Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторика Древнего Рима




№ 1

1.Ораторское искусство в Древней Греции.
Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жрецы были искусными ораторами, всемерно культивировалось официальное и особенно церемониальное красноречие в придворных кругах китайских царств, хорошо владели тайнами науки слова индийские любомудры. Однако именно Древняя Греция признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория.

Наряду с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже «царицей искусств» настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание. К V веку до нашей эры, когда вполне сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались ее виды, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более к действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Причем «услаждение слушателей» свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора. Период, наступивший после греко-персидских войн, то есть середина пятого столетия до нашей эры, в Греции ознаменовался значительным общественным подъемом и быстрым ростом культурной жизни. Развивались не только естественные науки, особенно астрономия, математика, биология; активизировались философская жизнь в целом. Началась разработка проблем диалектики, этики и эстетики, грамматики и логики. Расцветает искусство, в особенности архитектура и скульптура, театр Эсхилла, Софокла и Эврипида, а также комедиографа Аристофана.

Афины, фактически ставшие центром древнегреческой культуры, задавали тон во всех сферах социальной жизни, определяя главные направления общественной мысли. В этих условиях развивалось и совершенствовалось красноречие. И, конечно, не случайно, что его выдающиеся мастера - Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхин, Филократ и особенно Демосфен - были видными общественными и государственными деятелями.

Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы. А она нередко вспыхивала между различными группировками аристократии рабовладельческого общества. Красноречие, «духовное детище демократии», особой искусности достигло усилиями софистов, точнее «старших софистов» (V век до н.э.), которые отличались критицизмом и находчивостью в словесных баталиях, развивали искусство спора, мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления, в частности формально-логической культуры. Главной их целью были вопросы познания: их верное толкование и решение, и делались попытки сблизить философию с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики. Относя риторику к «гражданскому искусству», он намеревался с его помощью «сделать людей хорошими.»



2. Работа над главной частью выступления.

Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха речи. Ритор может оригинально начать выступление, заинтересовать слушателя, но впоследствии упустить их внимание и интерес. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.



В главной части надо строго соблюдать основное правило композиции– логическую последовательность и стройность изложения материала. Готовясь к выступлению, ритор должен продумать, каким методом он будет пользоваться при изложении главной части, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует для привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит во многом от метода изложения материала. В науке выделяют следующие методы:

1) индуктивный метод –изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а после подводит слушателей к обобщенным выводам;

2) дедуктивный метод –изложение материала от общего к частному. Оратор вначале выдвигает какие-либо предположения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах;

3) метод аналогии – совпадение различных

явлений, событий, фактов. Обычно параллель

проводится с тем, что хорошо известно слушателям;

4) концентрический метод –расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Ритор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

5) ступенчатый метод –последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор не возвращается к ней;

6) исторический метод –изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

При работе над главной частью следует уделить внимание логическим (обращенным к разуму слушателя) и психологическим (обращенным к чувствам) доводам. При этом самые сильные доводы принято располагать в конце речи.

Каждому ритору надо также помнить о некоторых недостатках в композиции, которых следует избегать. Основным из них является нарушение логической последовательности в изложении материала. Здесь же необходимо избегать перегрузки текста теоретическими рассуждениями, отсутствия доказательности основных положений, обилия затронутых вопросов и проблем. К недостаткам композиции относят также шаблонное, трафаретное построение речи.

 

№2

Риторика Древнего Рима

Красноречие имеет давнюю историю. Уже в Древнем Египте, Индии, Китае было известно искусство риторики, но настоящей его родиной является Древняя Греция, где публичное слово имело чрезвычайно большое общественное значение. Однако наибольшей вершины риторикаполучила в Древнем Риме.

Ораторское искусство было могучим средством во всех сферах человека

кого общества в Римской республике.

Интенсивный темп жизни демократических полисов требовал деятельности, которая бы опиралась на практические навыки в самых разных отраслях. Среди них выделялось и словесное искусство риторов, которые по найму творили судебные речи.

