основные наказы. Доброжелательное отношение избирателей ко мне не только как к будущему их депутату, но и руководителю области вселяло уверенность, что народ доверяет власти.

Следующая встреча состоялась через день в Ольховском районе. Приехал рано, около 7 утра, застал уже на рабочем месте руководителей района — первого секретаря райкома Чумакова и председателя райисполкома Волкова. Они проинформировали, как идут дела в районе, особенно о ходе зимовки скота. Проблемы такие же, как в целом по области, но примечательно: здесь хозяйства смогли практически обеспечить кормами животноводство, пусть не полностью, но при контроле за расходованием кормов и таких мерах, как кормоприго-товление, была уверенность в зимовке без потерь скота и его продуктивности. В этом, я считаю, немалая заслуга партийного руководителя района П. П. Чумакова, человека с богатым опытом работы в сельском хозяйстве, недавно пришедшего на эту должность, много лет проработавшего председателем колхоза в Еланском районе, практически земляка, а затем и коллеги. Я хорошо знал его целеустремленность, хозяйственность, деловитость, честность. Не случайно, когда в нынешние времена сельское хозяйство области начало собираться после периода полного развала и начало собираться, как говорится,

«по кирпичику», но уже с новой формой хозяйствования, ему доверили возглавить отрасль сельского хозяйства в должности заместителя главы Администрации.

До встречи с избирателями предложили побывать в хозяйствах района. Начали с совхоза «Гусевский», который возглавлял директор В. С. Чеванин. Лично я его не знал, но многое о нем слышал как о прогрессивном руководителе, всегда стремившемся внедрять новое и передовое практически во все отрасли сельского хозяйства, особенно в плане организации и технологии труда. Это подтвердилось при первой встрече на комплексе по выращиванию племенных телок. Увидел идеальный порядок, все поголовье упитано, высоких породных качеств. На вопрос, чем надо помочь, он ответил, что справятся сами, нужна лишь поддержка, и стал рассказывать о планах на ближайшую перспективу, какой будет Гусевка, что будет сделано и каким путем. У меня промелькнула мысль, что слишком большой он мечтатель, но в последующем именно на этой почве мы стали близкими товарищами на многие годы. Напористость и деловитость в характере остаются всегда замеченными. Через три года обком партии направил В. С. Чеванина в Камышинский район на должность первого секретаря райкома. Он стал его последним причалом. Много лет до развала СССР возглавлял районную партийную организацию. Затем ему доверили быть главой администрации района. При встречах Чеванин всегда с сожалением говорил об ушедшем, и хотя в его руках была единая власть, но возможностей реализовать, а главное сохранить то, что было создано советской властью, а тем более приумножить было уже не реально. Это почти буквально его слова, прозвучавшие при нашей последней встрече.

Побывал и в совхозе «Прогресс». Встретились с директором совхоза Николаем Андреевичем Чеваниным, попросил проинформировать о делах в хозяйстве. Он ответил, что совхоз работает рентабельно практически по всем отраслям, кадры в основном все свои, ведется большое социальное строительство. На вопрос, что можете показать, он ответил, что животноводческий молочный

 

комплекс, мастерские и ряд социальных объектов. Я попросил начать с последнего. Посетили недавно начавший функционировать профилакторий для сельских тружеников. Это действительно для меня было новостью впервые увидеть в области дом для отдыха и поддержания здоровья работников — функционирует в полную силу, созданы все условия для тружеников совхоза, помимо номеров для отдыха, бесплатного питания, есть лечебные кабинеты, сауна, спортивные сооружения, комната для культурных мероприятий.

При встрече же работники совхоза с гордостью говорили, что не надо ехать в санаторий, намного удобнее здесь поддерживать здоровье, настроение есть лучше работать, тем более, что все затраты взяло на себя хозяйство.

Такой же порядок на молочно-товарной ферме, в машиноремонтной мастерской.

Позже я поинтересовался возрастом директора, оказалось что он один из самых молодых в области. В последующем, бывая в хозяйствах, я непременно интересовался, что делается на местах для отдыха и поддержания здоровья тружеников. И тем, кто ничего не делал, рекомендовал поехать в совхоз «Прогресс», руководимый директором Н. А. Чеваниным, и поучиться, как надо относиться к труженикам, что ставить на первое место, чтобы они производительно работали и любили свое хозяйство. Я всегда подчеркивал, что на первое место надо ставить условия труда, быта и отдыха для сохранения здоровья, а также социальные условия, а уже потом требовать высоких результатов труда.

После той встречи у меня сложилось глубоко уважительное отношение к этому молодому руководителю. Именно благодаря своему труду и целеустремленности он был замечен и другими руководителям области. Через несколько лет выдвинут на работу в обком партии инструктором. Многое под его руководством было сделано в Быковском районе, он стремился внести что-то новое в жизнь района, построил стадион, создал команды по ручным видам спорта, благоустраивал рабочий поселок Быково и многое другое. В момент прихода новой власти

ему доверили быть главой администрации района, но тем, у кого в период разграбления была цель присвоить общенародное богатство, его честность и принципиальность пришлись не по душе. Именно эти силы, используя недозволенные приемы, сделали все, чтобы не дать ему вновь стать руководителем района. И это им удалось. Но прошло время, абсолютное большинство быковчан поняли, что допустили большую ошибку, и на последних выборах с большим перевесом голосов предоставили ему право возглавить районную администрацию.

Мне всегда приятно вспоминать мою первую встречу с Н. А. Чеваниным. Тогда уже подумалось, что это способный творческий руководитель, думающий о том, как улучшить жизнь людей. До настоящего времени считаю, что моя первая оценка осталась на многие годы верной.

Встреча с избирателями состоялась при полном зале районного дома культуры. После выступления доверенного лица первым взял слово главный врач районной больницы Н. Н. Орлов и от имени жителей района попросил помочь в строительстве районной лечебницы, так как нынешняя совершенно не отвечает требованиям медицины. И другие выступающие, как основной наказ, сосредоточили внимание именно на строительстве этого объекта. Выступая перед избирателями, я твердо заверил, что все сделаю для того, чтобы в ближайшее время выполнить их наказ.

В облисполкоме запросил список строек здравоохранения и с сожалением не нашел нужного объекта. Переговорил с А. С. Мальченко о включении в дополнительный список медицинских объектов на 1985—1986 годы, а также ускоренное проектирование и начало строительства больницы в рабочем поселке Ольховка. С моим предложением согласились, определились и с подрядчиком. Им должен был статьтрест«Камышинпромжилстрой». Пригласил к себе руководство треста и попросил, несмотря на то, что данного объекта нет в плане, начать подготовительные работы, чтобы с будущего года вести ускоренное строительство социально важного объекта.

Скажу прямо, сложности были значительные. Трест перегружен объемами работ, да и с кадрами строителей

 

были проблемы. Но наши многолетние добрые отношения сказались на согласии взять этот объект дополнительно в план. Правда, в последующем пришлось руководству района и главному врачу районной больницы не только взять строительство под особый контроль, но и привлечь в помощь небольшие строительные бригады хозяйств и предприятий. Благодаря общим усилиям больница не стала долгостроем и уже через два года была введена в эксплуатацию.

Именно тот год стал началом по-настоящему широкомасштабного строительства на селе и в районах области, а также в Волгограде.

С приходом на должность председателя облисполкома бюро обкома поручило мне возглавить комиссию по строительству, предоставив ей широкие права и функции по организации и контролю за ходом выполнения принятых областных программ, таких как строительство жилья и объектов соцкультбыта на селе и городах, мелиоративное строительство, газификация сельских районов, дорожное строительство и многое другое, ну и, конечно, решение таких важных вопросов, как обеспечение строительными материалами и техникой и другими ресурсами. А это требовало полной мобилизации строительной индустрии области, а также защиты в центре дополнительных фондов, а проще говоря, постоянного выбивания вместе с В. И. Калашниковым в Госплане, Госснабе, Совете Министров, Минводхозе, Минсельхозе СССР и РСФСР и других союзных инстанциях. Чувствовалось доброе отношение к нашим просьбам, так как с большинством руководителей министерств и ведомств В. И. Калашников был лично знаком, они относились к нему с уважением. А основания к тому были. Многие годы проработал на Ставрополье с М. С. Горбачевым, более того, некоторые считали его «приближенным» к нему. Но это было не совсем так. Да, он долго был в его команде, в роли, как говорится, «пахаря» с твердым, напористым характером, умением добиваться намеченной цели. Таким он был и при встречах с руководителями центра. Для меня такая совместная с ним работа, особенно в начале, была хорошей школой, а

в последующем полностью открывавшей дорогу для решения вопросов на самом высоком уровне.

Считаю, что благодаря тому, что В. И. Калашников хорошо знал многих руководителей центральных органов и пользовался их уважением, а также благодаря его настойчивости, можно было хоть и с трудностями, но обеспечивать бесперебойное снабжение строителей всем необходимым. Не менее важно то, что наша область являлась самым крупным в РСФСР производителем строительных материалов: кирпича, цемента, шифера, труб малого и большого диаметра. Это облегчало возможность вести собственное строительство.

Значительно увеличились объемы капитальных вложений в производственную и социальную сферу. Только в строительство в 1985 году по сравнению с 1984 годом они возросли более чем в 1, 5 раза и составили около 5 млрд рублей, а по сравнению с 1983 годом — почти в 1, 6 раза, в то время как ресурсное обеспечение выросло незначительно. Освоить такие объемы вложений, выполнить намеченные планы можно было лишь при условии бесперебойного обеспечения строек всем необходимым. Но для этого следовало приложить усилия нашим предприятиям строительной индустрии, а также привлеченным к решению этой задачи многим заводам Волгограда, Волжского, Михайловки, Котельниково, которым был поручен выпуск для строителей непрофильной и не входящей в их производственные планы продукции и изделий. Такие меры, предпринимаемые обкомом партии и облисполкомом, позволили значительно снять определенную напряженность в снабжении наших строителей.

Однако эти меры не полностью покрывали потребности строительного комплекса. Требовалась дополнительная помощь центра.

Уже в первый месяц работы, а это начало года, состоялся первый наш с В. И. Калашниковым выезд в Москву с целью посещения Правительств РСФСР и СССР не только по ресурсному обеспечению строительных программ, как правило, гарантированных годовыми фондами и лимитами не более чем на 60—70%, и по другим сложным

 

проблемам, касающимся развития сельского хозяйства, промышленности и социальной сферы. Но, прежде всего, я считаю, В. И. Калашников стремился передать свои контакты в министерствах и ведомствах, богатый опыт работы с центром, чтобы впоследствии мне была открыта дорога в центральные органы для решения областных проблем по всем направлениям, хотя я уже имел некоторый опыт работы со многими министерствами.

Особую поддержку я всегда находил у председателя Совета Министров РСФСР В. И. Воротникова, одного из видных государственных и политических деятелей страны, являющегося в то время и депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Политбюро ЦК КПСС. Практически в каждый приезд в Москву на сессию Верхового Совета РСФСР, совещания, проводимые Правительством республики, министерствами и ведомствами, я непременно старался встретиться с ним, и Воротников принимал меня, как бы ни был занят. Он многократно бывал в области не только по своим депутатским делам, но и лично, по своей инициативе вникал в областную жизнь, ее социальную сферу. Его отличали высокая порядочность, скромность, уважительное отношение к людям, особенно работающим на низовом уровне. Он всегда старался помочь советом и практическим делом. И еще... был одним из тех, кто прямо, открыто и честно после развала Советского Союза высказался в своей книге «И это было так» о проводимой политике последнего Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева как разрушителя СССР и скрытого псевдокоммуниста, идеолога обвала социализма и советского строя, автора распада великой державы — СССР. Может, сказано слишком жестко, но нам трудно простить произошедшее. Ведь и Горбачев вряд ли хотел беды своей стране, своему народу. Крутнул маховик, а с управлением не справился.

Через несколько дней после приезда из Москвы состоялась встреча с избирателями Иловлинского района. Как и прежде, вначале знакомство с хозяйствами. Вместе с секретарем райкома Г. Н. Никулиным посетили совхоз «Кондрашевский», который возглавлял мой однокурсники

товарищ по институту А. Рубцов. Встреча была приятной, он успешно руководил хозяйством, одним из лучших в районе, многое сделал в плане его экономического и социального развития. Уже тогда в голове промелькнула мысль, что это достойный резерв на более масштабную работу и, скажу, не случайно. Через небольшой промежуток времени бюро обкома рекомендовало его на должность первого секретаря Руднянского райкома партии. Посетил и Краснодонский свинокомплекс, самый крупный в области, который находился в стадии освоения проектной мощности. Результаты были внушительные: самые высокие привесы на выращивании и годовые объемы производства свинины, хорошие предпосылки на будущее. Проблема одна — обеспечение людей жильем. Этот и подобные наказы ряда хозяйств и рабочего поселка Иловлинский были высказаны мне и на встрече с избирателями.

