Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уголовно правовая ответственность и уголовное наказание




Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени РБ по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности. Уголовная ответственность может выражаться: - в осуждении лица с применением назначенного наказания; - в осуждении с отсрочкой исполнения назначенного наказания; - в осуждении с условным неприменением назначенного наказания; - в осуждении без назначения наказания; - в осуждении с применением в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера. В УК РБ четко сформулированы цели уголовной ответственности - исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. Основной мерой уголовной ответственности является уголовное наказание. Уголовное наказание - это предусмотренная уголовным законом мера госу­дарственного принуждения, применяемая судом к лицам, совершившим преступление. Признаки уголовного наказания: - предусмотрено только УК РБ; - применяется только судом от имени государства; - носит принудительный характер; - влечет судимость. К основным уголовным наказаниям относятся: - общественные работы - штраф -арест - лишение права занимать определ. должности или занимат. определ. деятельностью - исправительные работы без лишения свободы - ограничение по военной службе - ограничение свободы - направление в дисциплинарную воинскую часть - лишение свободы - пожизненное заключение - смертная казнь К лицам, совершившим преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах, в качестве исключительных основных наказаний могут применяться пожизненное заключение или смертная казнь. К дополнительным наказаниям относятся: - лишение воинского или специального звания; - конфискация имущества. Наказания, применяемые в качестве как основного, так и дополнительного: - общественные работы; - штраф; - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. К несовершеннолетним могут применяться наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ареста, лишения свободы. Минимальные и максимальные пределы указанных наказаний для них снижены. Лицу, впервые совершившему в возрасте до 18 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается.     45. Основания освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания Если рассмотреть все предусмотренные законом основания освобождения от уголовной ответственности и наказания по стадиям, то можно их классифицировать в следующем порядке: 1. Лицо полностью освобождается от уголовной ответственности до привлечения в качестве обвиняемого. Виновный практически не несет никаких отрицательных последствий своего преступления. 2. Лицо привлекается в качестве обвиняемого, но до осуждения его судом освобождается от уголовной ответственности. Здесь для виновного наступают некоторые отрицательные последствия, но прекращаются до осуждения. Это – истечение сроков давности (ст.78), вследствие акта амнистии, от падения общественной опасности деяния или лица в связи с изменением обстановки (ст.77), передача дела о несовершеннолетнем в Комиссию по делам несовершеннолетних (ст.90). 3. Лицо осуждается, выносится обвинительный приговор, но без назначения наказания. В данном случае имеется в виду статья 77 - отпадение общественной опасности лица. 4. Лицо осуждается, выносится обвинительный приговор с назначением наказания, но с отсрочкой его исполнения (ст.82). 5. Лицо осуждается, выносится обвинительный приговор с назначением наказания, но с освобождением от его отбывания. К этой категории относится истечение давности, обнаруженное в стадии судебного разбирательства; амнистия, если тот факт, что деяния подпадают под амнистию, обнаруживается в стадии судебного разбирательства. 6. Лицо освобождается от дальнейшего отбывания наказания. Под эту категорию подпадают случаи условно-досрочного освобождения от наказания, об освобождении от наказания по амнистии, а также по болезни. Таким образом, лицо может быть, освобождено от уголовной ответственности в двух формах: 1.) с признанием его виновным или 2.) до вынесения такого решения судом. Но нужно заметить, что освобождение от уголовной ответственности, по любому основанию и кем бы оно не производилось, означает признание лица виновным.   46. Понятие и формы соучастия в преступлении. Виды соучастников Соучастие в преступлении является особой формой преступной деятельности, когда несколько лиц объединяют свои усилия для достижения общественно опасного результата. Признаки соучастия: 1)причинная связь м/д деяниями отдельных субъектов одного и того же преступления (это.объективный.признак); 2)общность интересов отдельных субъектов одного и того же преступления (это субъективный.признак); 3)наличие вины в форме умысла (это обязательный признак соучастия); 4)единство цели и мотива преступления (это необязательный признак, так как мотив и цель у соучастников могут не совпадать, например, у наемного убийцы и заказчика цели совпадают - убийство человека, а мотив разный: у заказчика - месть, у исполнителя - получение денег). Формы соучастия: 1.Соучастие без предварительного соглашения. Это наиболее простая и менее общественно опасная форма соучастия. Примером такого соучастия могут быть групповые драки, которые, как правило, совершаются без предварительного сговора. 2.Соучастие с предварительным соглашением.Такое соучастие предполагает тщательную подготовку плана преступления и распределение ролей между участниками. 3.Преступная организация сообщества. Эта форма отличается устойчивостью, т. е. одна и та же группа лиц совершает с определенной периодичностью несколько преступлений. 4.Организованная преступность - самая опасная для общества форма соучастия, поскольку она направлена на подрыв устоев общественного устройства. между несколькими преступными организациями, находящимися в различных регионах государства.. Виды соучастников: 1.Исполнитель (соисполнители) - лицо (лица), непосредственно совершившее преступное деяние. Исполнитель играет главную роль, так как он наиболее активный и, следовательно, наиболее общественно опасный участник преступления. 2.Организатор - лицо, осуществляющее руководство преступлением либо создавшее преступное сообщество для совершения преступления. 3.Подстрекатель - лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. 4.Пособник - лицо, оказывающее содействие в совершении преступления. Пособничество может быть нескольких видов: •интеллектуальное пособничество (советы, указания, предоставление информации); •физическое пособничество (предоставление средств и орудий совершения преступления, устранение препятствий и т. д.).   