Публичное выступление в суде перед многолюдной аудиторией был неотъемлемой частью функционирования судебной власти в Древнем Риме. Кроме того, ораторское искусство пользовалось там огромным уважением, популярностью, поэтому многочисленные ораторские школы древнего мира никогда не пустовали.

Первые наставления для тех: кто готовился выступать публично, принадлежали, очевидно, сицилийским риторам ТИСе и Корке. Это были рекомендации, как следует членить речь на части (вступление, изложение дела, окончание) и какие доказательства следует подбирать. Комедия Аристофана «Лягушки», где инсценировано спор Эсхила и Еврипида, а также некоторые фрагменты речей софистов, ораторов Горгия, Исократа дают представление о пособиях для риторов.

Специалисты Древнего Рима обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян был главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства – изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.

Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и Азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого очень эффектно преподносили свои идеи толпе. С ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 г. до н.э.).

Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм вошел в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявший власть над Империей в свои руки. По окончанию античной эпохи теоретические изыскания в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений монополизировала церковь. Речи ораторов обрели форму проповедей, а свободные дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное, за что можно сказать спасибо Средневековья, так это за то, что схоласты сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времен.

Важное значение для выступающих, прежде начинающих, имели упражнения и письменные упражнения: "Письменные упражнения – лучший и самый выдающийся творец и учитель красноречия". Когда мы пишем, доказывает Цицерон, то наше внимание сплошь мобилизована, перед нами предстает весь предмет; доказательства, касающиеся дела. Также необходимо было делать упражнения для голоса, молодец телодвижений.

История римского красноречия сохранила немало имен, но среди них лишь некоторые принадлежат выдающимся ораторам. Одним из таких был Марк Туллий Цицерон.

М. Туллий Цицерон родился 3 января 106 г до н.э в городе Арпинум, в семье римского всадника Марка.У жизнь вошел как "новый человек". Он хорошо сознавал необходимость глубокой и всесторонней образования. Мацбутний выступающий изучал много различных наук. Получил блестящее философское, литературное и ораторское образование в Риме и Греции.

Первый успех принесла ему участие в 70 г до н.э. в процессе против Вереса. Первую политическую речь провозгласил в поддержку Г. Помпея. С победой Цезаря оставил политику. Лишь после его убийства вступил в политическую борьбу.

Ораторский идеал – сознательное владение всеми средствами, которые должны заинтересовать и убедить слушателя. Ораторский талант, по мнению Цицерона – это большая подвижность ума и фантазии, которые способны быстро находить материалы, составлять речь пышно, украшать ее, крепко и надолго запоминать. Ораторская практика Цицерона является воплощением в жизнь его стилистических концепций, которые обусловили создание виликий оратором своего неповторимого стиля. В речах, которые сохранились, легко заметить эволюцию образа словесного изложения и манеры произнесения оратором речей.

Цицерон вобрал в себя все лучшее из науки и культуры двух античных обществ. Он считал, что профессия оратора слишком тяжелая, потому что она приобретается посредством многих наук и больших усилий.

Композиции речей Цицерона, его характеристики персонажей, исторических событий является убедительным доказательством его дарование. Гибкости его ума, полета его творческой и художественной фантазии. Каждая речь оратора – стройная логическая строение, украшенное изысканными стилистическими средствами, где содержание и форма создает гармонию, составляют единую художественную целостность всесторонних и глубоких знаний, многообразие чувств и совершенства изложения. Каждая его речь – это художественное произведение.

Исполнительское мастерство Цицерона была безупречной. Каждый жест оратора, его мимика, движения глаз, модуляция голоса возникли под влиянием соответствующего содержания произносимой речи, создавали великолепную гармонию, захватывая слушателей.

