Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая программа развития личности






Современная педагогика исходит из того, что наследуются только задатки, которые при благоприятном стечении обстоятельств могут стать предпосылкой к развитию способностей. Важным является также и понимание того, что отсутствие природных задатков не является приговором, многие способности личность способна сформировать в процессе деятельности.

Вопрос о соотношении унаследованного и приобретенного является одним из самых сложных для педагогики и психологии. Различные ученые решают его по-разному. Наиболее зарекомендовавшей себя является биосоциальная теория, которая утверждает, что оба фактора имеют огромное влияние. С одной стороны, богатые задатки могут быть нереализованы из-за воздействий среды, а с другой стороны, благоприятная среда может нивелировать неблагоприятные наклонности.

Принято считать, что специальные задатки наследуются. Так например, в семье И.С. Баха в пяти поколениях было 18 талантливых музыкантов. Однако нельзя с уверенностью сказать, что это влияние лишь наследственности, так как в семье существовала и специфическая музыкальная среда, культура, возможно, не менее сильно помогавшая формированию музыкальных способностей. Фактор наследственного окружения и фактор средового влияния практически невозможно разделить. Сложно сказать, где кончается одно и начинается другое.

Ю.Б. Гиппенрейтер описывает серию опытов, позволяющих понять многоплановость вопроса взаимодействия среды и наследственности В эксперименте отбирались и селекционировались «умные» и «глупые» крысы на основании быстрого нахождения приманки в лабиринте изменяющейся конфигурации. Внутри каждой группы (успешных, или «умных» и неуспешных, или «глупых») проводились скрещивания. Процедура повторялась в течение шести поколений. Опыты убедительно свидетельствовали о накоплении генетической предраспосложенности к успешному обучению. Однако если условия опыта изменить, меняется результат. «Отобранное поколение «умных» крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они лишены и разнообразных впечатлений и возможности активно действовать. В результате выяснилось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» животных, воспитанных в естественных условиях. Противоположные опыты с выращиванием «глупых» крыс в обогащенной среде показали результаты приблизительно такие же, что и у «умных» крыс, выросших в нормальных условиях. Эти исследования подтверждают значение условий воспитания для формирования способностей. Общий вывод, который можно сделать на их основании, более значителен: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего».

На основании теоретических положений можно проследить следующий путь развития и формирования личности человека. На индивида оказывается стимулирующее воздействие инициирующее развитие из задатков необходимых способностей. Важно отметить, что способности возможно получить только в процессе деятельности. Способности, как мы выяснили, могут быть общими и специальными. Под общими подразумевают те, которые необходимы каждому для успешной адаптации, а под специальными те, которые присущи не каждому и выделяют личностные особенности субъекта. Совокупность общих и специальных способностей выделяется как явление одаренности. Термин одаренности применяется только по отношению к детям и также вызывает множество споров. Ученые высказывают различные позиции, начиная от того, что одаренным является каждый ребенок, однако не всегда эта одаренность обнаруживается и должным образом поддерживается, и заканчивая позицией, что одаренность - это редкий подарок природы и именно на ее психолого-педагогической поддержке должна строиться подготовка специалиста будущего. Основной проблемой детской одаренности является ее последующая реализация. К сожалению, богатый потенциал, проявляемый многими детьми, далеко не всегда переходит в значительные достижения в более зрелом возрасте. Возможность сохранить и преумножить этот потенциал - одна из основных задач педагогической теории и практики. Как было сказано, в развитии огромную роль играет среда, и неправильно организованные средовые воздействия подчас играют с вундеркиндами злую шутку. Так, ребенок, приходящий в первый класс и умеющий читать, писать и считать, сталкивается с классно-урочной системой, ориентированной на среднего ученика, быстро теряет интерес к обучению, понимая, что он здесь самый умный. Однако рано или поздно наступает момент, когда необходимо включаться в учебный процесс, поскольку начинает вводиться новая информация, а наш вундеркид часто упускает нужное время, и ему становится неинтересно уже потому, что ничего не понятно. Родителям и педагогам одаренного ребенка необходимо обратить внимание на этот фактор, и вовремя решить, каким путем пойти: индивидуализировав обучение или утвердив индивидуальный подход к ребенку в рамках инклюзивного, массового обучения.

Как было отмечено, на субъекта образования воздействует развитие, способствующее становлению способностей из задатков, и формирование, обеспечивая способности к видам деятельности, необходимым данному субъекту в данных условиях. Так, например, человек формирует в себе культуру поведения, хотя к этому нет никаких природных задатков, но так требует общественно-исторический образ жизни.

Становление способностей выводит нас на следующую ступень развития личности – разносторонне развитую личность. Традиционно формирование разносторонне развитой личности было целью обучения в средней школе. Такая цель ставилась для того, чтобы открыть молодому человеку самые широкие возможности в дальнейшем выборе профессии. Однако современная позиция несколько иная. Так как массив знаний предназначенных для усвоения разносторонне развитой личностью, сегодня слишком велик, предлагается ввести раннюю профилизицию обучения, а определившись с профилем, выбирать лишь конкретную специализацию. Этому способствуют классы предпрофильной и профильной подготовки (биолого-химический, физико-математический и др.) Такой подход не является безупречным, однако оправдан, ведь тем, кто стремится к большему, никто не мешает заниматься саморазвитием и получать знания, умения и навыки в учреждениях дополнительного образования. Чем старше и самостоятельней становится субъект образования, тем больший акцент переносится на самобразование, саморазвитие и самоформирование, однако это именно акцент – нет такого возраста, который не требовал бы педагогической заботы или поддержки в той или иной форме. Без ухода хорошо растут только сорняки, в нашем случае личности, не освоившие должный уровень социализации. Социализация бесконечна она охватывает всю жизнь человека. Мы меняемся, меняются наши взгляды, установки, окружение, условия жизни и труда, и все это требует все новых и новых усилий, а значит и педагогической поддержки. Но, конечно же, к 20-25 годам личность достигает порога зрелости и становится способной к автономному существованию. А педагогическая поддержка из постоянной переходит в точечную, касающуюся, в основном, рубежных, кризисных участков.

Возраст 20-25 лет - средний возраст становления специалиста. Здесь можно констатировать, что общество внесло в формирование личности определенный вклад и теперь ждет плодов от производственной или творческой деятельности субъекта. Однако специалист - не венец программы развития личности. Если по отношению к положительно выделяющимся детям употребляют термин одаренность, то для взрослых реализацией одаренности должны стать талантливость и гениальность. Естественно, ставить целью формирование талантов и тем более гениев было бы легкомыслено, однако не дать пропасть выдающимся качествам личности одаренного ребенка – вполне посильная задача для психолого-педагогического сопровождения образования.

Талантливость – это высшая степень успешности, реализованная в одном виде деятельности, т.е. талант – сверхспособный специалист. Гениальность – высшая степень успешности, реализованная как минимум в двух видах деятельности. Гений имеет положительное и историческое значение, т.е. имя гения всегда на слуху, а имя таланта чаще занесено в энциклопедические словари, чем является общеизвестным. Гений вписал себя в историю нескольких областей науки или искусства, и обязательно имеет положительное значение в развитии цивилизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.