Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология традиционного (логического) анализа документов.




При проведении традиционного анализа социолог должен ответить на следующие вопросы:

• Что представляет собой документ?

• Каков его контекст?

• Кто его автор?

• Каковы цели, с которыми был создан документ?

• Какова надежность самого документа?

• Какова достоверность зафиксированных в нем данных?

• Каково общественное действие, общественный резонанс документа?

• Каково оценочное содержание документа?

• Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе?

• Какие выводы можно сделать об оценочных установках, содержащихся в документе?

• Какие выводы можно сделать относительно автора документа?

 

Этот вид предполагает целостное восприятие содержания, глубокое понимание авторского замысла. Понимание логики семантич-еского пространства, понимание приемов организации содержания документа, понимание стилевых особенностей. В данном случае исследователь выступает в роли интерпретатора. Его задача – понять авторский замысел и проинтерпретировать его с учетом социального контекста создания док-та.

Этапы традиционного анализа документов:

1) внешний АД:

задачи:

1.определить подлинность документа, достоверность информации;

2.характеристика автора документа (соц-дем. характеристики, авторский стиль, язык);

3.описание социального контекста создания документа (время, место, сопутствующие события).

2)внутренний АД:

задачи:

1.опредедение коммуникативного намерения автора, раскрытие системы аргументации позиции автора;

2.отношение автора к излагаемым сведениям;

3.определение лингвистических средств, которые автор использует для коммуникации с аудиторией;

4.к какой аудитории автор обращается.

 

Преимущества традиционного анализа: глубокое целостное изучение содержания док-та, возможность его сопоставления с внетекстовой реальностью; целостный анализ семантических, лингвистических характеристик информационной направленности; анализ лингвистических параметров.

Ограничения традиционного анализа: невозможность исследования больших массивов текста; высокая ресурсоемкость (длительность работы с каждым документом, высоки требования к профессионализму кодировщика); значительная доля субъективности полученных результатов, влияние личного уравнения исследователя

 

56. Сущность метода контент-анализа. Его процедура и техника. Категории анализа и требования к ним. Единица анализа и её виды. Единицы счета, их виды. Выбор единиц счета. Виды контент-анализа. Его достоинства и недостатки, возможности и ограничения, способы обеспечения надежности результатов.

Желание избавиться от субъективности традиционного анализа привело к разработке принципиально иных, формализованных, количественных методов анализа документов (контент-анализ).



Контент-анализ: возможности его использования и техника проведения.

Среди многочисленных методов изучения социальной реальности особое место занимает «анализ содержания» текстов или контент-анализ. Если при проведении опроса люди, выступающие в качестве объекта исследования, знают об этом, то контент-анализ использует уже существующие тексты, что повышает объективность получаемых данных. С целью получения количественного описания содержания текста исследователь использует в контент-анализе объективное измерение интересующих его характеристик текста. В контент-анализе измеряется частота внимания и объем внимания к теме, фиксируется характеристика содержания по знаку (плюс, минус), выявляется модальность, интенсивность признака. С помощью контент-анализа исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественных методик (например, диаграмм, таблиц), чтобы выявить те аспекты содержания текста, которые трудно обнаружить на поверхности. Полученные данные позволяют ему сделать определенные выводы относительно намерений, ценностных ориентаций и других особенностей автора текста.

Возможности использования контент-анализа:

Наиболее часто он используется для описания событий и процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений. Так, используя контент-анализ СМИ или каких-либо частных документов, можно изучать изменения в системах ценностей, установках, мотивах поведения людей. Например, индекс дискриминации каких-либо малых национальных групп можно измерить подсчетом частоты появления негативных этнических стереотипов в учебниках по истории, на обложках журналов, в телевизионных и радиопрограммах, газетах, рекламе.

Общественное мнение относительно таких серьезных вопросов, как различные экономические проблемы, проблемы демократизации, правовой и социальной защищенности людей и т. п., можно изучать при помощи контент-анализа писем в редакции газет, в управленческие органы.