В общем, я был доволен посещением района и встречами, особенно отношением ко мне присутствующих на встречах и собраниях избирателей. Оставалось одно — оправдать их доверие, а это не только мой депутатский долг, подтвержденный 26 февраля 1985 года на выборах в Верховный Совет РСФСР, но и прямая, святая обязанность как руководителя облисполкома. Правило это стало смыслом моей жизни: быть верным слову и полностью отдаваться порученному делу на благо людям.

Период адаптации в новой должности прошел быстро в силу того, что я достаточно хорошо знал не только проблемы области, но и наработал опыт их решения на районном уровне. Личная ответственность несоизмеримо выросла. Вырос и масштаб решаемых задач. Практически не было ни одного направления, ни одной отрасли, где бы не требовалось от областных партийных и советских органов полной самоотдачи и ответственности за реализацию принимаемых решений. Они были не декларативными, а конкретными. Приведу пример. Бюро обкома партии и исполком областного Совета народных депутатов 26 февраля 1985 года приняли " совместное постановление «О мерах по быстрейшему внедрению научно обоснованной системы земледелия в колхозах и совхо-

 

зах Волгоградской области» во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 01.11.1984 № 1104 и Совета Министров РСФСР от 09.11.1985 «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Волгоградской области», где поставлена главная задача партийным, советским, сельскохозяйственным и научным организациям на основе ускоренного внедрения научно обоснованной системы сухого земледелия и дальнейшего повышения уровня интенсификации сельского хозяйства довести производство зерна до 7 млн тонн, скота и птицы — до 385 тыс. тонн, молока — 1100 тыс. тонн, яиц — 326 штук.

Определены и основные направления решения этой важной задачи. Так, руководствуясь рекомендациями выездной сессии ВАСХНИЛ, поручено провести работу по ее реализации управлению сельского хозяйства облисполкома, исполкомам райсовета, объединению «Волгоплодоовощхоз», Нижневолжскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства, Всероссийскому научно-исследовательскому институту орошаемого земледелия, Волгоградскому сельскохозяйственному институту, филиалу института «Южгипрозем», а именно:

1. Расширение чистых паров в 1985 году до 1 млн 250 тыс. га, в 1986 году — до 1 млн 350 тыс. га.

Проведение комплекса почвозащитных, влагосбере-гающих и влагонакопительных мероприятий на площади 1, 4 млн га, безотвальной обработки на площади 3 млн га, мелиорации почв-солонцов на площади 592 тыс. га.

Посев кукурузы на зерно на площади не менее 100 тыс. га.

Все мероприятия в цифрах и объемах были расписаны по районам и строго контролировались на всех уровнях власти.

Конечно, требовались и другие меры, например, обеспечение хозяйств соответствующей техникой и сельскохозяйственными орудиями. Вскоре и эта задача нашла свое решение. Были приняты меры по совершенствованию и изготовлению почвообрабатывающей техники, в

частности для бесплужной обработки почв, возделывания паров, и так, как уже было признано, по Волгоградской технологии. И эту задачу ускоренно решили Нижневолжский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, которым руководил М. Н. Ракутин. Он отвечал за конструкторское решение, а за изготовление — Производственное объединение ВГТЗ, которым руководил генеральный директор В. М. Баландин.

Такого же внимания и дополнительной помощи требовало строительство и использование орошаемых земель в области. Прошедший 1984 год явно свидетельствовал, что условия суровой засухи, повторяющейся в области часто, приводят к потерям в сельском хозяйстве области, восполнять их приходится не один год.

Для стабилизации и устойчивости сельского хозяйства в области была принята широкомасштабная программа по ускоренному строительству орошаемых земель не только на действующих системах, таких как Заволжская, Палласовская, Большая Волгоградская, Городищенская, но на менее масштабных по площади, практически локальных участках по районам, где есть водные источники и достаточный объем водных ресурсов, конечно, не в ущерб природе.

1985 год стал определяющим в развитии орошаемых земель. Партийными, советскими органами области было принято решение построить 250 тыс. гектаров орошаемых земель, с вводом по 50 тыс. гектаров в год, то есть более чем удвоить орошаемое поле области, и эти темпы сохранить на будущую пятилетку, но главное сосредоточить его развитие во всех сельских районах и хозяйствах. Было принято решение развивать орошение в двух направлениях. Во-первых, продолжать строительство на уже существующих крупных оросительных системах и, во-вторых, в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР начать строительство в области девяти государственных оросительных систем, в первую очередь Оленьевской, Камышинской, Котельниковской. В связи со значительным увеличением строительно-монтажных работ в системе Главволговодстроя были срочно соз-

 

даны три новых строительно-монтажных треста — Котельниковский, Михайловский и Камышинский, 15 передвижных механизированных колонн, три автобазы, три управления производственно-технологической комплектации и ряд других вспомогательных подразделений.

Только объем капитальных вложений в мелиоративное строительство и его обустройство, в частности жильем, производственными и социальными объектами, возводимыми за счет средств государства, возрос в десятки раз и составил более 300 млн рублей.

Конечно, эта задача не могла бы решиться лишь силами мелиоративных строителей. Она стала важным делом многих промышленных предприятий области, их трудовых коллективов, особенно таких, как Волжский трубный завод, котельниковский завод «Сельмаш», Волгоградский тракторный завод, волгоградский завод «Красный Октябрь», Волгоградский завод оросительной техники и многие другие.

Сдерживающим фактором в развитии орошения уже на первом этапе явилось недостаточное обеспечение дождевальными машинами вновь вводимых орошаемых земель. Бюро обкома партии и облисполком 8 мая 1985 года приняли решение о производстве поливной техники на промышленных предприятиях области.

В этом важном деле нашли полное понимание и поддержку у только что назначенного директора Волгоградского судостроительного завода Николая Кирилловича Максюты. Это назначение сыграло большую роль в том, что Министерство судостроения СССР, возглавляемое министром И. С. Белоусовым, дало согласие на подведомственном заводе организовать производство дождевальных машин типа «Фрегат» в количестве 300 штук в год. Благодаря оперативности Н. К. Максюты, уже через несколько месяцев первая партия поступила на вновь построенные орошаемые земли. И в последующие годы без всякого срыва, а в большинстве и досрочно, установки производились и поставлялись мелиоративным строителям для монтажа. Скажу с полной откровенностью, что и тогда, будучи самым молодым директором среди дирек-

торов крупных заводов области, он отличался высокой ответственностью, порядочностью, оперативностью, чувством долга перед тружениками села, а также перед вверенным ему трудовым коллективом завода, выполняющего важный государственный заказ по освоению и выпуску новых судов. Эти его качества спустя годы позволили ему завоевать доверие у трудящихся области и стать Главой Администрации области в самый сложный период новой истории страны.

Помнится и первая сессия вновь избранного областного Совета народных депутатов. Помимо организационных вопросов по согласованию с бюро обкома партии решили вынести вопрос «О состоянии и мерах по улучшению благоустройства городов и населенных пунктов». С докладом поручено было выступить мне. Проблема обустройства городов и сел, создания благоприятных условий для их жителей всегда выходила на первый план в деятельности советов народных депутатов всех уровней. Особенно в этот период, когда большие средства стали вкладываться в строительство жилья, социальных объектов, дорог, газификацию в городе и на селе. Важно, чтобы не только параллельно и ускоренно шел процесс улучшения условий жизни горожан и селян, которые могли бы гордиться своим городом, селом, но и процесс воспитания в подрастающем поколении любви, бережного отношения к наследию старших поколений и его продолжению. В предложенных мероприятиях не было призывов, деклараций, была конкретная широкая программа действий на пять лет, подкрепленная и материальными средствами и, безусловно, предполагающая активизацию всех жителей области, хозяйственных и общественных организаций, поощрительных мер в этом важном деле, а также усиление роли Советов всех уровней за выполнение намеченных.

В связи с массовым строительством жилья на селе пришлось вскоре провести показательный семинар, как можно строить не одноликое жилье, особенно в сельских поселках, а интересно, с наружной фигурной отделкой, устройством в каждом дворе открытой изгороди. Посадка






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.