Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подбор музыки при оформлении спектакля






К компиляции часто прибегают при музыкальном оформлении кинофильмов, теле- и радиопередач. Хорошая компиляция — отнюдь не простое включение в спектакль отобранных музыкальных номеров. Необходимо как бы «пересоздать» музыкальный материал в некое новое целое, отвечающее ритму, смыслу и характеру постановки. При компиляции вполне допустимо связывать воедино фрагменты из произведений разных композиторов. Важно при этом установить связь между фрагментами, а это не так просто сделать, даже когда два музыкальных номера схожи между собой в стилевом отношении.

НАЧАЛО составление плана

Текст – это то, что лежит не поверхности, поступками и речью людей и героев на сцене управляют чувства. Как сказал великий английский режиссер Питер Брук, в любой пьесе слова – это шифр, это письменное обозначение тез речевых интонаций человеческого голоса на определенной высоте, с определенными паузами, в определенном ритме, в сопровождении жестов, несущих определенную смысловую нагрузку. Слово не начинается как слово. Оно – конечный результат, лишь небольшая часть огромного невидимого целого. Для актера и режиссера единственный путь к верному воспроизведению текста со сцены – воссоздать первоначальный психологический процесс, совершавшийся в душе драматурга. Этот процесс нельзя ни обойти, ни упростить.

Для того, чтобы в оформлении использовать музыку Шопена, Шуберта и других романтиков, надо, чтобы у героев постановки и у режиссера соответственно было это же чувство в душе. В противном случае – фарс. Как только человек или герой пьесы возвращается к своему естественному состоянию, сбрасывает юродствующую маску, так в оформлении сразу же используется классическая музыка и звучание классических инструментов и фортепиано.

В оформлении любой пьесы можно использовать музыку любых стилей и отдельно и в сочетании. Музыкальные стили существуют в последовательности лишь в истории музыки, а в реальности они сосуществуют. Чем ближе исторический отрезок к действительности, тем большим стилистическим разнообразием он характеризуется. Это раньше – МОНО, а сейчас – ПОЛИ. Надо только следить за тем, чтобы классическая музыка была бы хорошо сбалансирована с современной.

Характер музыкального оформления определяется масштабами сценической площадки.

Главная специфическая черта сценария театрализованного представления – проведение конфликта через построение, композицию материала.

При его построении следует учитывать законы музыкальной драматургии. Музыкальная драматургия – это действие, звучащее в музыке, это музыкальная борьба сил действия и противодействия (контрдейстия). Угадать в музыке действие, услышать его, перевести его в сценическое – задача режиссера. Тогда музыка будет не просто иллюстрацией, а участником, компонентом действия.

В сценарии необходимо точно обозначить музыкальные куски, определить словами их драматургическую действенность. При этом важно соблюсти чувство меры, чтобы не было перебора. Это надо выверить еще в застольный период.

Характер музыки в театрализованном представлении может быть различным, но обязательно с чертами монументальности. В свою очередь, это может быть и тихая музыка, и лирическая песня. Ощущение монументальности придает музыке обобщенный сквозной образ предстоящего действия. Его еще надо сочинить, определить словами в убедительных формулировках.

 

Студенты выбирают оформление из той звуковой среды, в которой сами живут.

 

Музыкант, которому поручено сделать подбор музыки, прежде всего внимательно читает пьесу, вникая в содержание. Ему предстоит познакомиться не только с музыкальной культурой той эпохи, которая отражена в произведении, но и с сопутствующими материалами— книгами, кинофильмами, иконографией. Этот период работы музыкального оформителя напоминает работу композитора и художника над пьесой.

После этого режиссер знакомит музыканта с уже существующим постановочным планом, высказывая более или менее определенные суждения и пожелания по музыкальному решению спектакля, направляя творческое воображение музыканта в нужном направлении.

После этого музыкант и режиссер определяет по тексту пьесы места, куда будет введен музыкальный материал. Найти в пьесе логически оправданные и эмоционально необходимые моменты для ввода условной музыки — не такое простое дело. Музыкальный оформитель должен хорошо разбираться в особенностях драматургии, он должен почувствовать будущую сценическую жизнь отдельных героев и пьесы в целом, точно понимать сквозное действие и сверхзадачу всего спектакля и главных действующих лиц.

Разрабатывая план оформления, музыкант исходит прежде всего из жанра пьесы и общей режиссерской концепции. В одних случаях необходимо ввести увертюру и тогда, естественно, придется найти музыку для финалов актов и всего спектакля, возможно, потребуется и музыка на перестановки при смене картин. В других спектаклях, кроме того, может возникнуть необходимость введения в сценическое действие условной музыки. Иногда же драматургия спектакля и замысел режиссера потребуют ограничиться лишь только музыкой внутри отдельных сцен.

В каждом конкретном случае надо точно знать, что должна выражать музыка, на что она должна работать в той или иной сцене, в том или ином месте спектакля. Нужно хорошо представлять себе назначение, драматургическую задачу каждого сценического эпизода в развитии всей постановки. Только при умении охватить взглядом все произведение можно точно установить, в какой действенной функции какая именно нужна музыка. Необходимо учитывать сквозное развитие событий и характеров, порядок и соотношение сценических эпизодов, композиционное построение пьесы. Кроме того, следует принять во внимание, была ли музыка — и какая — в предыдущем эпизоде, понадобится ли в последующем, не грозит ли однообразием последовательность музыкальных кусков или чрезмерным разнобоем и неудачным их соединением. Следует напомнить, что максимальное эмоциональное воздействие на зрителя музыка производит лишь при экономном ее введении и именно в тех местах, где она дополняет сценическое действие и помогает его восприятию.

Чем действие прозаичнее, чем оно обыденнее, тем меньше оснований для ввода музыки в данный эпизод.

 

Наметив ввод музыки в те или иные места пьесы, музыкант встречается с режиссером. Обсуждая план, режиссер может отвергнуть все или многое из того, что предложено музыкантом. Однако творческий авторитет, специальная подготовленность музыканта должны помочь режиссеру найти единственно правильное решение, соответствующее общему замыслу постановки спектакля. Наилучший вариант — музыкант и постановщик работают над текстом пьесы совместно, продумывая каждую сцену, каждый эпизод.

Принятое решение музыкального оформления с помощью подбора музыки фиксируется в постановочном плане спектакля. Конечно, многое из того, что намечено в плане, впоследствии, при репетиции на сцене, получит новое освещение, станет ясным, насколько действенно, оправданно выбрано место для включения музыки, как музыка согласуется с мизансценой, ритмом действия, освещением, декорацией, характером действующих лиц. Многое будет зависеть от того, какая именно музыка будет выбрана для той или иной сцены, как будет организовано музыкальное сопровождение спектакля.

После того как план музыкального оформления разработан, возникает не менее важная и не менее трудная задача подбора конкретного музыкального материала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.