Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт работы воспитателей по формированию у детей дошкольного возраста «образа» семьи






 

С введением федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программе дошкольного учреждения выделен раздел «Социализация», что позволяет определить содержание воспитательной работы над формированием образа семьи. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

· формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Организация работы в этой области развивает у детей положительное представление о семье, о тех социальных ролях, которые выполняют члены семьи; создает атмосферу доверия и поддержки.

Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя «хорошими мамами и папами», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

Осознавая актуальность работы в данном направлении мы перешли к изучению передового педагогического опыта.

Нами был изучен опыт работы воспитателей по формированию образа «семьи» у детей старшего дошкольного возраста.

Под руководством И.В. Кузьминой. 7] и группы воспитателей детского сада № 14 г. Тольятти разработана программа формирования у старших дошкольников семейных ценностей, включающая 3 этапа:

1) организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи;

2) создания музея в группе детского сада

3) привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

С детьми проводились как групповые, так и индивидуальные занятия.

На первом этапе в процессе организации содержания сотрудничества детского сада и семьи с целью формирования интереса к своей семье, воспитания любви и бережного отношения к членам своей семьи воспитателем были использованы следующие формы работы:

1. Беседы:

· «Моя семья»;

· «Моя мама, мой папа» (расширение представлении детей о родителях);

· «Отдыхаем всей семьей»;

· «Семейные фотографии» (воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу);

· «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);

· «Хозяйство семьи» (ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», с их обязанностями дома).

2. Дидактические игры:

· «Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье);

· «Генеалогическое древо» (закрепление знаний детей о себе, своей родословной);

· «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими близкими).

3. Встреча с близкими людьми:

· «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи и заботливого отношения к близким людям).

4. Создание альбома:

· «Наши братья и сестры» (расширение представлений о членах семьи – братьях и сестрах).

С точки зрения воспитателей ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи.

На втором этапе работы был создан музей семьи в группе детского сада. Для него родители вместе с детьми делали книги: «Вот оно какое, наше лето», «Большая книга сказок о маме».

Также была организованы выставки «Детская военная игрушка» и «Такие разные куклы».

Интересная и большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома» - своеобразного рассказа детей о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках.

В группе детского сада был объявлен конкурс на лучший детский рисунок «Семейный альбом».

Очень заинтересовала детей и родителей такая форма работы, как создание семейного герба. Дети показывали свой семейный герб и рассказывали о своей семье.

Для того чтобы дети узнали больше о жизни своих родителей, об их детстве была предложена такая форма работы как составление семейных историй. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архивы, сама история, рассказанная ребенком со слов родителей, ромашка имен («Как меня называют дома») и др.

В результате такой работы у каждого ребенка осталась на память небольшая самодельная книжка (например: «История семьи Ивановых» и т.п.), которая является семейной реликвией, а порой и первым более или менее полным изложением истории данной семьи.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому было предложено попробовать записать игры, в которые играют в семьях – так возникла идея создания «копилки» семейных игр.

3 этап работы - привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей. Для формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиции в семье. Для этого родителям предложили привлекать детей к участию в семейных праздниках: сделать своими руками подарок, изготовить приглашения, прибрать и оформить комнату, украсить праздничный стол. Для укрепления семьи и можно сделать один вечер в неделю «семейным вечером» - общая игра, ужин всей семьей, прогулка.

На сайте «Воспитатель» [4] представлен интересный опыт работы воспитателя (к сожалению, не обозначена ни фамилия, ни номер детского сада). Формы работы, используемые воспитателем:

· совместные проекты «Моя родословная», «Улицы, по которым я хожу»;

· оформление фотовыставок «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»;

· фотомонтажи и фотовыставки «В кругу семьи»; «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;

· картотека Добрых дел семьи;

· развлечения «Мы с мамой друзья», «Самый лучший папа на свете», «Супермама», «Наши бабушки»;

· спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй»;

· выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;

· совместные походы «В мир прекрасного» и др.

Воспитатель отмечает, что в группе традиционным был праздник, посвящённый Дню Матери, но папы, к сожалению, всегда оставались в тени. Поэтому было решено провести праздник «Самый лучший на свете папа», целью которого стало повышение статуса отца в семейном воспитании.

Для мам и детей было дано домашнее задание «Расскажи о своём папе». На занятии и в свободное время дети рисовали портреты своих пап, делали пригласительные билеты, готовили музыкальные номера, учили стихи. Подготовили фотовыставку «Самый замечательный папа», медали для различных номинаций («Мистер Золотые руки», «Мистер Неожиданность», «Мистер Пунктуальность», «Мистер Чайный Король» и др.), сладкие призы. Все творчески подошли к выполнению заданий, с нетерпением ждали праздник. Этот семейный досуг доставил детям и родителям много радостных минут: глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами!

Мохова Н.И. [9] воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56» г. Северск Томской области считает, что поиск новых форм и методов работы должен опираться на объективный анализ ситуации. Поэтому прежде чем начать работу в данном направлении она использовала различные источники информации, чтобы выяснить – какие мероприятия наиболее интересны родителям, в какой форме лучше их проводить, что они хотят получить в детском саду для своих ребятишек.

