Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уставные особенности богослужения на Пасхальной седмице




 

Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый праздник Пасхи. Отцы Церкви и церковные правила VI Вселенского Собора (66-е правило) повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе.

 

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах - в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, а закрываются только в субботу, перед 9-м часом.


Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершается так же, как и в первый день. Крестный ход бывает после литургии, начиная с понедельника.

 

К пасхальному канону, в конце каждой песни, присоединяются Богородичны (преп. Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни. Каждение священник совершает с трисвечником и Крестом.

 

Литургия совершается точно так же, как и в первый

 

день: прокимен: Апостол, Аллилуарий и Евангелие - положены на каждый день Светлой седмицы особое. Причем Евангелие читается только одним диаконом.

 

Причастен для всех один и тот же: "Тело Христово приимите...".

 

В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается из Требника молитва на раздробление артоса.

 

Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. Евангелие не читается.

 

Примечание.

 

Если в Светлую седмицу (за исключением первого дня) случится праздник великого святого (например, воликомуч. Георгия, 23 апреля, или храмовой праздник), то к песнопениям Пасхи присоединяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого . На вечерни читаются паремии, на утрени бывает полиелей, степенна - 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва : "Спаси, Боже, люди Твоя...". Канона - два. Первый пасхальный, на 8, и святому, на 6-ть. Катавасия пасхального канона. Великого славословия не бывает. По 9-й песни - светилен Пасхи. "Слава" - Святого, "И ныне" - Пасхи. На хвалитех стихиры воскресны - 3, гл. 2-й, и святого 3, гл. 2-й. Стихиры Пасхи со стихами их. "Слава" -святого, гл . 2-й. "Да помавают праведная...", "И ныне" - " Воскресения день..." "Христос воскресе ..." (3-жды). "Слава" - тропарь святому", "И ныне" - Богородичен воскресный 4-го гласа. Ектении и отпуст со крестом, как в 1-й день (поминается святой). На литургии - прокимен, Апостол, Евангелие и Причастен дня и святого.



 

Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы "Живоносный (Живоприемный) Источник". На вечерни и утрени к пасхальным песнопениям присоединяются особые стихиры в честь Богородицы, а на утрени - канон Никифора Каллиста (ХIV в.).

 

На литургии - прокимен. Апостол и Евангелие дня и Богородицы.

 

После литургии обычно совершается освящение воды. Порядок его таков (в богослужебной практике Троице-Сергиевой Лавры).

 

После литургийного отпуста священнослужители выходят к сосудам с водой, и диакон произносит: "Благослови, владыко". Священник: "Благословен Бог наш...", и священнослужители поют трижды: "Христос воскресе...", затем стихи Пасхи:


"Да воскреснет Бог...". В это время совершается малое каждение. Далее - "Бог Господь", тропари "Еже радуйся, ангелом приимшая..." и прочее последование малого освящения воды. При погружении Креста в воду поется обычный тропарь: "Спаси, Господи, люди Твоя...", и сразу бывает крестный ход.

 

По другой практике, освящение воды совершается по заамвонной молитве. Хор поет (трижды): "Христос воскресе ...", настоятель произносит возглас: "Благословение Господне на вас...", и сразу хор поет тропари: "Еже радуйся, ангелом приимшая..." и т.д.

 

Неделя Антипасхи (Фомина)



 

Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением ) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхою (в переводе с греческого - "вместо Пасхи").

 

В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам, апостолам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. (В воспоминание этого события сама Неделя получила название "Неделя о Фоме").

 

Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, укрепить в себе веру и вместе с ал. Фомою искренно, радостно воскликнуть: "Господь мой и Бог мой".

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Пожаловаться на материал