Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности философской мысли России начала XX века.






 

Отечественной философской мысли присущи некоторые особенности:

Во-первых, отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых -- общественные деятели, писатели, ученые.

Во-вторых, отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия - в этом онтологизм русской философии.

В-третьих, особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.

В-четвертых, с проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.

В-пятых, русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, внимание обращено к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей. В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: первый - философская мысль Древней Руси X - XVII вв.; второй- философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX вв.); третий - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века - начало XX вв.); четвертый - послеоктябрьский период (большая часть XX в.).

 

 

28.Проблемы экзистенциальной философии в России: Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов

 

Символом этой эпохи считается выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев, Он критически воспринял рево­люцию и в 1922 году был выслан из России. Отправной точкой его учения является чел-к. Н. Бердяев отчасти обо­жествляет чел-ка, рассматривая его как богоподобное существо. Основные темы его ф-и: свобо­да, творчество, личность. Свобода, согласно ф-и Бердяева, – основа бытия. экзистенциальная философия бердяева. Учение о вездеприсутствии несогворенной свободы – одна из ориги­нальных особенностей философии Бердяева.

Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество – важнейшая религиозная задача чел-ка, его долг.

Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной ф-и, ф-и истории. Смысл истории философ видит в конечном торжестве “царства Божьего”, но реальная история рассматривается им как история объективации, как ” неудача духа”, так как ” в ней не образуется Цар­ство Божие”. Основа истории – это свобода зла.

С традицией экзистенциальной ф-и связано творчество Л.И. Шестова, обратившего особое внимание на трагизм человеческого бытия. Отмечая недостаточность рациональных, научных средств для позна­ния бытия чел-ка, он склоняется к иррационализму. Пожалуй, как никакой другой отечественный философ, Шестов выразил сомнение в возможностях рационального познания в разрешении этических проблем, называя себя “не­навистником разума”. Не отрицая значения науки, он подчеркивал ее ограни­ченный характер, резко разделял разум и веру. Познание подлинного бытия возможно лишь сверхъес­тественным способом, через Откровение. Шестов — религиозный философ-мистик, но в силу своего скептицизма и экзистенциализма занимает особое место в отечественной ф-и.

29.Философия космизма и ее основные направления: Н.Ф. Федоров, К.Д. Циолковский, А. Л. Чижевский, В.И. Вернадский.

 

Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. В идеологии кос­мизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, осво­ения космоса, любви как связующей и преображающей силы. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский – крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.

По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, по­нимаемой им как космическое явление (" всюдность" жизни). Чел-к рассмат­ривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразую­щая деятельность. К.Э. Циолковский был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел.

Н.В. Бугаев построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц – монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, «воспоминания прошлого». Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

А.Л. Чижевский создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) проходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы – войны, революции

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.