47. Характеристика Особенной части Уголовного Кодекса РБ Особенная часть УК РБ представляет собой совокупность статей, в которых определены конкретные виды деяний признаваемых преступлениями, а также виды и размеры наказания.за.их.совершение. Признаки особенной части уголовного права: -это совокупность уголовно-правовых норм, закрепленных статьями Особенной и Общей частей Уголовного кодекса; -она решает вопросы преступности и наказуемости отдельных деяний, определяя в отношении каждого из них отличительные признаки и пределы наказуемости; -она устанавливает систематизированный и исчерп-ий перечень такого рода деяний. Предметом науки особенной части УП является изучение норм, образующих особенную часть, практики их применения, эффективности системы УП и в частности отдельных его норм, а также разработка проблем совершенствования уголовного законодательства и рекомендаций, адресованных законодательным и правоприменительным органам. В санкциях статей особенной части конкретизируются виды и размеры наказания, устанавливаемого за совершение указанного в диспозиции преступления. Примечания разъяснительного и поощрительного характера. Статьи особенной части объединены в главы, а главы в разделы. 10разделов, 21глава.и.345статей. Раздел 6 – преступления против мира и безопасности человечества и военные преступления, (122-131) Глава 17. Преступления против мира и безопасности человечества ст. 122-131. Глава 18. Военные преступления и др. нарушения обычаев войны ст. 132-138. и т.д. Значение особенной части уголовного права: -особенная часть конкретно определяет и описывает те общественно опасные деяния, посягающие на интересы личности, общества,. гос-ва, которые признаются преступлениями; -особенная часть содержит исчерпывающий перечень общественно опасных деяний, указывает или описывает их основные признаки; -особенная ч-ть УК основывается на пр-пах непосред-но закреплённых в ст. 3 УК РБ; -особенная часть УП имеет важное значение для отправления правосудия; -в каждом отдельном случае правоприменительные органы обязаны установить в действиях лица признаки конкретного состава преступления в полном соответствии с его описанием в диспозиции норм особ. части и назначить наказание согласно санкции этой статьи.   48. Юридическая ответственность и ее виды Под юридической ответственностью следует понимать обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния. Виды юридической ответственности непосредственно находятся в прямой зависимости от того, какой вид правонарушения совершен виновным лицом. В юридической науке при отраслевом подходе выделяют следующие виды юридической ответственности: - гражданско-правовая ответственность (имущественные санкции); - административная ответственность (штраф, конфискация, возмездное изъятие предмета, административный арест); - дисциплинарная ответственность - применяется за правонарушения, допущенные в рамках действующих трудовых правоотношений (выговор, замечание, увольнение...); - уголовная ответственность (наказание, применяемое только судом к лицам, виновным в уголовном преступлении). Наиболее суровым видом юридической ответственности во всех государствах мира по праву считается уголовная ответственность.   49. Система права Республики Беларусь Основным источником права в Беларуси, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые.обычаи.. В настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: права. 1.Конституционное право - отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. 2.Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. 3. Административное право - системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. 4 .Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, т.е. деятельности по сбору и распределению денежных средств. 5. Земельное право - система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. 6.Трудовое право - регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. 7.Семейное право как отрасль национального права регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. 8.Уголовное право определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. 9.Уголовно-исполнительное право - совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. 10.Уголовно-процессуальное право - это система правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. 11.Гражданско-процессуальное право - отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам.   50. Гражданско-правовой договор и его виды Договором признается соглашение двух или нескольких лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Виды: консенсуальные (для возник­новения которых достаточно одного соглашения сторон) и реальные (считающиеся заключенными с момента переда­чи вещи на основе соглашения, характерно, что права и обязанности не могут возникнуть до момента передачи вещи; односторонние (обязанность возлагается на одну сторону без предоставления ей прав, другая сторона наделяется только правами) и двусторонние (обе стороны являются взаимно управомоченными и взаимно обязанными; договор в пользу третьего лица (стороны установили, что должник обязан производить исполнение не кредитору, а указанному или не указанному третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Иными словами, по договору в пользу третьего лица права приоб­ретает лицо, не являющееся стороной по договору). В зависимости от имущественного предоставления договоры бывают возмездные (имущественную выгоду, плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей получают обе стороны) и безвозмездными (договоры, удовлетворяющие имущественные интересы одной стороны); по основаниям заключения договоры подразделяются на свободные (зависят от воли сторон) и обязательные (является необходимым требованием для одной или обеих сторон); в числе обязательных договоров особое место занимают публичные договоры (заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится).     51.Система.и.источники.гражданского.права. Система гражданского права – это его внутреннее строение, состоящее из определённых структурных частей: правовых норм, субинститутов, институтов, подотраслей. Правовая норма представляет собой обязательное правило, установленное государством и.лежащее.в.основе.отрасли.