Во многом успех вынесения определял голос, о котором оратор надо было всегда беспокоиться. Он имел сильный и красивый голос, хорошо поставленный, способный выражать самые разнообразные чувства. Когда Цицерон обращал свои слова. Полны гнева против Катилины, голос был резким, порывистым. Звучал с большой силой, ибо речь содержит гневные и бурные интонациии.

Другим голосом, тоном оратор рассказывает о благотворительный поступок Цецилии, которая гостеприимно приняла в дом Секста Росция в трудную минуту его жизни.

Все это можно передать только с помощью силы и модуляционной гибкости голоса.

Природа щедро одарила оратора остротой и необыкновенной способностью вводить в текст речей различные виды смешного. Он довольно широко осветил теорию смешного в трактате "Об ораторе". Все это он ловко применил эту острое оружие против противников.

Ораторской прозе Цицерона принаманна стилистическая совершенство и точность высказывания.

Если оратору поручают тяжелые и сложные судебные дела, оратор должен тщательно и глубоко изучать их, если решил ими заняться. Глубокое изучение дела дает возможность оратору определить суть спора, ее причину. Главной целью речи было убедить слушателей. Для этого, говорит Цицерон, должны оператися на три вещи:

надо доказать, что правда то, что мы защищаем;

нам нужно сделать сообщниками тех, кто сначала к нам не прислушался;

направить их чувства туда, куда потребовать дело.

Цицерон определяет два источника доказательств:

первым источником считались документы, связанные с самой справою.Це могли быть акты, договоры, соглашения.

вторым источником – была личность оратора.

Речь, утверждает Цицерон, которой оратор пытается тронуть слушателей, должна волновать его больше, чем кого-либо из присутствующих.

Каждый шаг оратора должен быть осторожным, обдуманным, чтобы не вызывать у людей злобы. Оратор должен направлять ненависть и гнев на противника и отвлекать их от себя и пидсудного.так же следует использовать и чувство надежды, радости и досады.

Цицерон утверждал, что полезно возбуждать смех, потому веселье умножает приверженность слушателей. Чаще оратор использует смех тогда когда подвергается нападению противника.

Выступающие для вынесения совещательных речей нужно иметь ум, честь граждан, красноречие. Перед сенатскими заседателей оратор излагает свои соображения кратко, незаймаючы большого количества времени. Выступления должны быть полны силы, значимости и разнообразия изложения.

Когда оратор, говорит Цицерон, то советует народу в государственных делах, то сам должен хорошо изучать государственный строй. Чтобы воздействовать на народ, надо также знать его обычаи, людей.

Главной ареной ораторского труда оратора было народное собрание. И здесь, на трибуне, росла, совершенствовалась ораторское мастерство каждого оратора.

В речах перед народом, утверждал Цицерон, нужно избегать слов которые могут оскорбить его, вызвать всеобщее возмущение.

Речь ораторов должна быть ясной. Оратор должен владеть чистой литературным языком, а слова не должны содержать двусмысленности. Речь должна быть уважительной, приятной, ученым, вежливо, элегантной, отражать необходимое количество чувств, страданий.

В речах Цицерон советует избегать простых и засторилих слов, а взамен употреблять слова изысканные и ясные. Иногда оратор использует беглый обзор, краткое объяснение основных вопросов. Оратор использует гиперболу, колебания, поправку к сказанному, гнев, просьбы и другие стилистические средства.

Цицерон останавливается на образе совершенного оратора. Такой оратор обладает всеми тремя стилями – низким, умеренным и высоким.

Употребляемыми средствами красноречия Цицерон считал этос и пафос.

Этос использует для изображения характеров, обычаев, образов жизни, пафос – для возбуждения слушателей.

2 Смысловые модели (топы) речи

· Риторический канон -это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)?

· Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания,расположение изобретенногов нужном порядке исловесноевыражение.

· В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову. Его классический вид находим в «Риторике» Аристотеля:

· 1. Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение содержания.

· 2. Диспозиция (лат. dispositio) - расположение найденного материала.