Хотя в основном контент-аналитические исследования выполняют описательную функцию, контент-анализ можно использовать также и для проверки гипотез. Наиболее частый тип проверяемых гипотез – гипотезы об изменении ценностных установок и социального поведения в течение определенного временного периода.



Иногда контент-анализ используется как вспомогательный метод в интерпретации открытых вопросов в вопросниках или интервью. С его помощью могут упорядочиваться также словесные комментарии, полученные в течение какого-либо эксперимента, с тем, чтобы описать частоту проявления определенных поведенческих реакций в конкретных условиях или проверить взаимосвязь различных вариантов.

Между тем документы нередко выступают основным и, зачастую незаменимым источником социологической информации. Объективный систематический анализ совокупности текстов дает исследователю надежную информацию об имплицитно присутствующих намерениях коммуникатора. Контент-анализ может с помощью объективных, количественных индикаторов показать, являются ли ваши предположения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными.

Контент-анализ (или анализ содержания) получил в течение последних десятилетий большое распространение. Суть этого метода состоит в выделении сравнительно постоянных элементов текста, затем систематической фиксации данных элементов (единиц изучаемого содержания) с последующей квантификацией, то есть количественным выражением качественных признаков.

 

Суть этого метода сводится к тому, чтобы, найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа употребления определенных терминов, которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей.

Таким образом, его основным недостатком следует считать неполное, не исчерпывающее раскрытие содержания документа.

Контент-анализ обладает своей внутренней структурой:

1) Категории анализа – это понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания).При разработке категорий важно учитывать, что от их выбора будет в значительной степени зависеть характер полученных результатов. Как правило, исследователь стоит перед необходимостью по несколько раз переходить от теоретической схемы к документальным данным, а от них снова к схеме, чтобы выработать категории, соответствующие задачам исследования. Категории должны быть исчерпывающими, т. е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования, отвечать требованию взаимоисключаемости (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям).

Категории должны отвечать требованию надежности, т. е. их следует сформулировать таким образом, чтобы у различных исследователей была достаточно высокая степень согласия по поводу того, какие части содержания следует отнести к той или иной категории. Чем четче определены категории, тем менее проблематичным становится отнесение частей содержания к определенным категориям.

Категории анализа должны быть: а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

2) Единицей анализа, смысловой или качественной, является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию.Выделение единиц анализа представляет собой важную методическую задачу, решение которой зависит от исходных теоретических посылок исследователя, от его мировоззренческих принципов. Например, в исследованиях сообщений массовых коммуникаций, где контент-анализ распространен наиболее широко, определились некоторые «стандартные» смысловые единицы:

· Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов.

· Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах.

· Имена людей, географические названия, названия организаций упоминание какого-либо события.

За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

3) Выбрав смысловую единицу, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет основанием для количественного анализа материала.Она может совпадать или не совпадать с единицей анализа или ее показателем В ходе практической работы были выделены некоторые общие единицы счета, отвечающие различным исследовательским требованиям:

· Время – пространство. Подсчет в этой системе пригоден в основном при исследовании сообщений, передаваемых средствами массовой коммуникации. За единицы счета здесь принимаются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, коло­нок в печатных текстах, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке. Для кино, радио и телевидения единицей счета будет время, отведенное освещению определенного события, или даже метраж израсходованной кино- или магнитной пленки. Измеряется, например, количество сантиметров колонок, частота упоминания тем и размер заголовка. Обычно эти способы дают сходные результаты, однако кодирование по единице пространства, как правило, занимает значительно меньше времени. Следует отметить, что система счета «пространство время» может выявить лишь самые общие характеристики содержания и не подходит для оценки установок -намерений и т. д.

· Частота появления. Самым распространенным способом измерения характеристик содержания является подсчет частот их; употребления, когда фиксируется каждое появление любого признака данной характеристики. В зависимости от того, какие единицы счета выбираются, частота может использоваться для решения различных задач.

Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

 

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

1)классификатор контент-анализа,

2)протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,

3)регистрационная карточка или кодировальная матрица,

4)инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,

5)каталог (список) проанализированных документов.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.085 сек.)