Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение денег и бюджетное ограничение правительства






Когда государственный бюджет сводится с дефицитом, казначейство получает деньги для уплаты по государственным долгам путем выпуска облигаций. Кто является потенциальным покупателем облигаций казначейства? По сути, покупатели делятся на четыре категории: иностранцы (общественный либо частный сектор); отечественные домашние хозяйства и фирмы; национальная частная банковская система; центральный банк страны. Во многих экономиках центральный банк — наиболее значительный покупатель облигаций казначейства, и он является также " автоматическим" кредитором. Иногда у центрального банка нет выбора, правительство (исполнительная власть) вынуждает его покупать облигации непосредственно у казначейства. В других случаях центральный банк обладает свободой действий и может покупать облигации не прямо у казначейства, а в ходе операций на открытом рынке. Покупка центральным банком государственных долговых обязательств обычно называется монетизацией бюджетного дефицита.
Фактически, приобретение центральным банком облигаций казначейства позволяет правительству покупать товары и услуги просто путем печатания денег. Долг казначейства центральному банку в действительности не обязательно должен быть выплачен: он представляет собой только долговое требование одной ветви власти к другой. Таким образом, конечный эффект покупки центральным банком долговых обязательств заключается в том, что правительство оплачивает бюджетный дефицит путем увеличения предложения денег, оказывающихся в распоряжении населения. Так как печатание денег обходится недорого, правительство может приобретать товары и услуги с низкими прямыми издержками. Однако на самом деле это ловушка. Монетизация бюджетного дефицита обычно приводит к инфляции. По сути, в этом случае правительство финансирует закупки товаров и услуг посредством инфляционного налога. Эти вопросы мы подробно рассмотрим в гл. 11.
Теперь давайте проанализируем процесс монетизации дефицита более формально.
Dg-Dg.=(Mh-Mh.) + (D*-D*_.).. (9.10)
Уравнение (9.10) весьма важно. Оно говорит о том, что, по сути, существует три способа финансирования бюджетного дефицита (Dg - Dg_l)\ 1) путем увеличения количества денег высокой эффективности (Mh — Mh_{)\ 2) путем увеличения количества облигаций казначейства у населения {If - -,); 3) за счет расходования валютных резервов центрального банка \Е(В* — В*с_,)]. Короче говоря, государство может печатать деньги, делать займы или расходовать свои валютные резервы.
Следует, хотя и кратко, отметить некоторые детали, содержащиеся в этих выводах. Казначейство начинает финансировать свой дефицит только путем заимствования. Но далее, фактически в той мере, в какой центральный банк покупает облигации казначейства, государство финансирует собственный дефицит путем увеличения предложения денег. Если центральный банк впоследствии продает валютные резервы для компенсации увеличения предложения денег, тогда государство финансирует дефицит посредством уменьшения своих валютных резервов. По существу, недостаточно проанализировать, как казначейство финансирует дефицит — оно всегда использует для этого облигации. Мы должны также задаться вопросом: кто покупает облигации и какова проводимая денежная политика?
Таким образом, окончательная формула выглядит так:
(Dl-DSp_{) + (Mh- Mh })-Е(В: - В'с_!) =.
= P(G + Ig -Т) + iDg {-E(i'В'с (9Л2)
Это уравнение иногда называют бюджетным ограничением консоли-дированного общественного сектора, так как оно связывает воедино бюджеты центрального банка и казначейства.
В странах с очень высокой инфляцией население обычно не покупает новых государственных долговых обязательств. Кроме того, резервы центрального банка в этом случае истощены. Поэтому у государства нет других возможностей, кроме финансирования дефицита, равного правой части уравнения (9.12), главным образом с помощью эмиссии денег {Mh — - Mh_{). Теория гиперинфляции — это, как мы увидим в значительной степени теория монетизации фискальных дефицитов.

 


5. Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Внутренние функции государства:

· Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

· Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

· Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

· Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

· Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

· Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

· Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

· Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

· Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

· Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

· Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

· Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

· минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

· создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

· обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Экономическое прогнозирование есть процесс разработки экономических прогнозов, основанный на научных методах познания экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.