· 3. Элокуция (лат.elokutio) - украшение, словесное оформление мысли.

· 4. Запоминание (лат. memorio) - запоминание, заучивание речи.

5. Произнесение (лат. actio hipocrisis) - актерское исполнение. Позднее этот этап называли «оратория».

 

· Рассмотрим вначале первый этап – инвенцию.

· Инвенция нацеливала оратора на тщательный поиск темы, содержания выступления исходя из цели речи. В древности называли такие способы поиска темы, как пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения. Схема инвенции - нравы, аргументы, страсти. Нравы - это, по сути дела, использование впечатления, производимого на аудиторию. Нравы определяли требования к личности оратора, к его поведению, позволяющему произвести благоприятное впечатление на аудиторию, наладить с ней контакт. К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность.

· В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову. Его классический вид находим в «Риторике» Аристотеля:

· 1. Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение содержания.

· 2. Диспозиция (лат. dispositio) - расположение найденного материала.

· 3. Элокуция (лат.elokutio) - украшение, словесное оформление мысли.

· 4. Запоминание (лат. memorio) - запоминание, заучивание речи.

5. Произнесение (лат. actio hipocrisis) - актерское исполнение. Позднее этот этап называли «оратория».

· Рассмотрим вначале первый этап – инвенцию.

· Инвенция нацеливала оратора на тщательный поиск темы, содержания выступления исходя из цели речи. В древности называли такие способы поиска темы, как пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения. Схема инвенции - нравы, аргументы, страсти. Нравы - это, по сути дела, использование впечатления, производимого на аудиторию. Нравы определяли требования к личности оратора, к его поведению, позволяющему произвести благоприятное впечатление на аудиторию, наладить с ней контакт. К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность.

· Веер передаёт наличие многих причин у явления и массу следствий из одного события, явления:

· причина

· следствие причина

· причина

·

· причина

· причина следствие

· причина

· Когда вы приходите к врачу, жалуясь на боли в сердце, он пытается найти причину болезни в вашей наследственности, в образе жизни, в привычках и т.п. Ваше рассуждение на тему: «Книга – лучший подарок» будет полно причинно- следственных обоснований этого тезиса.

· «Цепочка» позволяет, постоянно переходя от причины к следствию, сделать некий вывод:

·

· причина следствие следствие следствие.

·

· причина причина

·

· Пример «цепной» реакции находим у С. Маршака: «Лошадь захромала – командир убит; конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».

· 7. Топ «обстоятельства»

· Этот топ выражает место, время, условия осуществления действия. Если топ «причина – следствие» наиболее характерен для рассуждения, то без смысловой модели «обстоятельства» немыслимо повествование: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми», - так впервые появляется в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер.

· Модель «обстоятельства» помогает ответить на вопросы: где? когда? при каких условиях? каким образом?

· 8. Топ «пример»

· Данный топ представляет собой конкретный факт, взятый оратором из собственного опыта, опыта других людей, из истории, но также и из фольклорных источников, художественной литературы, Священного Писания. Эта смысловая модель опирается на практицизм и прагматизм нашего мышления, на доверие тому, что было в самой реальности, а не приобретено в ходе рассуждений.

· Из художественной литературы заимствуются сходные ситуации, служащие подтверждением обобщённости и повторимости рассматриваемых обстоятельств. Приводить примеры нужно из области, знакомой слушателям, доступной уровню их восприятия. Пример может быть единичным, но чаще оратор использует несколько примеров, подтверждающих его точку зрения.

· 9. Топ «свидетельство»

· Топ «свидетельство» носит ещё одно название –«обращение к авторитетам». Это чаще всего цитаты, изречения, принадлежащие авторитетным людям, тем, кому мы доверяем, кем восхищаемся. Ими могут быть видные учёные, известные общественные и политические деятели, поэты, писатели, философы, древние мудрецы. Например: «Как сказал Н.Карамзин, монументы возвышают дух народа».

