Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иеромонах Симеон Полоцкий






(1629-1680)

После Епифания Славинецкого самым видным представителем юго-западной школы в богословии, литературе и проповедничестве в Москве был иеромонах Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский-Ситианович). Он родился в г. Полоцке (Белоруссия), образование получил в знаменитой Киевской коллегии, которую окончил около 1651 г. По возращении в родной город принял монашество и несколько лет работал учителем в Полоцкой братской школе. В 1660 г. иеромонах Симеон побывал в Москве и поднес царю Алексею Михайловичу свои стихотворения. Год спустя Полоцк захватили поляки. В 1664 г. Симеон Полоцкий окончательно переехал в Москву, где в Заиконоспасском монастыре обучал подьячих из тайного приказа латинскому языку. В этот же период он организует т.н. ученое братство, в которое вошли образованнейшие люди того времени, в т.ч. Сильвестр Медведев. В 1667 г. царь Алексей Михайлович поручает Симеону Полоцкому воспитание своих детей Алексея и Феодора; Полоцкий также занял или, вернее, учредил еще одну должность, – дотоле в России неизвестную, – должность придворного поэта. Активное участие он принимает в борьбе со старообрядцами. На Соборе 1666 г. он выступает с богословским трактатом «Жезл правления», где полемизирует с «челобитной» попа Никиты и попа Лазаря. По личной просьбе царя трижды ездит увещевать Аввакума.

Симеон Полоцкий призывал к расширению духовного и общего просвещения через школы при монастырях и церквях; он также выступал за создание в Москве Высшего духовного учебного заведения и даже составил его учебный план (т. н. Привилегию Академии), в который включил языки, богословие, философию, риторику и другие науки.

Одним из главных видов литературной деятельности Полоцкого была деятельность проповедническая. Им было написано более 200 проповедей, которые составили сборники «Вечеря душевная» (1681 г.) и «Обед душевный» (1683 г.), изданные уже после смерти их автора. В первом помещены несколько проповедей на дни воскресные, а во втором – на праздники Господские, Богородичные и святых, а также, в виде прибавления, проповеди по особым случаям: на погребение, против суеверий, о слушании литургии, о взыскании мудрости и т.п. Общая мысль всех вообще проповедей Симеона Полоцкого, находящихся в первом сборнике – это мысль о несоответствии нашей жизни с нравственным законом и о гибельных последствиях этого разлада. Отсюда вытекает у него нравственно-практическое направление проповедей, помещенных в «Обеде». Например, в 1-м слове в Неделю 30-ю по Пятидесятнице он обличает тех, которые в церкви «о куплях беседуют и совещание о них делают, смехотворят, разглагольствуют и безчинствуют», касается порочности жен, «уловляющих юношей вымышлением суетных риз и украшений, белилом и червлением и приводящих мужей своих в обнищание».

«Вечеря душевная» по преимуществу содержания исторического. Здесь, как и в «Обеде душевном», проповедник преследует практические цели. Говоря слово в день того или иного святого, Симеон Полоцкий всякий раз старается связать рассказ о его жизни с современной жизнью, сделать его возможно более актуальным и практически применимым.

Одной из самых дорогих для Симеона Полоцкого была идея развития народного просвещения, и связанного с ним воспитания, чему в «Вечере душевной» посвящено несколько проповедей. В проповеди в Неделю о блудном сыне проводится мысль, что воспитывает детей пример, жизнь их родителей и вообще окружающая среда. Поэтому родители и воспитатели должны быть чисты во всем: «отец должен быть в дому, как солнце, мать как луна, а чада как звезды». Воспитывая примером собственной жизни, родители в то же время должны учить детей: молитве, заповедям Божиим, церковному укладу жизни, а также и практическим занятиям. В другом слове (на день святой Марфы) к примеру собственной жизни он советует прилагать еще и наказание с жезлом: «...снопа аще не млатиши, ореха не разбиеши, не приимиши сытости и сходости, чад же аще не биеши, не сподобишися радости». В «Слово о взыскании премудрости на день Рождества Христова» Симеон Полоцкий побуждает соотечественников к стяжанию научной премудрости и обращается к Алексею Михайловичу с призывом «созидать греческие, славянские и иные училища, учеников умножить, своею милостию и вниманием взыскать благоискусных учителей и всех поощрять на трудолюбие». При этом Полоцкий не отвергает пользу и светской, и мирской образованности (знание философии, риторики, грамматики), но внушает остерегаться вредного в ней направления. Во многих словах Полоцкий выступает против народных обычаев и суеверий: обличает их с точки зрения просвещения, и с точки зрения религиозно-нравственной, выставляет и смешную, и вредную их стороны, противоречие здравому смыслу и родство с язычеством.

Стиль проповедей у Симеона Полоцкого достаточно прост, чужд вычурности. Конструкции речи естественные и удобопонятные. Мысль каждого поучения высказывается в приступе определенно, нет ни бесцельных отступлений в сторону, ни искусственных приложений. Сухим абстракциям, особенно затруднительным для понимания на слух, Полоцкий предпочитает описания и рассказы, которые наглядно представляют мысль и сообщают проповеди художественную изобразительность. Вместе с тем иеромонах Симеон не был совершенно свободен от влияния юго-западной схоластической гомилетики. Так, в сложных словах, т.е. произнесенных на дни, когда совпадают два или более праздника, он совершенно искусственно, путем надуманных аллегорических построений пытается находить связь между ними. Свойственны Полоцкому и такие схоластические приемы, как толкование имени, стремление к поверхностному символизму, примеры из языческой мифологии, использование светских источников и апокрифов. Например, в слове на день пророка Ионы проповедник, объяснив значение имени «Иона» (голубица), отыскивает сходство между свойствами голубя и дарами Святого Духа и, прилагая и то, и другое к Ионе, находит, что пророк причастен всем семи дарам Святого Духа.

Но в любом случае проповеди иеромонаха Симеона Полоцкого были замечательным явлением в свою эпоху, а многие из них в настоящее время могут быть пригодны для проповедников.

Литература

 

1. Обед душевный, М., 1681.

2. Вечеря душевная, М., 1683.

3. Избранные произведения, М.-Л. 1953.

4. Православное обозрение. 1860 г., кн. 3.

5. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХVII вв. Эпохи и стили. – Л., 1973, с. 165-214.

6. Еремин И.П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого, – «ТОДРЛ», М.-Л., 1948, т. VI, с. 125-163.

7. Татарский И. А. Симеон Полоцкий (его жизнь и деятельность). М., 1866.

8. Попов В. Симеон Полоцкий как проповедник, М., 1886






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.