Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беспоповцы






Представители крупного согласия - беспоповского - считали, что в господствующей церкви нет благодати и что после того, как вымерли священники, рукоположенные Никоном, до «конца света» настоящего духовенства и полноценной церковной жизни быть не может.

В Казанской губернии центрами беспоповского согласия были Чистопольский (20 % всех беспоповцев губернии) и Тетюшский (20%) уезды. Среди городов лидировали Чистополь (14 %) и Казань (14 %)36.
Из числа значительных и отличавшихся особыми чертами согласий беспоповцев губернии следует упомянуть спасовцев или нетовцев. В Казанской губернии спасовцев в течение XIX и н. XX вв. насчитывалось по разным данным от 474 до 5800 человек. Основная масса спасовцев проживала в Спасском (59 % всех спасовцев губернии; это села Базарные Матаки, Шибаши, Булгары, Пичкасы, Полянки, Балы-меры и др.) и Тетюшском уездах (27 %; это села Сюкеево, Колунец, Удельное Тинчурино и др.).

БЕСПОПОВЩИНА - общее название представителей одного из 2 основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения беспоповцев является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. Сформировалось в 90-х годах XVII века.

Центральное место во взглядах беспоповцев занимает учение об антихристе. Большинство представителей этого течения в старообрядчестве проповедует воцарение духовного антихриста, трактуемого ими как совокупность разнообразных ересей, проникших в Русскую Церковь. Из признания уже состоявшегося прихода духовного антихриста вытекает учение о конечном истреблении им священства и всеобщем бессвященнословном состоянии. Логическим выводом из этих взглядов является положение о непризнании «никонианской» хиротонии и невозможности принимать священников из правосл. Церкви. Однако в 1-й пол. XVIII в. беспоповцы искали священство древнего поставления, поскольку не отрицали церковной иерархии как таковой. В ответе на 102-й вопрос миссионера Неофита выговские старообрядцы в 1723 г. писали: «Обаче сия свидетельства приведохом не во отлагание священства, еже от Бога узаконися во спасение людем, еже и мы лобызаем, и усердствуем, и ищем, аще согласное древлецерковному благочестию будет, но в показание опасения нашего от новин, яко опасающеся новин, и священства с новинами, и в новинах сущаго опасаемся» В нач. 1730 г. была предпринята совместная с поповцами поездка выговца М. И. Вышатина в Палестину с целью найти «православное священство». Известны примеры сотрудничества выговцев с поповцами: выговцы принимали участие в написании «Дьяконовых ответов», поданных поповцами дьяконовского согласия Нижегородскому еп. Питириму в 1719 г. В 1765 г. в Москве поморцы принимали активное участие в обсуждении идеи соединения Б. и поповцев под властью старообрядческого архиерея (тогда рассматривалась идея поставления такого архиерея рукой мощей свт. Ионы, митр. Московского, или др. святителя, однако переговоры были безрезультатны).

Отсутствие духовенства у беспоповцев повлекло за собой невозможность совершать ряд таинств. Беспоповцы разделяют таинства по степени их важности для спасения на «нужнопотребные» (Крещение, Покаяние, Причащение) и «потребные» (Брак, Елеосвящение, Священство, Миропомазание); последние «по нужде» могут и не совершаться. У Б. повсеместно совершается таинство Крещения - старообрядцы основываются на канонических правилах, которые в исключительных случаях дозволяют совершать Крещение мирянину. Кроме того, совершается чин «скитского покаяния», т. е. без участия священника. Поскольку совершение Евхаристии без священника невозможно, Б. учат о «духовном причащении». В XVIII в. у выговцев и федосеевцев существовала практика причащения древними запасными Дарами, в Выговской пуст. также существовал обряд «причащения» Богородичным хлебом.

