Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






одноголосными, двухголосными, трехго­лосными и т. д.






Образцы одноголосных хоров весьма многочисленны. Это, например, рабочие песни X. Эйслера, в частности, знаменитые «Песня солидарности».

Возможности гармонического «расцвечивания» дан­ного произведения минимальны (отмечено мелкими но­тами в 9 и 10 тактах). Всякая попытка аранжировать подобные, одноголосные по своей природе, произведе­ния на многоголосный хор может привести к искажению их художественного образа.

С овладения одноголосием начинает формироваться хоровой коллектив. Вместе с тем совершенное унисон­ное пение является сложнейшей формой хорового ис­полнительства.

Известно, что многие хоровые дирижеры, например Н. М. Данилин, много работали над унисоном в своих хорах и добивались изумительной слитности и вырази­тельности звучания.

 

В хоровой литературе образцы унисонного изложе­ния партитуры для однородных хоров довольно много­численны, для смешанного хора встречаются значи­тельно реже.

Акустические свойства унисона позволяют в отдель­ных случаях при аранжировке заменять им многоголос­ные аккорды. Это создает мощное компактное звучание, не (снижающее общего напряжения даже в тех случаях, когда отдельные голоса оказываются в более низком регистре.

· Двухголосное и трехголосное изложение хоровых произведений широко распространено как в гомофонно- гармонической, так и в полифонической музыке.

Наи­более часто такие произведения пишутся для однород­ного хора. Однако имеются двух- или трехголосные произведения для смешанного хора.

Особую форму составляет смешанное двух- трех­голосие. Эта форма присуща массовым песням. Хоро­вая партитура в таких произведениях обычно записы­вается на одной строчке. При исполнении в смешанном хоре часто бывает нецелесообразным делать четырех­голосное гармоническое переложение хора. Для сохра­нения характера звучания массовой песни обычно в та­ких случаях применяют смешанное двух- трехголосие, т. е. голоса женского хора удваиваются голосами муж­ского хора.

 

· Четырехголосное изложение

является классической формой фактуры в смешанном хоре.

· Пяти- восьмиголэсное изложение встречается, в ос­новном, в хоровых сочинениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.

В период расцвета полифонии строгого стиля компо­зиторы создавали хоровые произведения на 16, 20, 24 и более голосов. 8-, 10-, 12- и 15-голосные хоры есть в «Священных симфониях» Джованнп Габриели. Окегему принадлежит огромный 36-голосный канон.

 

Многоголосные созвучия часто образуются при divisi (ит. divisi — разделенно). В отличие от самостоя­тельных голосов дополнительные голоса, возникающие в результате divisi, не получают мелодического мате­риала и появляются эпизодически. Divisi обычно возни­кает в связи с необходимостью заполнения широких расстояний между голосами, введения недостающих ступеней гармонии, в целях создания комбинированных тембровых красок и т. д. Divisi несколько ослабляет силу звука, его отчетливость, снижает упругость голо­сов, но придает звучанию компактность, разнообра­зие и красочность. Голоса в divisi, как правило, не вы­писываются на самостоятельном нотоносце. Примером четырехголосного хора с divisi во всех голосах может служить «Соловушка» Чайковского.

 

В хоровой литературе имеются произведения, рас­считанные на исполнение двумя, тремя, четырьмя п более самостоятельными группами. Такие произведе­ния называются двуххорными, треххорными и т. д., в зависимости от количества хоровых групп.

 

Древнейшей формой двуххорной композиции яв­ляется антифон (от греческого antiphonos — звучащий в ответ)—песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами. Антифонное пение широко (Применялось в ан­тичном театре. Начиная с I века нашей эры оно утвер­дилось в христианском богослужении. По мере разви­тия светского искусства антифонное пение стало использоваться в музыкальном театре, на концертной эстраде и в массовых певческих празднествах.

 

· Многохорные сочинения

создавались в период рас­цвета классической полифонии строгого стиля.

 

В част­ности, венецианцы (А. Габриели и другие) писали свои произведения для нескольких хоров различных составов с инструментальным сопровождением. Много­хорное письмо было распространено также у нидер­ландских композиторов-полифонистов. Двуххорные со­чинения имеются у И. С. Баха (восьмиголосные двух­хорные мотеты, некоторые номера из Мессы си минор, «Страсти по Матфею» и т. д.) и у других западноевро­пейских композиторов.

Немало превосходных многохорных произведений создано русскими композиторами XIX и XX века. «По­ражение Сенахериба», «Иисус Навин», «Эдип» Мусорг­ского, «Увидал из-за тучи утес»,, «3везды», «По горам две хмурых тучи», «В дни, когда над сонным морем», второй и финальный хоры! из кантаты «По прочтению псалма» Танеева—двуххорные произведения. Оратория «Вавилонское столпотворение» Рубинштейна — трех- хорное сочинение.

Значительно расширили выразительные средства многохорной музыки Прокофьев, Шостакович, Кабалев­ский, Шебалин, Шапорин. Много интересных произве­дений для двух и более хоров создано современными зарубежными композиторами.

Хоровые группы в двуххорных произведениях могут быть различным» по количеству исполнителей.

Многие композиторы писали хоры под названием «Эхо». Это — двуххорные сочинения, в которых сопо­ставляется звучность большого и малого хора (или ан­самбля).

К двуххорным также относятся сочинения, в кото­рых сопоставляются большой хор и группа корифеев. Двух-, трех-, четырех-, пятихорными являются многие оперные сцены. Разделение хора на две, три и более самостоятельных групп в операх обусловливается со­держанием сценического действия. Так, в опере «Князь Игорь» Бородина—двуххорный финал I акта (хор бояр и хор женщин); в III действии оперы — несколько самостоятельных групп: хор половцев, хор половецких ханов, хор русских пленниц.

В опере «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в прологе поют: хор Комиков (тенора), хор Трагиков (басы), хор Лириков (сопрано и тенора), хор Пусто­головых (альты и баритоны), десять Чудаков (пять те­норов и пять басов). Каждая из названных групп пред­ставляет самостоятельный хор и имеет свои художест­венные задачи. В целом образуется многохорная ком­позиция.

В 6-й картине оперы «Декабристы» Шапорина хор народа (смешанный) и хор солдат (мужской) поют антифонно.

В опере «Млада» Римского-Корсакова — двуххорна сцена торга (хор первый: сопрано I, альты I, тенора I, басы I; хор второй: сопрано II, альты II, тенора II, басы II); двуххорна 2-я сцена II действия: чехи (8 аль­тов и 8 басов) и хор народа (полный смешанный); сце­на гадания: жрецы и жрицы (8 теноров и 8 сопрано) и хор народа (полный смешанный), поющие одновременно и антифонно; треххорно «Адское коло»: злые духи (пол­ный смешанный хор), Чернобог (12 басов, поющих в рупоры), Кащей (12 теноров); треххорен Идоложерт- венный хор: жрецы и жрицы (8 сопрано и 8 теноров), чехи (8 альтов и 8 басов), хор народа (полный смешан­ный). Каждая группа ведет самостоятельные музыкаль­ные линии


 


 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.