Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековая наука, её идейные и социокультурные особенности




 

Основу европейской средневековой философии (V - XV вв.) составляло христианство, возникшеена фундаменте иудаизма (Ветхий завет) уже на закате эллинизма и окончательно содержательно оформившееся награни старой и новой эры. Христианство явилось специфической формой отражения сложных процессов социально-экономического политического, духовного порядка. В его основе лежала идея творения (креационизм): Господь Бог творит мироздание из ничего. Начало мира - это сам Бог. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой. Разница между Богом и продуктами его творения (человек, природа) огромна.

По мере дальнейшего усложнения (для простого человека ухудшения) жизни в эпоху Римской империи популярность христианства росла. Тем не менее в Библии отсутствовало завершенное представление о картине Вселенной, требовали решения многие вопросы: как Бог из ничего создал бесформенную материю, а из нее Вселенную; как устроена Вселенная, что в ней есть еще кроме Бога; как сочетается идея однократного божественногоперво­толчка у Аристотеля с идеей многократного божественного управления у христиан; как понимать идею триединства Бога; как совместить идею совершенства Бога с несовершенством продуктов его творения и т.д.

Потребовалось привлечение многих положений античнойфилософии и науки, их категориального аппарата с целью решения данных вопросов. Кроме того, возниклиI иновые вопросы, в частности, в каком соотношении должны находится философские знания и религиозные догматы, основанные на вере.

Разработкой этих вопросов во П - IV вв. занялись отцы церкви, теософы, люди, с одной стороны, верующие, с другой - просвещенные, знакомые с античным философским наследием. В результате христианское учение постепенно начало приобретать форму рациональной теологии, где определенное место отводилось вопросам познания, устройства мира.

Патристика - совокупность первых учений отцов христианской Церкви была переходом от античной к средневековой философии и науки, где на первую порах ближе всего христианскому богословию оказались идеи Платона, неоплатоников. Согласно теологической модели мир строился строго по ценностно-иерархическому пространственному принципу: Бог - человек - природа (чем ближе к Богу, тем совершеннее, а, следовательно, ценнее). Причем Бог бесконечен, а все конечное было объявлено тварью - творением Божьим.Поэтомувсе предельное менее ценно, чем беспредельное. Предельность, конечного мира в пространстве включала геоцентризм Аристотеля и Птоломея и отте­няла космическую функцию Христа.

Природная часть была создана для человека. Человек является господином природы, он выше ее. Поэтому природа у Августина не воспринималась как эмпирически внеположенный, познаваемый мир, развивающийся по естественным законам. Ценным было не единичное (в данном случае природа), а общее (Бог). В связи с этим знания о природе теряли свою значимость. Только Бог и человеческая душа становились предметом познания, и человек устремлял свое внимание не на мир, а на Бога и на свою зависимость от него. При этом человеческое знание рассматривалось как вне и доопытное.



Поскольку человек был «образом» божьим, его познание было задачей первостепенной важности, что в свою очередь способствовало постановкевопроса о познавательных свойствах человека. Один из теоретиков христианства Августин Аврелий (354 - 430 гг. нэ.) относил источник познавательнойактивности к инициативе воли: «умственный» свет изнутри памяти «озаряет» хранящиеся там от рождения всеобщие знания логики, морали, математики, права. В результате акт познания сводился Августином к процессу воспроизведения содержания памяти посредством воли.

Несмотря на нивелировку индивидуальных свойств, средневековый человек, тем не менее, развивал в себе способность наблюдать за собой, поскольку это было нужно для постижения глубинных греховный помыслов с целью избавления от них. Внимание к внутренней душевной жизни порождало у человека обостренное чувство своего "Я". Это привело в итоге к открытию самопознания как особой субъективной реальности. Причем знание этой реальности было достовернее знания внешней реальности, поскольку для нее не нужно внешних чувств.



Еще одной характерной чертой средневековой науки и философии был символизм, разработаннный в средневековой схоластике {схоластика - построение системы знаний исключительно с помощью комбинации слов, понятий, с применением правил логики) до тонкостей. Он как бы замещал исследование причинно-следственных связей, превращался в важнейший способ восприятия мира и вы­ражения опыта, развивал мышление, позволяя превращать истины веры в зритель­ные образы. В дальнейшем символизм стал тормозом реального познания, и, поскольку, оперируя бесконечными символами, человек попадал в их "сети" и отходил от реальности. Поэтому уже в ХП веке Сигер Брабантский высказался за рационалистическоепрочтение библейского текста.

