Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип ковариации.






Структурные элементы атрибутивного процесса: Личность, Стимул (объект) Обстоятельства, соответственно называются три вида причин: личностные (почти все сбежали с этой лекции), стимульные (Петров не сбежал с других лекций) и обстоятельственные (в прошлом Петров также сбежал с этой лекции).

Три вида элементов и три вида причин составляют каузальное пространство (куб со сторонами с видами атрибуций).

Процесс приписывания причин – поиск адекватных вариантов сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации. Чтобы правильно подобрать причину, нужно ввести тир критерия валидности:

- подобия (консенсус): подобно ли поведение субъекта поведению других людей?

- различия: отлично ли поведение субъекта от его поведения к другим объектам?

- соответствия: является ли поведение субъекта одинаковым в разных ситуациях.

Келли предлагает ряд правил по которым стоит строить заключение:

- атрибуция личностная – низкие подобия и различие и высокое соответствие – причина - Петров

- атрибуция стимульная – высокие подобие, различие и соответствие – причина - лекция.

- атрибуция обстоятельственная низкое подобие и соответствие и высокое соответствие – причина – обстоятельства

Принцип ковариации – эффект приписывается условию, которое представлено когда эффект представлен и отсутствует, когда эффект отсутствует. Эффект приписывается одной из возможных причин. С которой он ковариантнен во времени.

Принцип конфигурации – в реальных ситуациях человек не располагает никакой информацией о реакциях субъекта на аналогичные стимулы или о реакциях людей на тот же самый стимул, то он должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну из них.

Для облегчения задачи отбора единственной адекватной причины, приходится учитывать возможные характеристики причин:

- обесценивания – субъект отбрасывает те причины, которым есть альтернатива (ибо такие причины обесцениваются). Эксперимент: Риккеена и Тибо: испытуемых просили объяснить угодливость поведения двух людей: с высоким и низким социальным статусом. Для «низкого» выбирались как внешние (желание получить помощь) так и внутренние (неудачи в жизни) причины. У «высокостатусного» испытуемые отбрасывали внешнюю причину (обесценилась наличием альтернативы), причина была приписана внутренним качествам человека (такой он есть).

- принцип усиления – чаще приписывается причина, которая чем-нибудь усиливается, например кажется вероятной потому что встречает препятствие. Эксперимент: способности (внутренняя причина) приписывается Фрэнку (трудное задание), т.к. для него препятствие – трудность задачи лишь усиливает предположение о его высоких способностях. Т.е. когда действие совершается трудно, причина усиливается его чаще приписывается субъекту.

- систематическое искажение суждений о людях – рассм. на примере ошибок атрибуции: фундаментальных и мотивационных.

ФОА – склонность людей игнорировать ситуационные причины в пользу диспозиционных, переоценка личностных и недооценка обстоятельственных причин. Л.Росс описал условия возникновения:

1. Ложное согласие – воспринимающий принимает свою точку зрения как нормальную, поэтому предполагается, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения.

2. Неравные возможности - в определенных ролях легче проявляются собственные позитивные качества и апелляция совершается именно к ним. (начальник-подчиненный, экзаменаторы - экзаменующиеся)

3. Большее доверие к фактам, чем к суждениям - первый взгляд всегда обращен к личности, первоначально воспринимается не фон, а фигура.

4. легкость построения ложных корреляций – наивный наблюдатель соединяет какие-либо две личностные черты, как обязательно сопутствующие друг другу: внешняя черта+психологическое свойство.

Игнорирование информационной ценности неслучившегося: - информация о неслучившемся нередко опускается.

Объяснение ФОА: Гилберт первая атрибуция всегда личностная, лишь потом ее проверка. С.Московичи: соотносится с общими нормами индивидуализма. Эксперимент: дети индусов в США – ЛА, в Индии – ОА. Роттер: связь предпочитаемого типа атрибуции с локусом контроля. Эксперимент с речами Ф.Кастро (свобода выбора модели поведения и предписанное поведение): субъект восприятия склонен приписывать причину не обстоятельствам, а именно личности деятеля. Джонс и Нисбетт ФОА присуща наблюдателю, учатник приписывает причину обстоятельствам.

МОА представлены «защитами» и пристрастиями, которые субъект процесса включает в свои действия. Б.Вайнер: стабильные-нестабильные, внутренние-внешние, контролируемые-неконтролируемые (8 моделей поведения).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.