Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию






«образа семьи»

 

Образ семьи - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование образа семьи происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенностей межличностных отношении, семейных ценностей, традиций, участия в семейных праздниках, участия в трудовой деятельности и т.д.

Е. Кравцова [6] отмечает следующие особенности восприятия семьи у детей дошкольного возраста:

1. Неблагополучной семья у детей этого возраста не бывает. Ребенок, даже страдая от физических наказаний или от отсутствия внимания, в неблагополучной семье, не осознает, что его семья имеет отрицательные характеристики.

2. Наличие общего пространства, которое является ведущим для определения семьи детьми дошкольного возраста. Дошкольники включают в свою семью тех, кого видят и воспринимают в данном помещении.

3. Представления о семье у детей дошкольного возраста связаны с тем, что члены их семьи выполняют какую-то определенную деятельность – папа делает ремонт, мама готовит обед, старшая сестра выполняет школьные уроки и т. п. Члены семьи, которые не действуют на глазах у ребенка, оказываются не входящими в состав его семьи.

4. Члены семьи для дошкольника не связаны никакими отношениями, так как с их точки зрения важно что-то делать в доме, тогда ты станешь членом семьи.

К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется 2 образа семьи - один образ идеальной семьи, который складывается на основе художественной литературы, мультфильмов и т. п., а образ своей конкретной семьи - связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье.

То в каких условиях воспитывается ребенок, каков уклад его семьи является основой формирования ожиданий своей собственной будущей семьи, поэтому важно дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отно­шений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в боль­шей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Общими усилиями семьи и детского сада можно повли­ять на становление положительного образа семьи у детей дошколь­ного возраста.

В дошкольном возрасте важно учитывать особенности детей: возрастные, индивидуальные. Кратко говоря об особенностях дошкольников следует отметить непроизвольное неустойчивое внимание, кратковременность интересов; игра выступает ведущим видом деятельности, определяя во многом развитие ребенка. Именно по этому в работе с детьми следует применять игровые приемы, которые позволяют задать эмоциональный тон занятию и тем самым поддержать у детей интерес.

Формы работы воспитателя с детьми в данном направлении могут быть следующими [11; 12; 13; 14]:

· Индивидуальные и групповые беседы. Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Этот метод при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка [12].

· Составление рассказов, репортажей (вечер вопросов и ответов, репортаж с места работы, составление рассказов о любимой маме и др);

· Просмотр презентаций, видеофильмов;

· Игровая деятельность (дидактические игры, игровые тренинги, игровые занятия). Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.[11].

· Познавательно-речевая деятельность (тематические занятия, чтение художественной литературы);

· Продуктивная деятельность (рисование на тему “Моя семья”, составление букета для мамы, изготовление открыток всем членам семьи и пр);

· Оформление родительского уголка. Родительский уголок в детском саду – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями. Ведь родители регулярно могут узнавать об успехах своих детей, получать информацию о проводимых занятиях и других мероприятиях, получать мудрые советы по воспитанию детей [13].

· Организация семейных праздников. Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещает приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках [14].

· Семейный альбом. Создание альбома «Моя семья»- коллективно выбирается девиз семьи. Правило жизни, форма альбома (сердечко, раскладушка, книга, глобус, цветы и др.). Каждому члену семьи отводятся отдельные страницы, на которых помещаются фотографии, рисунки, ответы из интервью [13].

· Создание семейных музеев, которые являются эффективным средством познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленный на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.

Принципы функционирования семейного музея: наглядность, доступность, достоверность, психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве, координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи и др. [13].

Таким образом, данные формы работы позволяют подвести детей к первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Многообразие форм работы воспитателя по формированию образа семьи у детей дошкольного возраста позволяет выбрать оптимальные в зависимости от интересов детей и родителей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.