Раннесредневековый период (V-Х вв.) развития культуры и науки был ознаменован завоеванием части Европы арабскими племенами и образованием арабского халифата под знаменем ислама.

Выступая вроли варваров, арабские завоеватели, тем не мене, не разрушали культуру Рима, Сирии, Ирана, Византии и др. Коран (по-арабски «чтение») включал в себя уважительное отношение к знанию, облагораживающему человека.

Кроме того, в Арабском халифате отсутствовало монопольное право на знание со стороны религиозных деятелей в период исламизации культур покоренных народов. Поэтому в сфере знания имел место выход далеко за рамки религиозных догм, подключение достижений античной философии и науки.

Уважительное отношение к знаниям, заложенное в Коране, позволило арабам частично сохранить, а в чем-то приумножить научные и философские знания.

Один из первых философов арабо-язычного востока Аль-Фараби пытается, подобно Аристотелю, построить всеобъемлющую систему, охватывающую все стороны жизнедеятельности. В этой системе он мистико-религиозные аспекты подчиняет рациональным: продолжает разработку логики, разрабатывает структуру "добродетельного города" и др.

Аль-Фараби первым попытался решить вопрос о соотношении философии (науки) и религии. Люди приобщаются к истине двумя путями с помощью логики (философии) и с помощью риторики, поэтики (религии).

В еще большей степени отход от традиционно-ортодоксальной мусульманской традиции рассмотрения мира ощущается в творчестве восточного философа Ибн-Рушда (Аввероэса (1126 - 1198)). Почти все исследователи его творчества рассматривают философию Аверроэса как вершину рационализма Мусульманской средневековой науки. Он разводит философию (науку) и религию, считая, хотя они занимаются одним предметом - Богом, однако делают это различными методами: теоретически, строго, логически, научно - с помощью философии псевдонаучно, риторически - с помощью религии. Первым методом пользуется меньшинство населения, вторым - большинство.

Аль-Хорезми (780 - 850) разрабатывает десятичную систему счета, правила выполнения четырех действий над числами (впоследствии эти правила получили название алгоритмов - от латинизированной транскрипции имени аль-Хорезми).

Восточно-арабские ученые не только разрабатывали рациональные методы в общетеоретическом плане, но и применяли их в конкретных исследованиях в области физики и математики, медицине: подготавливая тем самым научную революцию XVII в.

С X в. начинается возрождение западного христианства. Это время расцвета и укрепления европейских городов, феодализма в целом. Однако философское и научное познание средневековья вынуждено было ориентироваться на фундаментальные догматические установки христианской религии, имеющие статус постулатов, не подлежавших обсуждению: таковыми были положения о начале и конце мира, о сотворенности материи, об особом положении Земли в системе мироздания - именно они определяли события имевшие решающее значение для судеб мира.

Несмотря на то, что христианская церковь не отвергала познавательной деятельности, а даже покровительствовала учености, заботясь о ее расширения, главным были комментарии догматики. Поэтому средневековая наука делала акцент на осмыслении и интерпретации уже имеющегося знания и не стремилась к получению новых. Ее задачей было обоснование единой, непротиворечивой картины мира, с целью сохране­ния и стабилизации наличной социальной системы.

Таким образом, имело место двойственное отношение христианства к науке и философии: с одной стороны, христианин должен избегать всего, что ме­шает направлять ему свои помыслы к Богу, а познание суетного мира, природы как раз отвлекало от основного занятия и не представляло ценности. С другой стороны, одним из достоинств христианина, особенно священника, были обширность знаний, воспитанность, владение искусством убеждения. Распуши влияние католической церкви, усложнение ее организации, сложная система ее, отношений со светскими властями, требовали все большего количества образованных людей, обладающих широким образованием. Эта необходимость усугублялась еще и тем, что поскольку существовал обет безбрачия, то пополнять церковные ряды можно было только с помощью образования.

В связи с этим, следуя традициям, существовавшим еще в Риме, в средневековых школах, а позднее в в университетах велось обучение семи дисциплинам: тривий (грамматика, риторика, диалектика) и квадрий (арифметика, музыка, астрономия, геометрия). Причем если арифметика традиционно занималась изучением практических приемов вычисления площадей треугольника, четырехугольника, круга и т.п., то к геометрии относились знания, описывающие Землю, существ, ее населяющих, т.е. географические и космографические сведения.

Задачей университетов, возникших в ХП в. в Италии, было отнюдь не знания, а воспроизводство образованных людей на основе текстов, написанных на латинском языке. Большую часть читаемого материала составляли произведения Аристотеля: средневековому статично-традиционному укладу жизни метафизика и физика Аристотеля нее, поскольку его положения, что всякая вещь по природе такова, как она делается, его понимание сущности вещей как совокуп­ной, формальной, действующей и целевой причин вписывалось в средневековое миропонимание научных знаний.

Наука и философия в средневековье были в основном, книжным делом, опирались на абстрактное мышление, поскольку откровение было явлено не в прямой, а в зашифрованной форме. Схоластика, используя язык формальной логики на первых порах, задавала тон в методологии познания, шлифуя и совершенствуя логическую мысль средневековья. Символизация, применяема при этом, была школой абстрактного мышления, расковывала мысль. Схоластические диспуты, которые велись по многу часов, способствовали формированию умения анализа понятий и способов их выражения, поиску слабых сторон в аргументации противника.

Кроме того, схоластика как научение рассудительному знанию параллельно формировала и науку научения знаниям вообще (приемам схватывания смысла понятий, заключение их в слово и др.), что было поистине новаторским достижением средних веков. С другой стороны, схоластика опустошала интеллектуальную работу мысли, подменяла позитивное изучение предмета словесными ухищрениями, окутывала средневековую науку густой сетью предрассудков и заблуждений, сковывая ее развитие.

Начиная с ХП в. в Европе наступает новая фаза технико-экономического развития (в сельском хозяйстве появляется железный плуг, изобретен маховик), ознаменованная быстрым ростом городов.

К XIII в. научные и философские исследования приобретают уже большую ценность. Вырисовываются два взгляда на мир: теологический и натурфилософский. Несмотря на то, что в основном господствовала теологическая картина мира, появляются люди, которые ищут новые пути осмысления мира даже в теории – области, в средневековье запрещенной. К таковым принадлежал в.ч, Р. Бэкон, выступавший за самостоятельность мышления. Философия и наука у него должны заниматься не следованием авторитетам, а постановкой опытов. В ХШ-XIV в. в науке интенсивно обсуждалась проблема движения, в частности движение брошенного тела. До ХШ в. были широко распространены научные взгляды Аристотеля на этот вопрос. Картина мира по Аристотелю, - это картина движения, задаваемая покоем. У него изменение есть всегда движение к определен

ному конечному состоянию (естественное движение). В насильственных движениях конечный пункт задан целевым устремлением.

Аристотелевская физика не только давала классификацию движения, но структурировала всю предметную область наук о природе. Однако в 1277 г. епископ Э. Тампье квалифицировал как заблуждение 219 положений аристотелевской, физики, что позволило выйти за рамки аристотелевского видения мира.

Профессор Парижского университета Жан Буридан (XIV в.) высказался против идеи Аристотеля о том, что воздух подталкивает движущееся тело. Он приводит примеры волчка, копья с острым и тупым концом, показывая, что воздух не играет существенной роли. Наоборот, воздух тормозит движение. Двигателем у него является напор - импетус. Он зависит, в частности, от массы, сообщается двигателем и под действием сопротивления воздуха уменьшается. Таким образом, наряду с аристотелевской "боязнью пустоты" создается теория, фиксирующая в предмете нечто, способное продолжать двигать тело (прообраз понятия "сила"). При этом Буридан отказывался рас­сматривать источник движения, сводя задачу к кинематике.

Ученик Буридана Н. Орем впервые дает графики скоростей движения, и кинематика приобретает у него геометрический характер, подготавливая почву для коперниканских идей. Математики из Мертон-колледжа -Хейтсбери, Дамблотон и др. - описывают движение математически через сдвиг. Они исходят из идеи непрерывности изменения качества предмета, в частности, постепенного его убывания. Поэтому движение понималось ими широко и было сведено к качественными последовательным состояниям покоящегося тела: перемещение, изменение, рост, убыль, возникновение и уничтожение. В связи с этим было введено понятие равноускоренного и равномерного движения и также высказано несколько руководящих идей новой математики переменных величин.

