Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






У девочек - шестиклассниц появляется тембр женского голоса.




В методических пособиях по детскому хоровому пе­нию приводятся различные характеристики диапазонов детских голосов.

Это объясняется тем, что на практике наблюдается большое разнообразие диапазонов голосов у детей-ровесников. Известно, что еще Глинка восхи­щался голосами мальчиков, отобранных для Петербург­ской певческой капеллы в Переяславле и писал, что отдельные дисканты могут брать ми третьей октавы. Дисканты Синодального училища в возрасте 10—12 лет брали до третьей октавы, а альты — ля второй октавы. Подобными голосами располагает и Московское хоро­вое училище и другие профессиональные хоровые учеб­ные заведения. Однако в основной массе хоры, состоя­щие из детей среднего школьного возраста, имеют диа­пазон от ля — си малой октавы до фа — соль второй октавы.

Исполнительские возможности среднего школьного хора весьма широки. Ему доступна специальная дет­ская хоровая литература, народные песни, разнообраз­ные произведения классиков и советских композиторов. Наряду с сочинениями малой формы, хоры часто об­ращаются и к отдельным разделам произведений круп­ной формы, а некоторые из них исполняются целиком. Хорошо подготовленные коллективы весьма успешно справляются с четырехголосными гомофонно-гармони- ческими и полифоническими хорами.

В старшем школьном возрасте (15—17 лет) у дево­чек, в основном, заканчиваетсяформирование голоса. У мальчиков, напротив, идет активный процесс мута­ции.

В период мутации происходит сложная перестройка всего организма — нервной системы, сердца, дыхатель­ных органов. Большинство специалистов считают, что петь в период мутации полезно для голоса и прекра­щать пение следует только в самый острый момент перестройки голоса. Однако петь рекомендуется с не­большой нагрузкой на голос, не пользуясь крайними звуками диапазона, ограничивая силу звучания. Хоры старших школьников — это смешанные хоры с ограни­ченным диапазоном. Диапазон теноров и басов в стар­шем школьном хоре обычно бывает в следующих гра­ницах: тенора — ре малой октавы — ми первой октавы; басы — си-бемоль большой октавы — до (ре) первой октавы.

Нужно отметить, что в юношеских хорах очень важ­но учитывать тесситурные условия. Никоим образом не следует длительное время заставлять петь на крайних звуках диапазона. Нельзя форсировать развитие диапа­зона, особенно его нижней части, переводить на более низкое пение рекомендуется постепенно, следуя за есте­ственным понижением голоса.

Практика показывает, что мутация у мальчиков протекает различно в зависимости от индивидуальных особенностей развития организма. Однако доказано также, что при правильной организации певческой ра­боты срок острой перестройки голосового аппарата значительно сокращается, а течение ее проходит наи­менее болезненно. В хоровых коллективах, где певче­ская работа с мальчиками в период мутации проводится правильно, активная перестройка голоса длится не более 3 — 4 недель.



В после мутационный период голоса юношей не об­ладают большой громкостью и вокальной выносли­востью. Поэтому естественный диапазон силы звука для этих хоров простирается от тихого до умеренно гром­кого звучании.

 

Выше говорилось, что почти до XX века в смешан­ных хорах партии сопрано и альтов исполняли маль­чики. Детские голоса в смешанном хоре отличаются по своим качествам от женских. Если женские голоса об­ладают большей силой, разнообразными тембровыми красками и упругостью звука, то детским голосам свой­ственна прозрачность, острота интонирования, способ­ность к идеальному строю и ансамблевой слитности.

Необходимо отметить еще одно прекрасное качество детских хоров — это живая непосредственность, непри­нужденность, искренность исполнения, которую труднее добиться в хоре взрослых.

 

Детские хоры обладают большими исполнитель­скими возможностями. Об этом свидетельствуют успеш­но исполняемые детскими хорами произведения Ор­ландо Лассо, Палестрины, Бартока, Кодаи, Про­кофьева, Кабалевского. Лейпцигский Томаннер-хор отлично исполняет многие циклические произведения Баха, в том числе «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну». Партии теноров и басов в хоре поют старшие учащиеся. Превосходные исполнительские [4] образцы сложнейших хоровых произведений демонстрирует хор Московского хорового училища под руководством А. В. Свешникова, хор Института художественного вос­питания, руководимый В. Г. Соколовым, болгарский хор «Бодра смена», чешский, брнинский и многие дру­гие профессиональные и самодеятельные детские хоры.

Состав хора


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.009 сек.)Пожаловаться на материал