Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Митрополит Киевский Петр Могила




 

(1530-1646)

Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесности. В 1625 г. постригся в Киево-Печерской Лавре в монахи, в следующем году был поставлен архимандритом, а в 1831 году посвящен в митрополита Киевского. Считая улучшение церковной проповеди необходимым для борьбы с католичеством и униатством, митрополит Петр Могила много содействовал ее развитию: распространением переводов Святоотеческих творений, учреждением Коллегии, где проповедничеству уделялось особое внимание, изданием Требника, содержащего семь поучений, и собственными проповедями.

В созданной митрополитом Петром богословской школе-коллегии (впоследствии получившей имя Киево-Могилянской Академии) проповедничество являлось обязательным для всех наставников, которые должны были произносить поучения в воскресные и праздничные дни. Кроме того, преподаватель риторики перед поздней литургией в классе последовательно изъяснял книги Священного Писания. При этих объяснениях, кроме воспитанников, присутствовали и богомольцы.

Чтобы поднять уровень церковной проповеди, митрополит Петр Могила издал в 1636 г. Учительное Евангелие, содержащее толкование на воскресные и праздничные чтения Патриарха Иерусалимского Каллиста, а в 1646 г. свой знаменитый Евхологион или Требник. Разъясняя в Требнике смысл и силу Таинств и церковных обрядов, Петр Могила стремился побудить пастырей к тому, чтобы они учили свою паству «како поносящим и насильствующим врагам видимым и невидимым о твердости артикулов (членов) веры православной отповедати». С этой целью перед каждым таинством помещаются наставления, таинства эти объясняющие. Кроме того, в конце 1-й части Требника помещены еще семь поучений общего характера (перед крещением, исповедью и т. д.). Поучения эти отличаются, как по изложению, так и по развитию мыслей, ясностью и простотой. Все они изложены автором в форме слов с точным делением на рубрики. Здесь уже можно заметить влияние схоластики, но никак не ее крайности (какие ниже увидим у Голятовского).

Мы приводим отрывки из «Поучения к вступающим в брак».

Литература:

1. Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, 2 т. СПб., 1883-1897.

2. Терновский Ф. Южно-русское проповедничество ХVI и ХVII вв. – «Руководство для сельских пастырей», 1869, № 21, 30, 34.

 

 

Архимандрит Иоанникий (Голятовский)

(1658-1688)

Тенденция к латинизации православной проповеди в юго-западных землях России, обнаруживающаяся у проповедников первой трети XVII в., завершилась в деятельности архимандрита Иоанникия (Голятовского) и архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича), авторов наиболее известных проповеднических сборников.



Ранняя биография архимандрита Иоанникия неизвестна. В 1640 г. он окончил Киево-Могилянскую коллегию. На Волыни принял монашество. Приехав в Киев во время ректорства Лазаря Барановича преподавал в Киево-Могилянской коллегии. В 1659 г. стал ее ректором и игуменом Киево-Братского монастыря. В 1668 г. покинул Киев, став настоятелем монастыря в Новгород-Северском. В 1670 г. посетил и произнес две речи в присутствии царя Алексея Михайловича (В. Эйнгорн. Речи, произнесенные Иоанникием Голятовским в Москве в 1670 г., М., 1895, – оттиск из «Чтений в Обществе истории и древностей российских», 1895, кн. 4). А затем по приглашению архиепископа Лазаря Барановича управлял Черниговским Елецким монастырем, где и умер в 1688 г.

Проповеднический сборник «Ключ разумения» (Киев, 1659; Киев, 1660, Львов, 1665, Киев, 1685), изданный им в период ректорства в коллегии, по названию и структуре задуман как руководство и собрание образцов. Его перу принадлежит богословско-полемическое сочинение «Мессия праведный, Иисус Христос, Сын Божий. Разговор христианина с евреем». (Киев, 1686), где в форме диалога приводятся ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе как Мессии. Земной жизни Божией Матери и ее чудесам посвящена его работа «Небо новое с новыми звездами или повествование о чудесах Богородицы, почерпнутое из достоверных преданий и древних летописей» (Львов, 1865 и 1666, последнее издание в сборнике «Ключ разумения», Киев, 1985). При написании этого сочинения архимандрит Иоанникий использовал наряду с каноническими источниками апокрифические книги (см. И.И. Огиенко. Легендарно-апокрифический элемент в «Небе новом» Иоанникия Голятовского, южно-русского проповедника ХVII в., Киев, 1913). Первая в России гомилетика была составлена архимандритом Иоанникием Голятовским по западным руководствам («Наука, альбо способ зложения казаня» опубликованная во 2 изд. кн. «Ключ разумения», Киев, 1660). Принципы ее не только были общезначимы для южно-русских проповедников, но и составили основание русских гомилетических пособий XIX в. Согласно гомилетике Иоанникия Голятовского фундамент проповеди составляет фема (тема), взятая из Священного Писания. Ф. Терновский, исследовавший проповедь в древней русской Церкви, а также деятельность юго-западных проповедников 16 в.,[10] отмечает отсутствие у древних проповедников правила о теме: оно порождено духом западной школы. Древний проповедник мог в кратком поучении высказать полный кодекс духовно-нравственных убеждений.



Собственно проповедь, согласно «Науке, албо способ...» имеет три части: екзордиум (позднейших гомилетиках – приступ), наррация (основная часть), конклюзия (заключение). В первой части говорит, о чем хочет сказать проповедь и «просит Бога албо Пречистую Деву о помоч и людей о слухане» (Ключ разумения, Киев, 1985, с. 211). Наибольшую часть составляет наррация. В ней следует разделить тему на части и каждую раскрыть особо. В конклюзии проповедник припоминает, что говорил в основной части и советует любить добро (если говорил о нем), а если говорил о зле, то оберегать себя от него. Почти вся гомилетика архимандрита Иоанникия состоит из многочисленных примеров и конкретных рекомендаций в соблюдении этих весьма простых правил. В разделе «Наука албо способ зложеня на погребе» он советует сказать о том, что никто не может избежать смерти, о краткости человеческой жизни, о скупости мира, которому люди служат. В наррации похвалить человека за добрые дела: был милосердным к убогим, жертвовал церкви, монастырям, больницам, принимал в доме странников и т. д. (идет длиннейший список добродетелей: был послушным, набожным, соблюдал посты, очищал свои грехи на исповеди). Архимандрит Иоанникий советует в проповеди на погребении использовать имя умершего: если его звали Моисей, сказать, что он взошел на гору небесную, как библейский Моисей на гору Синайскую. В разделе, посвященном способу построения проповеди на праздники Господские, Богородичные и на дни святых, архимандрит, дает конкретные советы как приспособить его проповеди из «Ключа разумения» к определенному случаю. Например, проповедь на святого великомученика Георгия, изменив наррацию и конклюзию использовать на дни св. Димитрия, св. Прокопия, св. Евстафия и др. мучеников.

Дошедшие до нас проповеднические сборники середины и второй половины XVII в. убеждают, что проповедники довольно точно следовали указанным в гомилетике архимандритом Иоанникием правилам и приемам. Этому способствовало возникновение Киево-Могилянской коллегии (соllegium), закрепившей польско-католическое влияние на проповедничество на юго-западе России и прежде всего в Киеве. В конце же XVI в. – начале XVII в. когда действовали братства, основной задачей которых была борьба с унией, проповедь меньше зависела от польско-католических образцов.

Библиография трудов Иоанникия Голятовского


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал