Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы ис­пользования подобранной музыки






 

В театрализованном представлении музыка может быть использована как таковая (музыкальный номер), в качестве сопровождения (иллюстрации), и как звучание мира. В этом случае она принимает на себя функцию авторской оценки происходящего на сцене, становясь музыкой автора. (Из Бунина и Рахм.).

В спектакле также могут быть лирические отступления, философские раздумья. Все это – режиссерские паузы, свидетельствующие о наличии второго плана в драматическом произведениивозможно несколько методов подхода к использованию подобранной музыки в спектакле.

Наиболее простой, а поэтому и чаще всего исполь­зуемый— иллюстративно-изобразительный метод. При этом методе основное внимание уделяется внешней сто­роне действия; так,

· в сцене, где герои рас­стаются, вводится музыка, передающая это настроение;

· если на сцене раннее утро, восход солнца — подбирается музыка, отражающая эту картину,

· если молодые люди едут на целину, на комсомольскую стройку, их сопровождают бравурная музыка, молодежная песня, марш и т. п.

Под иллюстративной музыкой принято понимать музыку бездейственную, то есть лишь повторяющую то, что ясно и понятно без нее. Получается как бы музыкаль­ная «этикетка» к действию.

Сам по себе этот метод вполне приемлем— все дело в художественном вкусе, такте, с которым подходят к иллюстрации.

 

Наиболее сложный метод — тематический, требующий от музыканта глубокого взгляда на драматургию спек­такля, определенного творческого опыта, музыкальной фантазии. При этом методе выявляется сущность как всего спектакля, так и отдельных сцен. В этих случаях музыка вводится как для характеристики отдельных ге­роев, так и групп действующих лиц, объединенных об­щими интересами. Она может обобщать конкретное дей­ствие, указывать на дальнейшее развитие той или иной сцены, причем это может быть выражено в контра­сте с непосредственным действием на сцене. При этом методе соблюдается единый стиль всего музыкаль­ного оформления, связанного единой музыкальной мыслью.

Характерным примером может служить музыкальное оформление спектакля «Три сестры» на сцене МХАТа. В первом акте звучит «Осенняя песня» Чайковского (играет Андрей), во втором —Ирина и Родэ исполняют романс «Ночи безумные», в третьем — из-за кулис доно­сятся звуки скрипки —Андрей играет «Баркаролу» Чай­ковского, в четвертом — из открытых дверей и окон дома доносится игра на фортепиано — это Наташа играет «Мо­литву девы» Падеревского. С арфой и скрипкой по дво­рам ходят бродячие музыканты. Их музыка служит фоном для многих сценических кусков акта. Они испол­няют вальс «Ожидание» Г. Китлера и песню «Надену черно платье». В финале спектакля звучит исполняемый военным оркестром «Марш Скобелева» К. Франта. Бод­рая мажорная музыка военного оркестра постепенно приближается, оркестр проходит рядом с домом Прозо­ровых. На минуту он как бы останавливается у ворот, прощаясь с этим дорогим для уходящего полка местом, и постепенно удаляется, затихая. Призывные звуки труб подчеркивают трагичность судьбы Прозоровых. Уходит полк, разрушены мечты трех сестер, и все же живет на­дежда, что «счастье» и мир настанут на земле.

 

Нередко режиссер и музыкант обращаются к методу, при котором выявляется только общее настроение спек­такля в целом, его жанр. При этом методе характерно обращение к увертюре, музыкальным антрактам, финалам, что дает возможность использовать те или иные подобранные музыкальные произведения целиком.

 

Часто план музыкального оформления не содержит точно какого-либо одного метода: в одной сцене музыка может быть введена как иллюстративно-изобразительный элемент, в другой она раскрывает идейный смысл сцены или характер героя, его настроение. В этом же спектакле может быть и увертюра, и музыкальный финал, выдер­жанные в одном стиле.

Все мысли, возникающие по ходу работы, оформитель заносит в свой предварительный план музыкального решения спектакля. Наметив решение по вводу музыки в те или иные места пьесы, музыкант встречается с ре­жиссером.

Подобранная к спектаклю музыка обычно написана по другому поводу, подчас композитором другой эпохи, другой страны. Введенная в сценическое действие режиссером и звукорежиссером она становится частью заново рожденного целого, а значит, и воспринимается уже в ином контексте.

С появлением в театрах компьютеров и интернета упростился как и сам процесс подбора музыкальных произведений, так и технология ввода музыки в сценическое действие. В частности, отпала надобность привлекать концертмейстера для проигрывания отобранного материала. Да и не всегда фортепианное исполнение дает полное представление о произведении, предназначенном для оркестра. Широкий круг музыкальных произведений, высокое качество этих записей позволили по-новому решать вопросы музыкального оформления спектакля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.