Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые подходы






Важный теоретический прорыв в исследовании экономического роста начался с середины 80-х гг. XX в. Ряд известных ученых использовали новые подходы к построению моделей экономического роста. Это в основном представители американской экономической мысли: Д. Ромер, Р. Лукас,

Ф. Агийон, П. Хоувитт, Дж. Гроссман, Э. Хэлпман и их последователи. Они предусматривали возможность генерации макроэкономической системой технологических изменений, т. е. технологические изменения рассматривались как внутренне присущие данной системе эндогенные свойства. В результате при одном и том же соотношении затрат традиционных факторов производства – труда и капитала – моделируемая система формирует дополнительные импульсы к росту.

Это происходит в основном благодаря накоплению человеческого капитала как способности к активной инновационной деятельности, проявляющейся в создании новой техники, усовершенствовании продукта и производственных процессов. Человеческий капитал является условием производительной деятельности, это накопленный работником образовательный и квалификационный потенциал. Чем выше этот потенциал, тем более восприимчив человек к новому знанию, более мобилен в отношении переподготовки и тем эффективнее используются им материальные ресурсы. Наоборот, если потенциал недостаточен, возможны потери от неадекватных действий или принимаемых решений. С учетом сложности и масштабности современных технологий данные потери могут быть огромные, губительные, катастрофические наконец. Поэтому инвестиции в человеческий капитал в США, например, в два раза превосходят инвестиции в физический капитал.

По мнению Роберта Лукаса, инвестиции в человеческий капитал конкретного индивида приводят к росту производительности труда не только непосредственно его, но и других. Речь идет о существовании своего рода положительных внешних эффектов, возникающих в результате инвестиций в человеческий капитал. По оценке Р. Лукаса, этот эффект весьма значителен. Так, эластичность объема выпуска для США по отношению к внешнему эффекту человеческого капитала составляет 0, 4. Это означает, что образование, профессиональная подготовка, другие составляющие человеческий капитал должны в интересах государства субсидироваться в гораздо большей степени, чем это делается сейчас. (К такому выводу приходит Р. Лукас).

В современных условиях растет интерес к осмыслению роли науки в процессе мирового экономического развития. Важность и значимость накопления новых знаний для успешного экономического развития отдельных отраслей и общества в целом не вызывает серьезных возражений на интуитивном уровне. Тем более что за этим стоит исторический опыт нашей цивилизации. Сложнее обстоит дело с его теоретическим обоснованием.

Это тем более актуально, сейчас, когда развитие науки требует значительных затрат людских и материальных ресурсов, т. е. является довольно дорогим удовольствием.

В целом же экономическая система находится под влиянием большого числа разнородных, но часто тесно взамизависимых факторов, что создает большие трудности для эмпирических исследований и оценок.

Модель Д. Ромера

В основу положены три посылки:

1) одним из важнейших факторов экономического роста являются технологические изменения, представленные как более совершенные инструкции по использованию различных сочетаний сырьевых материалов, имеющихся в распоряжении общества;

2) технологические изменения происходят, благодаря целенаправленной деятельности людей, сориентированных на возникающие рыночные стимулы;

3) создание новых технологий эквивалентно постоянным издержкам производства – дальнейшее использование этих технологий не требует дополнительных затрат со стороны производителя.

В модели Д. Ромера экономика разделена на три сектора.

В первом – исследовательском секторе – производится новое знание путем взаимодействия существующего запаса знания и человеческого капитала, полученное новое знание материализуется в виде новых технологий. Причем знание рассматривается здесь как неконкурентный фактор, который равнодоступен и которым может воспользоваться любой, кто пожелает.

Второй сектор – промежуточный – приобретает у первого полученные знания для производства средств производства (технологическое оборудование). Производители технологического оборудования обладают патентом на выпуск своей продукции, они монополисты и могут извлекать монопольную прибыль при условии, что патент действует долго.

Третий сектор обеспечивает выпуск конечной продукции потребительского назначения, соединяя средства производства, труд и человеческий капитал. Таким образом, производственная функция, предлагаемая Д. Ромером, совпадает с производственной функцией Кобба–Дугласа с одной лишь разницей: капитал в ней представлен не одной переменной, а суммой его составляющих, связанных с приобретением средств производства. Принципиальное значение здесь приобретает структура основного капитала.

Модель предполагает, что человеческий капитал распределяется между первым сектором (исследовательский) и третьим (выпускающий конечную продукцию). Второй сектор, с одной стороны, оплачивает услуги первого сектора, труд ученых по созданию новых технологических разработок, с другой – использует продукцию третьего сектора.

В модели Д. Ромера просматривается зависимость темпа экономического роста под воздействием эндогенного научно-технического прогресса от ставки банковского процента. Компенсация затрат на осуществление

НИОКР растянута во времени, и поэтому ее величина должна быть продисконтирована. И чем выше процентная ставка, тем ниже относительная скорость технологических изменений, а значит, и темп экономического роста.

Темп экономического роста, в свою очередь находится в прямой зависимости от величины человеческого капитала, сосредоточенного в сфере получения нового знания. Это означает, что сфера НИОКР оказывает влияние на экономику не только через новые прикладные идеи и разработки. Сам факт существования науки в модели Ромера является необходимым условием экономического роста, поскольку обеспечивает накопление человеческого капитала. Научное знание имеет двойственную природу: как фактор производства и как внутренняя самоценность.

Таким образом, любое искусственное сдерживание процесса получения нового знания по чисто экономическим мотивам отразится рано или поздно на показателях экономической динамики. Отразится в силу сокращения аккумулированного в сфере НИОКР человеческого капитала, который повлечет сокращение “площади поверхности” этой сферы, где генерируются новые плодотворные идеи и разработки.

Открытая экономика — экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая эко­номика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-эко­номических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных свя­зях, поскольку первые изолированы от новых идей и техноло­гий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специ­фической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наиболь­шей эффективности функционирования национальной экономики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.