Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности.






Способности – индивидуально-психологические, реинкарнационные, сущностные и наследственно-генетические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и являющиеся условием легкости или возможности ее выполнения.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. Различают способности элементарные и сложные, общие и частные, потенциальные и актуальные. Способности различаются не только по степени выраженности – от простой способности до таланта, - но и могут развиваться от слабо выраженных до ярко проявляемых.

1. Общие способности – такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

2. Специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Способности делятся на три основных уровня:

a. репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;

b. творческий – обеспечивает создание нового, оригинального;

c. сенситивный – обеспечивает экстрасенсорное и экстрамундальное восприятие.

 

1.1. Общие способности (репродуктивный уровень).

1.1.1. Коммуникативные способности:

-коллективизм – эгоцентризм;

- профессионализм – дилетантизм;

-общительность – скрытность;

-доброжелательность – злонамеренность;

-скромность – нахальство;

-требовательность – беспечность;

-самообладание – невыдержанность;

- сообразительность – тугодумие;

- организованность – распущенность и т.д.

1.1.2. Гностические способности (способность понимать других): стремление к пониманию, умение слушать партнера, наблюдательность и т.д.

1.1.3. Экспрессивные способности (способности к самовыражению): стремление быть понятым, правдивость, культура речи, доверчивость, последовательность и т.д.

1.1.4. Интеракционные способности (способности адекватного влияния): требовательность – пассивность, вежливость – наглость, тактичность- бестактность, дисциплинированность – расхлябанность, решительность- слабоволие и т.д.

1.1.5. Организаторские способности: коммуникативность, практический ум, способность заражать, способность активизировать, критичность, тактичность, инициативность, самообладание, настойчивость, уверенность и т.д.

1.1.6. Учебные способности: к приобретению знаний, навыков, умений; к их усвоению; к применению; к выполнению.

1.1.7. Умственные способности: к умственной активности, критичности, аналитичности, систематичности, быстрой умственной ориентации, синтетической умственной деятельности, сосредоточенности внимания и т.д.

1.1.8. Функциональные способности: бытовые, трудовые, спортивные.

1.1.9. Экстрасенсорные и экстрамундальные способности: ясновидение, яснослышание, ясночувствование, телепатия, телекинез, телепортация, левитация, переход на другие планы Бытия и т.д.

 

1.2. Специальные способности.

Творческий уровень.

1.2.1. Творческие способности: к созданию нового, к нахождению новых способов выполнения и т.д.

1.2.2. Музыкальные способности: слух, чувство ритма, чувство лада, музыкальная память, восприятие музыки, чувство гармонии и т.д.

1.2.3. Литературные способности: наблюдательность, впечатлительность, образное восприятие, творческое воображение, эмоциональность языка, выразительность языка и т.д.

1.2.4. Сценические способности.

1.2.4.1. Актерские способности: творческое воображение, творческая фантазия, творческая интуиция, творческое вдохновение, подвижность нервно-психических процессов, подвижность темперамента, нервно-мышечный контроль, психическая саморегуляция, ассоциативная память, эмоциональная память, ассоциативное мышление, конкретно-чувственное, образное мышление, поисковая активность, лабильность, сенситивность, переключение произвольного внимания, подвижность навыков, преобладание синтеза над анализом, сопереживание, воля, самообладание, сценическая наивность, сценическое обаяние, сценическая заразительность, чувственное восприятие, чувственная выразительность, чувство действия, чувство ритма, музыкальный слух, мышечная пластичность.

1.2.4.2. Режиссерские способности: творческая фантазия, воображение, творческая интуиция, творческое вдохновение, к обобщениям, к импровизации, к образной выразительности, активность надситуативная, ориентации, пространственно-образное мышление, адекватное мышление, ассоциативное мышление, организаторская активность, аналитический ум, поисковая активность, воля, подвижность нервно-психических процессов, психическая реактивность, психическая устойчивость, чувственное восприятие, чувство гармонии, чувство композиции, чувство целого, чувство действия, чувство ритма, потребность самовыражения, наблюдательность, впечатлительность, сопереживание, самообладание, музыкальный слух, визуальная и аудивная способность.

1.2.5. Художественно-изобразительные: чувство пропорции, чувство перспективы, чувство цвета, творческое воображение, творческая фантазия и т.д.

1.2.6. Конструктивно-технические и т.д.: наблюдательность, умение различать достоинства и несовершенства, пространственные представления, комбинаторность, техническое мышление, стремление к ясности, простоте, стремление к экономности, рациональности решений и суждений и т.д.

 

Формирование способностей происходит на основе задатков.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, составляющие природную основу и создающие определенные предпосылки для развития способностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.