В их модели движения пространство рассматривалось уже как условие движения, а в контактности двигателя с движимым уже не было необходимости. Тем самым закладывались основы новой физики (XVII в.) в данном направлении.

В целом антиаристотелевские представления о движении, тем не менее не заменили аристотелевскую физику, поскольку она была строго продумана и находилась в превосходном согласии с опытом. Поэтому данные новые идеи лишь конкурировали с аристотелевскими.

В средневековое время высказывается ряд идей по отысканию новых методов исследования, у Р. Гроссетеста (президента Оксфордского университета епископа) - это интуиция, исключение гипотез, верификация, у Р. Бэкона следование авторитету, рассуждение, опыт, эксперимент. У. Оккам (1285 -1349) утверждает, что только чувственные данные, опыт являются надежными источниками познания. Вышеперечисленные ученые как бы "отсекали" Бога от научных взглядов на мир и тенденцию к объективации знаний.

Наконец, в алхимии средневековья неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. С XIV по XVI в. распространяется как спекулятивная (теоретическая), так и практическая (эмпирическая) алхимия. Теоретическая алхимия, размышлявшая над вопросом единой материальной природы вещества, исходила из идеи, что ключ к истине - «превращение металлов в золото» - дан свыше, надо лишь выявить ее путем магического ритуала и магического откровения, в частности, посредством придумьвания замысловатых рецептов.

Эмпирической алхимии, продолжившей путь к прямому научному эксперементу, удались открытия новых способов получения смесей, веществ, минеральных в растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов.Были открыты новые химические элементы, реакции, изобретена печь для длительного нагревания.

Таким образом, в эпоху позднего средневековья в области познания природы просматривается четкая направленность на естественные науки, развитие математики физики (прежде всего оптики). Постепенно начинает вырисовываться причинно - механистический, детерминистский подход. Новым было и то, что утверждались неизвестные до того истины, что внешние лучи первичны , душа (психика) зависит от внешней среды и др.

В связи с этим, вновь актуализировалась проблема двойственности истины, поставленная еще Аверроэсом: что первичнее (важнее) - вера, или разум. Итальянский богослов Ансельм Кентерберийсккй утверждал, что вера предшествует разуму, П. Абеляр (1079 -1142), Роджер Бэкон и др.- наоборот. При этом Абеляр разбираает 158 противоречивых высказываний отцов церкви и формулирует основные принципы познания: 1) подвергать все сомнению, в том числе авторитета; 2) формировать максимальную самостоятельность философа-исследоателя; 3) свободно и критически относиться к теологической проблематике. Абеляр также трактовал действия человека как зависящие не от прихоти Бога, а от человеческих намерений, сознания, совести.

Крупнейший теософ эпохи Средневековья - Фома Аквинский соединяет понятия «вера» и «разум»: не просто верь, а знай, во что веришь,

тем самым, допуская возможность развития светской науки, ее автономности. Однако вера у него все-таки выше знания (разума), ибо часть божественных истин носит сверхразумный характер (догматы троичности, первородного греха и др.), а научные и философские истины просто разумны.

Итак, в эпоху средневековья наука и философия были тесно связаны срелигией, поэтому их развитие шло либо в направлении продолжения и усиления церковной догматики с помощью схоластики, либо в направлении неприятия средневековых авторитетов и разработки противоположных методологических принципов, приводящих к результатам, не вписывающимся в традиционно-средневековое видение мира (Р.Бэкон, Хейтсбери и др.).

В результате, с одной стороны, наука и философия средневековья по сравнению с античностью приобретают еще больший крен в сторону обоб­щенно-мистической созерцательности: были забыты и не использовались многие крупные научные открытия античности (атомистика Демокрита, биологические, геологические, астрономические и другие знания).

С другой стороны, в позднее средневековье в науке и философии было выработано ряд идей, вошедших впоследствии в состав науки Нового времени: понятие скорости и представление о равноускоренном и равномерном движении, возможности движения в пустоте, некоторые взгля­ды на методы научного познания.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Пожаловаться на материал