права. Если правовые нормы регулируют сравнительно небольшую группу однородных правоотношений (аренда зданий и сооружений) можно говорить об субинститутах. В качестве институтов в гражданском праве выступают более крупные блоки норм, регулирующих отношения, входящие в близкие по своей сущности субинституты (в качестве примеров можно назвать куплю-продажу). К институтам гражданского права следует отнести юридические лица, объекты гражданских прав, сделки, исковую давность.ит.д. Подотрасли гражданского права относят право собственности и другие вещные права, обязательственное право, интеллектуальную собственность, наследственное право. Основным источником права признаётся нормативный правовой акт. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, образуют в совокупности систему.гражданского.законодательства. К.актам.гражданского.законодательства.относят: - Конституция Республики Беларусь, для гражданского права особое значение имеют статьи 13 и 44, касающиеся основополагающих отношений собственности, её форм, содержания,.гарантий.защиты, - Гражданский кодекс Республики Беларусь занимает центральное место в системе источников.гражданского.законодательства; -ЗаконыРеспубликиБеларусь; а) законы напрямую направленные на регулирование отдельных групп, гражданских правоотношений (например, закон «Об экономической несостоятельности» (банкротства) от18.07.2000г; б) кодексы, относящиеся к другим отраслям права, но содержащие в себе нормы гражданского права. В качестве примера можно сослаться на Жилищный кодекс; в) Декреты и указы Президента Республики Беларусь (например, Декрет Президента Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». г)ПостановленияПравительстваРеспубликиБеларусь; д) Акты Конституционного суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда и Национального.банка.Республики.Беларусь; е)ведомственные.акты. Одним из источников гражданского права во многих странах являются обычаи. Не причисляя их официально к источникам гражданского законодательства, белорусский законодатель, тем не менее, в некоторых статьях обращает на них внимание.     52. Принципы гражданского права Слово «принцип» (от латинского principium – начало, основа), которое применяется к гражданскому праву, означает основные исходные положения, присущие всем его нормам или многим его институтам. В ст.2 ГК нашли законодательное закрепление важнейшие принципы гражданского права Республики Беларусь. Это означает, что они могут быть непосредственно применены в случаях, когда в гражданском законодательстве не обнаружены нормы права, регулирующие соответствующие имущественные или личные неимущественные отношения и необходимо применить аналогию права. Правда, в ст.2 ГК названы некоторые принципы, присущие всем отраслям права Республики Беларусь, а не только гражданскому праву. В частности, всей системе права Республики Беларусь присущи принципы, вытекающие из Конституции Республики Беларусь: верховенство права, социальной направленности регулирования экономической деятельности, приоритета общественных интересов. К основным принципам гражданского права относятся: принцип равенства участников гражданских правоотношений; принцип неприкосновенности собственности; принцип свободы договора; принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений; принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела; принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав; принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; принцип диспозитивности.   53. Способы защиты гражданских прав Под способом защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на нарушителя. Гражданские права защищаются путем: . признания права; . восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; . признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; . признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; . самозащиты права; . присуждения к исполнению обязанности в натуре; . возмещения убытков; . взыскания неустойки; . компенсации морального вреда; . прекращения или изменения правоотношения; . неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; . иными способами, предусмотренными законом.     54. Условия действительности сделок и последствия их недействительности Для того чтобы сделка породила тот результат, который желателен ее участнику и на который она направлена, сделка должна соответствовать определенным требованиям, условиям. Эти требования (условия) действительности установлены гражданским законодательством, другими нормативными актами и подразделяются на четыре группы. К первой группе относятся условия, предъявляемые к участникам сделки. Как правило, сделки могут совершаться и совершаются лицами, обладающими правом и дееспособностью. Вторая группа - требования, предъявляемые к содержанию сделки. Это означает, что для действительности сделки необходимо, чтобы она, во-первых, не была запрещена законом, иным правовым актом, уставом, положением, какой-либо правовой нормой. Третью группу составляют требования единства воли и волеизъявления в сделке. В случаях, когда этого единства нет, когда обнаруживается волевая «порочность» сделки, она может быть признана недействительной по решению суда, если это оспоримая сделка, или независимо от такого решения, если это ничтожная сделка. Последствия недействительности сделок. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. При определенных условиях недействительная сделка порождает различные нежелательные последствия: -двусторонняя.реституция; -односторонняя.реституция; -конфискационные.последствия. Гражданское право различает понятия " ответственность" и " последствия совершения недействительной сделки". Это различные институты гражданского права, и к ним применяются разные нормы не только гражданского, но валютного, налогового и иного законодательства. 55. Понятие гражданско-правовой ответственности Гражданско - правовая ответственность – одна из форм государственного принуждения, связанная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равных участников гражданского оборота. Особенности гражданско - правовой ответственности: · Имущественный характер, то есть нарушитель отвечает своим имуществом, а не личностью; · Ответственность одного контрагента перед другим, нарушителя перед потерпевшим - санкции, налагаемые на нарушителя, как правило, взыскиваются в пользу потерпевшего; · Компенсационный характер, основная цель гражданско-правовой ответственности - восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны; · Соответствие размера гражданско - правовой ответственности размеру причиненного вреда или убытков; · Равенство участников гражданского оборота при наложении мер гражданско - правовой ответственности; Недопустимо установление каких-либо льгот и преимуществ для отдельных субъектов гражданского права при применении к ним гражданско-правовых санкций. Совокупность общих условий, необходимых для возникновения гражданско - правовой ответственности называют составом гражданского правонарушения. К общим условиям гражданско - правовой ответственности относятся: противоправность поведения, возникновения вреда, причинная связь между противоправным поведением и возникшим вредом и вина причинителя вреда. Противоправность поведения означает, что оно противоречит как нормам объективного права, так и субъективным правам других лиц. Противоправность при нарушении договорных обязательств состоит в том, что нарушается общее правило, согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом. Поведение считается противоправным, независимо от того, знал ли нарушитель о неправомерности своего поведения или нет. Противоправным может быть как действие, так и бездействие. Под вредом понимается всякое умаление или уничтожение субъективного гражданского права или блага. Понятие вред более широкое понятие, чем убытки. Вред бывает имущественным или неимущественным. Денежная оценка имущественного вреда называется убытком. Для того, чтобы наступила гражданско - правовая ответственность необходимо, чтобы существовала причинная связь между убытками и возникшим вредом. Юридическое значение имеет только прямая связь, когда одно явление непосредственно вытекает из другого, при этом следует иметь в виду, что простая временная последовательность событий еще не означает наличия причинно-следственной связи между ними.     56. Судебная система в Республике Беларусь Судебная система Республики Беларусь – это совокупность судов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей». В ст. 109 Конституции Республики Беларусь сказано, что система судов строится на принципах территориальности (областные, районные, городские суды) и специализации (суды общей и специальной юрисдикции). В ст. 5 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что судебную систему Республики Беларусь составляют: - Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; - общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства; - хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.. Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» и иными законодательными актами. Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений. Систему общих судов составляют: - районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; - областные (Минский городской), Белорусский военный суды; - Верховный Суд Республики Беларусь. В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Систему хозяйственных судов составляют: - хозяйственные суды областей (города Минска); - Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. Различают вышестоящие и нижестоящие суды. Так вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который в свою очередь будет нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.   57. Порядок заключения брачного договора На основании ст. 13 Кодекса Республики Беларусь «О браке и семье», в целях укрепления брака и семьи, повышения культуры семейных отношений, осознания прав и обязанностей супругов, ответственности за детей и друг за друга лица, вступающие в брак, и супруги могут заключить соглашения о: - совместном имуществе и имуществе каждого из супругов; - порядке раздела совместного имущества супругов в случае расторжения брака; - материальных обязательствах по отношению друг к другу в случае расторжения брака; - формах, методах и средствах воспитания детей; - месте проживания детей, размере алиментов на них, порядке общения с детьми отдельно проживающего родителя, а также другие вопросы содержания и воспитания детей в случае расторжения брака. В Брачном договоре могут быть урегулированы и другие вопросы взаимоотношений между супругами, если это не противоречит законодательству о браке и семье. Лица, вступающие в брак, и супруги могут заключить Брачный договор в любое время и в определенном ими объеме соглашений. Несовершеннолетние лица, вступающие в брак, заключают Брачный договор с согласия своих родителей, попечителей, за исключением случаев приобретения ими полной дееспособности до заключения брака. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Брачный договор, заключенный между лицами, вступающими в брак, вступает в силу со дня регистрации заключения брака органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Лица, вступающие в брак, а также супруги до расторжения брака по взаимному согласию могут внести в любое время изменения и дополнения в Брачный договор, удостоверив их нотариально. Брачный договор не должен нарушать права и законные интересы других лиц. Брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Беларусь.   58. Порядок усыновления Порядок усыновления детей (процедуры, перечни документов и сроки) был установлен Постановлением Правительства РФ № 275 от 29 марта 2000 года «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РБ»[9]. Основными этапами процедуры усыновления для белорусских граждан являются: Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями. Прохождение медосмотров, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов. Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования. Получение заключения о возможности быть усыновителем. Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем. Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка. Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда. Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки. Получение в ЗАГСе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении ребёнка, внесение записи о ребёнке в паспорт. Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.   59. Стороны и содержание трудового договора Сторонами трудового договора выступают работник и наниматель. Работник – лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора. Наниматель – юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Законодательством установлено (ч.2 ст.19 ТК), что трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия: 1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор; 2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу; 3) трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь; 4) основные права и обязанности работника и нанимателя; 5) срок трудового договора (для срочных трудовых договоров); 6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя); 7) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные по сравнению с частью второй настоящей статьи условия об установлении испытательного срока, об обязанности отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств нанимателя, и иные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством и коллективным договором. Отдельные условия трудового договора признаются недействительными, если они: 1) ухудшают положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением; 2) носят дискриминационный характер. Недействительность отдельных условий трудового договора не влечет недействительности трудового договора в целом (ст. 23 ТК). Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон.   60. Контракт как вид трудового договора Контракт — это вид трудового договора, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника. Контракт содержит все основные условия трудового договора и служит основанием возникновения трудовых отношений между работником и нанимателем. Вместе с тем в контракте по сравнению с обычным трудовым договором имеется ряд особенностей. Контракт отличается от трудового договора следующими признаками: 1) контракт всегда заключается на определенный срок, в то время как большинство трудовых договоров заключается на неопределенный срок; 2) контракт представляет собой соглашение, по которому обе стороны имеют как права, так и обязанности, невыполнение которых влечет применение определенных санкций; 3) контракт содержит особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде, причем эти особенности не могут ухудшать положение работника по сравнению с законодательством; 4) в случае прекращения действия контракта при досрочном его расторжении в связи с нарушением нанимателем условий контракта работнику выплачивается минимальная компенсация за ухудшение его правового положения. 5) контракт может предусматривать дополнительные основания его расторжения в случае невыполнения работником его условий, трудовой договор может быть расторгнут только по основаниям, предусмотренным в законе. На работников, работающих по контракту, распространяются нормы Трудового кодекса, регулирующие вопросы изменения контракта, заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, трудовой дисциплины, разрешения трудовых споров и других вопросов трудовых отношений, если в законодательстве или в самом контракте не предусмотрены особенности регулирования трудовых отношений, основанных на контракте. Контракт может заключаться при приеме работника на работу, а также с работниками, работающими у данного нанимателя по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок.По истечении срока контракта наниматель вправе прекратить трудовые отношения с работником без указания каких-либо дополнительных причин и независимо от результатов трудовой деятельности работника. Работник по своей инициативе по истечении срока контракта имеет право прекратить трудовые отношения с нанимателем. Если по истечении срока контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то контракт трансформируется в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок.     61. Основание расторжения трудового договора по инициативе нанимателя. Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а такжесрочный трудовой договор до истечения срока его действия может бытьрасторгнут нанимателем лишь в случаях: 1) ликвидации организации, прекращения деятельностииндивидуального предпринимателя, сокращения численности или штатаработников; 2) несоответствия работника занимаемой должности иливыполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующегопродолжению данной работы; 3) несоответствия работника занимаемой должности иливыполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы; 4) систематического неисполнения работником без уважительныхпричин обязанностей, возложенных на него трудовым договором илиправилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранееприменялись меры дисциплинарного взыскания; 5) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов втечение рабочего дня) без уважительных причин; 6) неявки на работу в течение более четырех месяцев подрядвследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска побеременности и родам), если законодательством не установлен болеедлительный срок сохранения места работы (должности) при определенномзаболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи струдовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы(должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности; 7) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотическогоили токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических или токсических средств на рабочем местеи в рабочее время; 8) совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда илипостановлением органа, в компетенцию которого входит наложениеадминистративного взыскания; 9) однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников.   62.Классификация оснований прекращения трудового договора Классификация оснований прекращения трудового договора: 1. По субъектам, на которых они распространяются.- общие ( распространяющиеся на всех работников) и дополнительные (применяемые лишь к некоторым, прямо указанным в законе работникам). 2 .По юридическим фактам. Делятся на действия и события. К событиям относятся истечение срока договора или окончание выполняемой работы, ликвидация организации, прекращение действия индивидуального предпринимателя, сокращение численности или штата работников, смерть работника. Все другие, предусмотренные законом основания в основе имеют действия. 3. По волевому фактору, инициативе увольнения. При этой классификации различаются увольнения по инициативе работника, по инициативе нанимателя и по инициативе третьих лиц. Часть 2 Статьи 35 ТК РБ к общим основаниям прекращения трудового договора относит: -соглашение сторон; -истечение срока трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения. Срочный трудовой договор прекращается с истечением его срока. Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершению этой работы. Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника, прекращается с выходом этого работника.на.работу. Трудовой договор, заключенный на время выполнения сезонных работ прекращается по истечении.определенного.сезона.   63. Основные принципы и функции Конституции РБ Принципы. 1.Полнота.власти.на.своей.территории; 2.Человек-высшая.ценность.государства.и.общества; 3.Народовластие.как.основа.государства; 4.