· В качестве свидетельства нередко используются пословицы и поговорки как выразители народной мудрости.

· Не менее убедительна и цитата из Священного писания, которая вводится в текст с указанием на источник: «В Священном Писании сказано: блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное» и т.п.

· 10. Топ «имя»

· Эта смысловая модель обращает нас к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) слова. Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя.

· Мы лучше поймём, что такое Владивосток как город, стоящий на страже границ России между Востоком и Западом, если разложим его имя на две составляющие: владеть и Восток, владеть Востоком.

№ 3

1. Ораторское искусство Средних веков.

Риторика Средневековья. Гегель говорил о средневековье: « Мировая культура как бы прекратила свое существование ». Причина тому – укрепление монархии. Феодалы и монархи должны были любой ценой укреплять свою власть, следовательно, они разрушили демократические органы управления, которые достались им от прежней эпохи. Принципы состязательности в суде отменились. На все была воля феодала. Востребованность риторики пошла на убыль. Падение рабовладельческой Римской империи в конце V в. знаменовало собой переход к новой феодальной формации. Новая социально-экономическая организация обусловила существование изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.

Господствующим жанром становится церковное красноречие. Некоторые священники благодаря искусству проповеди приобрели огромную популярность. Например, знаменитый Иоанн Златоуст. Церковная проповедь обратила свое слово и к богатому вельможе и к бедному крестьянину, и она стала самой распространенной формой устного массового общения и одновременно инструментом политической проповеди. Проповедование предполагало довольно высокий уровень ораторского мастерства. На основе проповеди развивается средневековое ораторское искусство, воспринявшее основные нормы античной риторики и формальной логики. Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство средневековья приобрело и новые качества. Это, прежде всего, связано с появлением абсолютного авторитета в виде какой-то религиозной догмы. О чем бы ни говорил священник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием.

Ссылки на непререкаемый авторитет, с одной стороны, избавляли оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с другой – привносили в выступление элементы схоластики.

Схоластика - религиозно-идеалистическая философия, основанная на церковных догмах, обслуживающая богословие.

Несколько веков риторики, постоянно обращающейся к верховному авторитету, наложили на нее свой отпечаток, который в какой-то мере сохраняется и ныне. Отголоски средневекой схоластики, догматизма, раболепного благоговения перед авторитетом. Чаще всего проявляется в неоправданном обилии цитат и словословий, бездоказательности речи.

2. Логическое доказательство и его структура.

Доказательство логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Термин «доказательство» в процессуальном праве употребляется в двух смыслах:

• для обозначения фактических обстоятельств, выступающих носителями информации о существенных сторонах уголовного или гражданского дела (напр., оставленные на месте совершения преступления следы);

• для обозначения источников информации о фактических обстоятельствах, имеющих отношение к делу (напр., показания свидетелей).

Требование доказанности предъявляется и к познанию в судопроизводстве: судебное решение по уголовному или гражданскому делу считается правосудным, если оно получило объективное и всестороннее обоснование в ходе судебного разбирательства. Доказательство является одной из разновидностей процесса аргументации.

Аргументацией называют операцию обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Структура доказательства.Доказательство включает три взаимосвязанных элемента:

1. Тезис – это суждение, истинность которого нужно доказать. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают?

2. Аргументы, или доводы, – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?

В качестве аргументов могут выступать суждения:

1) теоретические обобщения. Напр., физические законы гравитации позволяют рассчитать траекторию полета конкретного космического тела и служат доводами, подтверждающими правильность таких расчетов.

Роль аргументов могут выполнять также эмпирические обобщения;

2) суждения о фактах. Фактами, или фактическими данными, называют единичные события или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условия возникновения и существования;

3) аксиомы, т. е. очевидные и потому не доказываемые в данной области положения;

4) определения основных понятий конкретной области знаний.

3. Демонстрация или форма доказательства это логическая связь между аргументами и тезисом.

Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще их цепочка. Посылками в выводе являются суждения, в которых выражена информация об аргументах, а заключением – суждение о тезисе. Продемонстрировать – значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений.

 

 

№ 4

1. Буржуазное ораторское искусство XVIII - XX веков.

 

искусства выразительного слова.Социально-пс устном выступлении.Риторические методы аргументации.Диспут: его подготовка и проведение.Особенности ведения деловой беседы.Принципы и правила ведения спора        
    С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество - устное и письменное - было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания. История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью. Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками». Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие - обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия - торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика - торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества. Одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, - «Слово о Законе и Благодати». Создано оно было митрополитом Илларионом - первым русским митрополитом на Руси - человеком широкого кругозора, отмеченным мудростью и бесспорным писательским даром. Илларион был среди тех «книжных» людей, которых Ярослав Мудрый собрал вокруг себя, и, вероятно, он причастен к созданию первой русской летописи - «Повести Временных лет». Илларион мог быть составителем предполагаемого «Сказания о принятии христианства на Руси». Некоторые историки считают, что именно он и князь Ярослав были инициаторами сооружения собора Софии в Киеве. И не исключено, что именно в этом храме - тогда самом величественном и роскошном - в присутствии самого князя и членов его семьи и произнес он свое «Слово». «Слово о Законе и Благодати» впитало в себя большое количество литературных источников, а очень скоро и само стало источником для заимствований и подражаний. Его часто читали и неоднократно переписывали, включая в разного рода «Требники» и «Служебники». Столетие спустя после митрополита Иллариона развернул свою деятельность другой церковный писатель, замечательный мыслитель и проповедник - Кирилл Туровский. Его интересовал, прежде всего, человек - «венец творения», его Душа и тело. «Поучения» и «Слова» Кирилла Туровского по поводу церковных праздников отличались проникновенным лиризмом и глубиной духовного постижения их смысла. Произведения Кирилла свидетельствуют о высоком уровне древнерусского ораторского искусства, а также том, что книжники XII в. в совершенстве овладели античной и византийской традицией словесного творчества. Любимейшим чтением русских людей были жития святых (называемые также агиографией). Вначале на Руси, естественно, были лишь переводные жизнеописания. Потом их стали создавать и на собственном материале. Так появились жития первых русских святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, Мстислава и Ольги, Александра Невского. Автором первых русских житийных произведений - о Борисе и Глебе, о Феодосии Печерском -  
         
         

 

2. Дискуссия и полемика.

Дискуссия - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема.
Термин "дискуссия" происходит от латинского « discussio » - рассмотрение, исследование.

Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.
Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.
Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или труппы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.

Полемика - вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.
В русский язык слово "полемика" пришло из древнегреческого, переводится как воинствующий, враждебный.

Отличительные черты полемики:
- Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции.
- Во-вторых, участвующие и полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т. п.

В отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором

Победа в полемике, если она получила общественный резонанс, может принести некоторое удовлетворение. Но следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности. Нетрудно догадаться, каковы будут последствия и какой будет мера ответственности, если в полемике победит ошибочная точка зрения.

Вместе с тем существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, открытость к аргументам другой стороны, очередность выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.

 

№ 5

1. Ораторское искусство Древней Руси.

2. Риторические методы аргументации.

Продолжение - начало в посте "ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА - ИЛИ КАК НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ ЭФФЕКТНО И ЭФФЕКТИВНО", окончание в посте - "СПЕКУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ АРГУМЕНТИРОВАНИЯ, ИЛИ "ГРЯЗНЫЕ ТРЮКИ"..."

Методы аргументирования делятся на риторические и спекулятивные - первые призваны донести до собеседника свою точку зрения и опровергнуть чужую, тогда как вторые направлены главным образом на то, чтобы сбить собеседника с толку. Выделяют 12 риторических методов и 12 спекулятивных.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.026 сек.)Пожаловаться на материал