Экономическое программирование - система государственного регулирования экономики на основе комплексных общехозяйственных программ.

Бюджетирование — исходя из значения английского слова budgeting, это планирование и разработка бюджетов, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса. Бюджетирование, это процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Директивное, т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов - законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого ВОЗДЕЙСТВИЯ к исполнителям в зависимости от достигнутого конечного результата.

Стратегическое планирование - процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.), как правило в зависимости от достигнутого конечного результата, на средний срок и длительную перспективу и формирование механизма по их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды.

Рассмотренная в модели AD – AS проблема достижения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением может быть интерпретирована как проблема достижения равновесия между созданным валовым внутренним продуктом (совокупное предложение) и планируемыми со стороны населения, бизнеса и государства расходами (совокупный спрос). Модель равновесия “совокупный доход – совокупные расходы”, или “доходы – расходы”, или так называемый кейнсианский крест (крест Кейнса) является достаточно востребованной. Она используется при анализе влияния макроэкономической конъюнктуры на национальные потоки доходов и расходов. Она, в частности, наглядно показывает, какое влияние на совокупный доход может оказывать изменение каждой из составляющих совокупных расходов. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели определяются исходя из того, что равновесие достигается только тогда, когда планируемые расходы (совокупный спрос) равны реальному выпуску (совокупное предложение). Приведем графическую интерпретацию определения равновесия в модели “доходы – расходы”, которую также называют крестом Кейнса (рис. 2.11).

 

 

При ее построении мы используем функции, с которыми познакомились ранее.

1. Функция совокупных расходов:

E = C + I + G + Xn.

2. Функция потребления:

C = c + MPC(Y(спрос) – T).

3. Функция сбережения:

S = s + MPS(Y – T).

4. Функция инвестиций:

I = i = const.

5. Функция государственных расходов:

G = g = const.

Для простоты изложения предположим, что чистый экспорт равен нулю. Вспомним, что с, s, i и g – это автономные (экзогенные) величины, т.е. такие, которые не зависят от величины совокупного дохода текущего года.

Исходным моментом для построения данной модели служит линия под углом 45° к горизонтальной оси, в любой точке этой линии совокупные доходы равны совокупным расходам. Пересечение данной линии в точке Е3 с функцией планируемых расходов (С + I + G + Хn), изображаемой как функция потребления, сдвинутая на величину (I + G + Хn), показывает величину совокупного дохода, при котором устанавливается макроэкономическое равновесие. Наклон функции потребления, как было отмечено в предыдущем параграфе, отражает предельную склонность к потреблению, т.е. изменение в потреблении по сравнению с изменением в доходах.

Если объем производства ниже равновесного (слева от точки Е3) – это означает, что покупатели готовы приобретать товаров больше, чем Фирмы производят, т.е. AD > AS. Фирмы начинают снижать запасы и наращивать производство, т.е. доходы и планируемые расходы выравниваются. И, наоборот, в случае превышения объемов производства над планируемыми расходами (справа от точки Е3) фирмы столкнутся с трудностями реализации и вынуждены будут сокращать производство до выравнивания AD и AS. Для производителя подобные колебания означают, что фактические инвестиции могут включать в себя как запланированные инвестиции, так и незапланированные, которые, как правило, отражаются в изменении товарно-материальных запасов, т.е. именно последние выполняют функцию выравнивающего механизма.

Важный вывод, который следует из этой модели, следующий: расходы определяют уровень производства. Иначе говоря, данная модель иллюстрирует идею Кейнса о том, что чем больше совокупный спрос (Е2 > Е1), тем больше равновесный объем национального дохода (продукта), т.е. того объема производства, к которому тяготеет национальная экономика(Y2 > Y1).

Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, – потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие так называемый мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения совокупного дохода над приращением автономного спроса. Простейшая модель мультипликатора может быть представлена так:

Δ Y = MpΔ E,

где Δ Y – прирост национального дохода (продукта);

Мр – числовой коэффициент, именуемый мультипликатором;

Δ Ε – прирост совокупных расходов/






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.