Многообразие политических институтов, идеологий и мнений; 5.Разделение.властей; 6.Верховенство.права; 7.Приоритет общепризнанных принципов международного права 8.Единство.и.не.отчуждаемость.территории.Беларуси; 9.Защита государством прав и законных интересов граждан; 10.Многообразие форм осуществления хозяйственной деятельности; 11.Равенство перед законом всех религий и вероисповеданий; 12.Полноправное участие Республики Беларусь в мировом сообществе; 13.Сохранение историко-культурного наследия и свободное развитие культуры; 14. Свобода, гуманизм, равноправие; Конституция выполняет различные функции. Конституция является главным источником права, основным регулятором общественных отношений. На основе конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию называют ядром правовой системы (юридическая функция). Конституция является правовой основой политической системы, определяет основы конституционного строя, основы отношений личности и государства, основы избирательной системы (политическая функция). Конституция закрепляет формы собственности в Республике Беларусь – государственную и частную (экономическая функция). Изучение норм Конституции предполагает формирование у населения правовой культуры (духовно-идеологическая функция).   64. Характеристика международного права Государства в отношениях друг с другом пользуются взаимными правами и имеют определенные обязанности. Например, государства имеют право иметь свои посольства в тех странах, с которыми у них установлены дипломатические отношения; государства обязаны обеспечивать безопасность и создавать нормальные условия для работы иностранных.посольств. Взаимные права и обязанности государств устанавливаются нормами международного права. Эти нормы составляют содержание международных договоров. Ряд правил межгосударственных отношений сформировался в качестве неписаного обычая. Такие правила именуются нормами обычного права. Наиболее важные обобщенные нормы, которые действуют в любой области международных отношений, образуют общие принципы международного права., Их соблюдение является обязательным для всех государств (например, принцип уважения территориальной целостности государств, включая неприкосновенность государственных границ). Договоры, обычаи и принципы являются источниками международного права, которые образуют особую правовую систему. Таким образом, международное право — это совокупность норм и принципов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств.в.процессе.их.общения. Носители прав и обязанностей в любой правовой системе именуются субъектами права. Субъектами международного права являются прежде всего государства. Но кроме них субъектами это правовой системы с XIX в. становятся международные межправительственные организации. Они создаются по взаимному согласию государств для обеспечения постоянства совместной деятельности и облегчения скоординированного поведения в той или иной сфере международных отношений (например, Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ). В силу того, что международные организации рождаются с помощью заключенных государствами договоров на этот счет, они считаются вторичными, производными субъектами международного права. Субъектами международного права считаются также нации и народы, которые еще не имеют своего государства, но добиваются этого, для чего создаются органы, являющиеся прообразом будущих правительств. По мнению ряда ученых, в последнее время субъектами международного права могут являться и отдельные индивиды, когда они вступают в прямые юридические отношения с другими субъектами (например, когда международный судебный орган рассматривает спор между лицом и правительством). Против этой точки зрения выдвигается то возражение, что субъект международного права должен быть носителем власти, вступать в межвластные отношения, участвовать в процессе создания норм международного права. Кодификацией и прогрессивным развитием международного права с 1946 г. занимается вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссия международного права. В нее избираются 34 наиболее видных юриста международника от всех регионов мира, в том числе неизменно от Советского Союза, а ныне — от России.     65. Характеристика «Закона о коррупции»   ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июля 2006 г.О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ Принят Палатой представителей 23 июня 2006 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2006 года Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.   66.Алиментные.обязанности.родителей Главной имущественной обязанностью родителей в отношении своих детей является алиментная обязанность. Родители обязаны содержать как несовершеннолетних, так и совершеннолетних нетрудоспособных и нуждающихся в помощи детей. Законодательством установлен следующий размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей: на одного ребенка – 25 процентов, на двух детей – 33 процента, на трех и более – 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителей. Размер алиментов, взыскиваемых с родителей на нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, размер алиментов определяется в твердой денежной сумме или в сумме, соответствующей определенному количеству базовых величин, подлежащей выплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения лица, с которого они взыскиваются.   67. Задачи уголовного права. Характеристика ЗАДАЧИ. Социальное назначение уголовного права определяется его задачами, которые сформулированы непосредственно в уголовном законе. В статье 2 УК указывается, что задачей настоящего Кодекса является охрана " мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств" [1, с.4]. Далее в указанной статье говорится о том, что Уголовный кодекс " способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь". Задачу предупреждения преступлений уголовное право решает двояко: во-первых, путем общепредупредительного воздействия на граждан фактом объявляемого в уголовном праве запрета на совершение соответствующего преступного деяния под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит такое деяние, и, во-вторых, путем предупреждения новых преступлений со стороны лиц, осуждаемых за совершение преступлений к определенной мере уголовной ответственности. Уголовное право, реализуя охранительную, предупредительную и воспитательную задачи посредством установления и регулирования охранительных отношений, является в руках государства эффективным правовым средством борьбы с преступностью. Нормы уголовного права вырабатываются и устанавливаются государством, являются выражением его политики в области борьбы с преступностью средствами уголовно-правового принуждения.   