Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация потребностей. Потребности различают:






Потребности различают:

 

по пред­мету: материальные · физиологи­ческие (потребность в пище) · общественно обуслов­ленные (потребность в одежде).
  духовные · эстетические · познавательные
  социальные · отражают потребность в общении, в общественном признании  
по происхождению: естественные · от­ражают зависимость человека от условий, необходимых для со­хранения и поддержания его жизни.
  культурные · выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

 

(16)

  • биологические потребности (врожденных и одинаково присущих как человеку, так и высшим животным)
  • потребность общения (потребность в контактах с себе подоб­ными)
  • познавательная потребность.

В отношении этих двух потребно­стей следует отметить, что в первые годы жизни они неразрывно связаны друг с другом, и в единстве составляют необходимое условие формирова­ния личности на всех ступенях ее развития. Они так же необходимы, как и органические потребности, но если последние обеспечивают только биоло­гическое существование, то контакт с людьми и познание создают основ­ные предпосылки для становления человеческого индивида активным субъ­ектом и личностью.

Потребности не остаются неизменными, но трансформируются и совер­шенствуются по мере роста общей культуры человека, его знаний о дейст­вительности и отношений к ней (14).

 

Согласно марксистской теории мотивации (советская психология), в ис­тории общества потребности людей выступают как функция их деятельно­сти и являются одновременно фактором и следствием усложнения форм производства. В деятельности человека природная вещь перестает быть просто объектом, имеющим лишь биологический смысл (например, добы­ча, пища), но наделяется культурно обусловленным значением. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обуслов­ленного развития их предметов, которое происходит в ходе преобразова­тельной активности человека, по мере освоения им природного окружения. С помощью орудий человек начинает видоизменять природные объекты, приспосабливая их к собственным потребностям. Совершенствование ору­дий и становление сложных форм производства, в свою очередь, обуслав­ливает развитие (усложнение, углубление) специфических для человека по­требностей. Так потребности вовлекаются в человеческую историю.

По мере культурно-исторического развития органические потребности преобразуются в человеческие, «надорганические», опосредованные пред­метной деятельностью, материальным производством и духовной культурой человеческих сообществ. Благодаря этим глобальным процессам, мотивационная сфера личности обогащается присущими только человеку социаль­ными и духовными потребностями, приобретающими в ней значительный удельный вес (14).

 

Отечественная психология отличается акцентированием сущностной, глу­бинной связи мотивационной сферы с различными видами деятельности. Все потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонитель­ная, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Удовлетворение человеческих потребностей — это процесс присвоения субъек­том определенных форм деятельности, обусловленных общественным раз­витием.

В онтогенетическом развитии любой потребности выделяются два эта­па: период до «первой встречи» с предметом, удовлетворяющим ее, и пери­од после этой встречи.

На первом этапе потребность еще не представлена в сознании субъекта: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенно­сти, но не знать, с чем это связано. На уровне поведения это состояние вы­ражается в беспокойстве, поисковой активности, спонтанном переборе раз­личных предметов. В результате поисков обычно происходит встреча потреб­ности со специфическим предметом, обеспечивающим ее удовлетворение. Этим и завершается первый этап. Процесс «узнавания» потребностью соб­ственного предмета называется опредмечиванием потребности. Его эле­ментарная форма известна как запечатление (импринтинг) — моменталь­но устанавливаемая связь воспринимаемого предмета с актуализированной потребностью и наделение его биологическим значением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.