Богослужение у беспоповцев состоит из последований суточного круга, которые можно совершать в отсутствие священника: вечерни, павечерница полунощницы, утрени 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов, обедницы. Молитвы, которые по уставу должен произносить священник, опускаются; иерейские возгласы заменяются формулой: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас»; ектении заменяются чтением «Господи, помилуй» (12 раз за мирную и просительную; 40 - за сугубую; 3 - за малые; 40, 30, 50 - за диаконские прошения на литии) и «Слава: И ныне»; каждения и чтение Евангелия не опускаются. Ввиду почти полного отсутствия треб важную роль приобрело совершение молебна, фактически включенного в состав суточных служб. Некоторые чины, приспособленные беспоповцами для своего богослужения, получили письменную фиксацию и были опубликованы: существуют Устав церковный, уставы об исповеди, молебнах, чин Крещения, составленные в Выговской поморской пуст. чины Крещения и исповеди. Бессвященнословное состояние нашло также выражение в церковной архитектуре беспоповцев (храмы строились по типу часовни, без алтаря), в составе богослужебных предметов (у беспоповцев отсутствуют все литургические сосуды, для каждения используется кацея, а не кадило).

В 1-й пол. 19 столетия течение беспоповства существенно расширилось. Взаимоотношения основных беспоповских согласий развивались в том же русле, что и ранее. Поморцы находились в своеобразной изоляции; федосеевцы и филипповцы периодически предпринимали безрезультатные попытки примирения (1820-1821, 1845 и др.); спасовцы не имели контактов с др. согласиями; странническое согласие продолжало придерживаться крайне негативного отношения к др. течениям беспоповщины, перекрещивая переходящих в странничество. Продолжалось непрестанное возникновение и исчезновение мелких толков в рамках основных течений беспоповщины. Жесткое антистарообрядческое законодательство императора Николая I привело к резкому ухудшению положения приверженцев «старой веры», в результате чего в 1-й пол. XIX в. к беспоповской практике начали переходить ранее бывшие беглопоповцами урало-сибирирские софонтиевцы-часовенные. Тюменский собор 1840 г. утвердил переход часовенного согласия на позиции беспоповщины. Однако, несмотря на радикальное изменение практики, часовенное согласие (ныне весьма многочисленное) не может быть безусловно отнесено к беспоповщине, поскольку оно отрицает беспоповское мнение о полном пресечении истинного священства после реформ Патриарха Никона, в отдельных общинах часовенных до настоящего времени существует обычай «причащения» богоявленской водой, повсеместно сохраняется память о священстве в согласии, бессвященнословное состояние считается временным.


Из учения об антихристе вытекают отношения беспоповцев к православной Церкви и государству. Членов Русской («греко-российской») Церкви бо́ льшая часть беспоповцев признает еретиками 1-го чина и принимает через повторение крещения. Перекрещивание бывает и в том случае, если к беспоповщине присоединяются кто-либо из старообрядцев-поповцев и беспоповцев - неперекрещиванцев на том основании, что все они принимают в свои согласия прихожан Русской Церкви 2-м (через миропомазание) или 3-м (через отречение от ересей) чином. В беспоповских согласиях долгое время сохранялось, а кое-где существует и поныне строгое соблюдение запрета на совместную молитву и трапезу с «инославными».

Последователи беспоповства не имеют и не признают духовенства, поскольку истинное духовенство было истреблено во время проведенияниконианской реформы, а новое духовенство не является священным.

После церковного раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников " старого" толка. Часть старообрядцев стала принимать священников, которые по различным причинам бежали из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая часть решила вообще отказаться от института священства.

В 1692 и 1694 годах под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и других сторонников старой веры прошли соборы новгородскихстарообрядцев, на которых были выработаны основные положения этого течения: окончательное воцарение Антихриста в мире, исчезновение благодати, отсутствие священства, не дающее возможности совершать таинства причащения и брака.

Соборы конца XVII века объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств были оставлены только таинства покаяния и крещения, который и в РПЦ при отсутствии священника в исключительных случая разрешается совершать мирянам.

Изначально для беспоповцев была характерна вера в скорый конец света и второе пришествие Христа. Именно поэтому среди беспоповцев были распространены " гари" - самосожжения, которые рассматривались как единственный путь спасения от царства Антихриста.

Руководство беспоповскими общинами осуществляли наставники, уставщики и начетчики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.