68.Основания.возникновения,.изменения.и.прекращ.гражданских.правоотношенийОснования возникновения, изменения и прекращения пра-воотношения называются юридическими фактами. Юридические факты – жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения. Юри-дические факты разнообразны и классифицируются по различным основаниям. По признаку зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на действия и события. Юридические факты-действия. В действиях проявляется воля субъектов – физических и юридических лиц. По признаку дозволенности законом различают действия правомерные и не-правомерные. Правомерные – действия, соответствующие требо-ваниям законодательства и принципов права. Неправомерные – действия, нарушающие предписания законодательства и принци-пов права. Правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты – правомер-ные действия субъектов, имеющие целью возникновение, измене-ние или прекращение гражданского правоотношения (основным видом гражданско-правовых юридических актов являются сделки). Помимо гражданско-правовых актов гражданские правоотношения могут порождаться административными актами (например, граж-данские полномочия представителя возникают у опекуна и попе-чителя на основании решения органов опеки и попечительства об их назначении). Юридические поступки – правомерные действия субъектов, с которыми закон связывает определенные юридические последст-вия независимо от того, была ли у субъектов цель достижения того или иного правового результата (например, создание произведений литературы, изобретения, промышленного образца). Юридические факты-события. События – явления реальной действительности, которые происходят независимо от воли чело-века. События подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные события - такие явления, возникновение и развитие которых не связаны с волевой деятельностью субъектов (напри-мер, наводнения, землетрясения). Относительные события – такие явления, которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли. Так, смерть человека, убитого в драке, есть относительное событие, ибо возникновение самого явления произошло в результате волевых действий убийцы, а само его течение происходило по естественным причинам. Возникновение, изменение или прекращение правоотношений может быть обусловлено одним юридическим фактом или сово-купностью юридических фактов (юридическим составом).   69. Основания приобретения права собственности Основаниями приобретения права собственности являются юридические факты, с которыми закон связывает права собственности (глава 14 ГК): - первоначальное право собственности возникает на имущество, вообще никому не принадлежащее, или возникает независимо от права и воли предшествующего собственника (изготовление или создание гражданином для себя новой вещи, а также создание материальных объектов в процессе производства, получение плодов, продукции, доходов в результате использования имущества, вещи, не имеющие владельца (вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от которой собственник отказался), находка-вещь, выбывшая из владения собственника помимо его воли и кем-либо найденная, безнадзорные животные, клад и т.п.); - производное право собственности возникает, когда право нового собственника зависит от права предшествующего собственника (договоры купли-продажи, мены, дарения, займа, наследование по закону и завещанию, биржевые сделки и т.п.).   70. Меры дисциплинарной ответственности Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст. 198) за совершение дисциплинарного проступка предусматривает применение к работнику следующих мер дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; увольнение по пп. 4, 5, 7-9 ст. 42 ТК. Эти меры дисциплинарного взыскания могут применяться к работникам, которые несут любой вид дисциплинарной ответственности (общую или специальную). Право выбора меры данного взыскания принадлежит нанимателю. При этом должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника. Расторжение трудового договора по п. 4 ст. 42 ТК возможно за систематическое неисполнение работником обязанностей, возложенных на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, а также локальными нормативными актами (коллективным договором), приказами, должностными инструкциями. Увольнение по п. 5 ст. 42 ТК допустимо в случае, когда совершен дисциплинарный проступок в виде прогула без уважительной причины. Пункт 7 ст. 42 ТК предусматривает увольнение работника за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Прекращение трудового договора по п. 8 ст. 42 ТК производится за совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания. Пункт 9 ст. 42 ТК предусматривает прекращение трудового договора по инициативе нанимателя за любое однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников.   71. Виды наказаний за совершение преступлений Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом.. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.Устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.Устанав. на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.. Ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного года до трех лет; б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет. Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет. Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы устанавливается на срок от 2 месяцев до 20 лет. Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.   72. Характеристика Государственных органов, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Орган государственной власти – это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, и уполномоченные государством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государством порядке. Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством, сдерживают и уравновешивают друг друга. Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Он обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними. По существу, мы можем говорить об еще одной мощной ветви власти – президентской. Органом законодательной власти является Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь. Президент также обладает правом осуществлять законодательную деятельность, посредством издания указов и декретов. Законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента обладают высшей после Конституции и ратифицированных международных договоров юридической силой. Президент Республики Беларусь и Парламент выступают и в качестве представительного органа. Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность: исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность, путем издания обязательных для исполнения правовых актов. Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские (министерства, государственные комитеты) и местные (исполнительные комитеты, местная администрация). Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – является центральным органом государственного управления. Судебная власть в Республике Беларусь является самостоятельной ветвью государственной власти.. Судебная власть осуществляется общими (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, областные, районные (городские), военные суды), хозяйственными (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, г. Минска) и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. Особое место в системе органов государственной власти занимает Прокуратура, возглавляет которую Генеральный Прокурор Республики Беларусь. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений, в некоторых случаях проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.   73. Принудительные меры безопасности и лечения Статья 100. Цели применения принудительных мер безопасности и лечения 1. Принудительные меры безопасности и лечения могут быть назначены судом в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. 2. совершивших преступления лиц, признанных уменьшенно вменяемыми, с целью создания условий для лечения и достижения целей уголовной ответственности. 3. совершивших преступления лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, с целью лечения и создания условий, способствующих достижению целей уголовной ответственности. Статья 101. Лицам, совершившим предусмотренные настоящим Кодексом опасные деяния в состоянии невменяемости или совершившим преступления, но заболевшим до постановления приговора или во время отбывания наказания психическим расстройством (заболеванием), лишающим их возможности сознавать значение своих действий или руководить ими, представляюшие опасность для общества, судом назначаются следующие принудительные меры безопасности и лечения: 1) принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у врача-психиатра; 2) принудительное лечение в психиатрич. больнице с обычным наблюдением; с усиленным наблюдением; со строгим наблюдением. Статья 102. Основания назначения принудительных мер безопасности и лечения 1. Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у врача-психиатра может быть назначено судом в отношении лица, страдающего психическим расстройством (заболеванием), которое по психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. 2. Принудительное лечение в психиатрической больнице (отделении) с усиленным наблюдением может быть назначено судом в отношении лица, страдающего психическим расстройством.; представляющие особую опасность для общества и нуждается в больничном содержании и лечении в условиях строгого наблюдения. Статья 106. Применение принудительных мер безопасности и лечения в отношении лиц с уменьшенной вменяемостью 1. К лицам, совершившим преступл. в состоянии уменьшенной вменяемости, но не утратившим полностью возможность сознавать знач. своих действий или руководить ими, при необходимости судом могут быть применены принудит. меры безопасности и лечения. 2. К лицам, осужденным к аресту, лишению свободы или пожизненному заключению, принудительные меры безопасности и лечения применяются по месту отбывания наказания, а в отношении осужденных к иным видам наказания или иным мерам уголовной ответственности – по месту жительства путем принудительного амбулаторного наблюдения и лечения у врача-психиатра. 1. В случае совершения преступления лицами, страдающими хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, суд при наличии медицинского заключения наряду с наказанием за совершенное преступление может применить к ним принудительное лечение. 2. Прекращение принудительного лечения, предусмотренного настоящей статьей, производится судом на основании заключения медицинской комиссии учреждения, в котором лица находятся на излечении.   74. Правоотношения: понятие, виды, структура Субъективные права и обязанности могут реализовываться самостоятельно, без взаимоотношения с другими лицами (пользование приобретенной вещью), но чаще всего, они осуществляются в процессе взаимоотношения с другими субъектами права. Такие отношения называют правовыми. Правоотношение – юридическая форма общественных отношений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и в результате определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, реализация которых гарантируется государством. Правоотношения классифицируют по различным основаниям. По отраслевой принадлежности выделяют уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, трудовые, семейные и иные правоотношения. По количеству субъектов – односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения. По продолжительности – кратковременные и долговременные. Правоотношение имеет свою структуру, элементами которого являются: - субъекты правоотношения (участники); - субъективные права и обязанности сторон правоотношения (содержание правоотношения); - объект правоотношения (то, по поводу чего правоотношение складывается); - фактическое поведение субъектов правоотношения. Субъектами правоотношений могут быть индивиды (физические лица) и юридические лица, обладающие признаваемыми правовыми нормами юридическими качествами, позволяющими им быть носителями субъективных прав и обязанностей. К таким качествам относятся правоспособность и дееспособность. Правоспособность – признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Такая способность не предусматривает возможности самостоятельно приобретать и осуществлять субъективные права и обязанности. Так, правоспособными могут быть малолетние лица, однако осуществлять их права будут за них представители (родители, опекуны). Дееспособность – признаваемая правовыми нормамиспособность лица лично, своими действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять их и отказываться от них. Следует отметить, что наряду с физическими и юридическими лицами субъектами правоотношений могут выступать социальные общности (народ, нация, трудовой коллектив и др.) и государство в целом. &nbs

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.