Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волевая регуляция человека






Психические познавательные процессы были бы невозможны или как минимум непродуктивны без применения волевых усилий. Воля, в основном, прижизненное образование человека позволяющая осмыслить цель будущей деятельности сопоставить мотивы с системой ценностей и совершить действие.

Воля – психический процесс, обеспечивающий сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Волевые процессы связаны с преодолением внешних и внутренних препятствий, проявляются в саморегуляции поведения и психических явлений. Волевые акты возможны благодаря воздействию на процессы возбуждения и торможения нервной системы. Основные функции воли – активизирующая – заставляющая действовать и тормозящая – позволяющая воздержаться от действия. Развитие волевой сферы личности тесно связано с формированием мировоззрения и нравственной позиции личности. Духовное богатство личности способствует изменению мотивационной сферы личности в сторону ее усложнения: не от мотива к поступку, а от мотива к поступку через своеобразный нравственный фильтр, действия становятся не импульсивными, а подконтрольными сознательной сфере. Ярким примером волевой саморегуляции является сверхнормативное, просоциальное поведение, т.е. такое поведение, которое характерно помощью людям, подчас, даже в ущерб себе.

Основные признаки волевого акта это приложение продуманных усилий, наличие цели и плана по ее достижению, отсутствие непосредственного удовольствия от поступка, стремление к преодолению обстоятельств или особенностей личности. Волевая регуляция личности состоит в оптимальной концентрации активности для достижения осмысленной и значимой цели.

Невозможно переоценить значение волевой саморегуляции и в блокировке ненужных действий, не только в смысле социальнонеодобряемых, но действий не приводящих к нужному результату или приводящих, но слишком «дорогой» ценой. В целом можно сказать, что волевая регуляции не позволяет настойчивости перейти в тупые стереотипные усилия, когда сама цель подменяется необходимостью ее достижения.

Базовые волевые личностные качества – это сила воли, настойчивость, выдержка и энергичность. На базе этих качеств развиваются вторичные: решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. И третьим этапом становления волевой сферы личности становится формирование таких качеств как ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность.

Волевые характеристики личности позволяют говорить о том, на сколько она самостоятельна с суждениях, способна к принятию решений к контролю эмоциональных состояний. Волевые реакции имеют как врожденную составляющую, основанную на темпераменте, норме и скорости реакции на входящие раздражители, так и приобретенную сформированную прижизненно составляющую, позволяющую овладеть собой и своими эмоциями, даже имея достаточно низкий природный потенциал к этому. Тренировка воли и формирование волевых качеств личности проводит связь не только между психическими процессами и психическими состояниями, но и связывает их с физиологическими процессами. В основе психологической устойчивости лежит физическая выносливость. Недаром на протяжении многих веков физическое воспитание расценивалось как способность получить запас сил и энергии для того, чтобы переживать все, в том числе и психологические напасти не опуская головы. Однако нельзя отрицать и тот факт, что при определенных обстоятельствах люди, не обладающие выдающимися физическими силами и здоровьем, проявляют сильные волевые качества, как бы компенсируя недостаточность физической сферы.

Воображение позволяет нам в значительной степени предвидеть последствия своих действий, а волевая саморегуляция позволяет не совершать таких действий, о которых в последствии, пришлось бы пожалеть, таким образом, иллюстрируется связь психических процессов. Кроме того, волевая сфера человека при достаточном уровне развития позволяет выйти на уровень автономной регуляции поведения, являющийся воспитательным идеалом - состояние, когда человек делает то, что должен, потому что ему этого хочется, проводя тесную связь между психическими и педагогическими процессами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.