Основой для разработки дальнейших планов стало составление социального портрета семьи, так как без учета особенностей социального статуса невозможно выбрать по-настоящему актуальные направления в работе. Поэтому в своей группе она провела социологическое исследование по выявлению социального портрета семьи.

«В своей работе, по формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста, - пишет Н.И. Мохова, - я использую различные формы работы». Среди них она отмечает:

- посещение семей воспитанников на дому;

- родительские собрания;

- консультации;

- выставки детских работ;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- работа с родительским комитетом группы;

- семейные вечера в группе с детьми и родителями;

- презентации семейного опыта воспитания;

- выпуски групповых газет и журналов;

- семейные альбомы;

- фотовыставки.

Работа в данном направлении очень актуальна, отмечает воспитатель, так как если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

Ю.А. Котельникова [5] воспитатель МАДОУ д.с «Золушка», г. Ноябрьск Тюменской обл. проводит для детей, посещающих ее группу, уроки семьи. Она считает, что важнейшая цель первого урока семьи – воспитательная. Основные задачи его в рамках достижения поставленной цели следующие:

· возвышать роль семьи, ее статус в нашем обществе;

· укреплять у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;

· усиливать желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

Для этого она создала клуб семейный «Наша дружная семья!». В своей группе она использует такие нетрадиционные формы работы с родителями:

1) групповые праздники (конкурсы, игры, аттракционы, чаепития);

2) родители вместе с детьми делают коллажи, фотомонтажи («Моя семья», «Я люблю», «Такими мы были и стали», «Участок детского сада», «Выходной день», «Ребята и зверята»);

3) фотоальбомы с групповых праздников, экскурсий, занятий;

4) круглый стол (вопросы и ответы);

5) конкурс семейных талантов (изготовление игрушек, составление загадок, кроссвордов, оригинальных шляп, рисунков);

6) выставки детских работ, поделок, подарков;

7) создание герба семьи (девиз, объяснение);

8) совместное сочинение сказок (родители, дети).

Формы работы могут быть разными, считает воспитатель, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь каждый ребёнок – уникален.

В работе с родителями надо учитывать их пожелания и предложения, ценить их участие в жизни группы, рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.

Таким образом, анализируя опыты работ, мы еще раз убедились, что воспитатель должен хотеть и уметь работать с детьми; лучше, если в своей работе он найдет единомышленников (психолог, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания), но главное – наладить сотрудничество с родителями. Именно тогда, используя разнообразные формы работы в зависимости от ситуации, потребностей детей и родителей, их интересов, ему удастся достичь хороших результатов.


Заключение

 

Итак, изучив понятие «семья» в психолого-педагогической литературе мы пришли к выводу, что одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каж­дый человек независимо от возраста. Являясь социальным институтом и малой группой семья обеспечивает первичную социализацию ребенка, передавая ему определенные ценности, нормы, правила, необходимые для успешной жизнедеятельности.

 

Организуя работу в данном направлении воспитателю необходимо привлекать не только детей, но и их родителей – это позволит использовать разнообразные формы работы как индивидуальные, так и групповые в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой воспитатель и потребностей, которые испытывают родители. Взаимодействие с другими специалистами детского сада позволит обогатить работу, сделать ее более интересной.

 

Анализ опыта работы воспитателей по формированию образа семьи позволил нам увидеть многообразие существующих форм, особенности их использования в работе воспитателя; важности участия родителей в данной работе. Поэтому направление дипломной работы мы определяем как «Взаимодействие детского сада и семьи в формировании «образа семьи» у старших дошкольников».

 

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/

2. Артемонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Е.И. Артемонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова др; под ред. Е.Г Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

3. Гладкова Ю.А. Детско-родительский клуб / Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. №1. С. 66.

4. Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vospitatel.com.ua/zaniatia/rabota-s-roditelyami/formy-raboty.html

5. Котельникова Ю.А. Игры для дружной семьи (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/kotelnikova-yuliya-alekseevna

6. Кравцова. Е. Восприятие семейных отношений детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vospitatel.com.ua/zaniatia/rabota-s-roditelyami/formy-raboty.html

7. Кузьмина И.В. Совершенствование качества работы дошкольного учреждения при взаимодействии с родителями [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://www.sipkro.ru/dou/index.php? option=com_content& view=article& id=47& Itemid=38

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.А. Куликова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.

9. Мохова Н.И. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/cons/2595-formirovanie-semejnykh-tsennostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

10. Основы психологии семьи и семейного консультирования»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. Н.Н Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДИС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.

11. Современная семья и ее роль в развитии ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dob.1september.ru/articlef.php? ID=200601715

12. Формы работы с семьей внутри детского сада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/konsultatsiya-dlya-vospitatelei-dou-formy-raboty-s-semei

13. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/cons/2595-formirovanie-semejnykh-tsennostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

14. Шевцова М.М. Подготовка и проведение занятий и уроков семьи и семейных ценностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vmkab.ru/text/Metod_rekom_Semia_i_semejnii_cennosti.pdf

15. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.