Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы работы над интонацией вопросительного предложения на уроке русского языка. Продемонстрируйте эту работу на предложенном отрывке.




Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении литературных произведений, насыщенных различными диалогами, прямой речью, риторическими вопросами и восклицаниями.

Вопросительное предложение(ВП) служит для выражения вопроса, обращённого к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чём-то.ВП имеет свою грамматическую форму, которая представлена интонацией, вопросительными словами и частицами, а на письме обозначается вопросительным знаком.

Для вопросительной интонации характерно более или менее значительное повышение тона в конце предложения. Существенная черта- повышение тона на слове, в котором заключена суть вопроса (пр: Отец приедет этим поездом?)

Данный вид работы проводится на уроках русского языка в разделе синтаксис. В начале учащиеся знакомятся с типами предложений по интонации (вопросительное, восклицательное, побудительное). На уроке, посвящённом вопросительному предложению (или часть урока, посвящённая этой теме) учитель рассматривает интонацию при вопросительном предложении.

Форма работы с вопросительным предложением:

1.Учащимся предлагается по знаку в конце предложения определить, какое оно по интонации. Предлагается вспомнить, что в вопросительном предложении следует о чем-то спрашивать, узнавать, выяснять и т.п. Далее учащиеся должны прочитать предложение, сделав логическое ударение на слове сегодня, и проследить за движением голоса. На доске делается следующая запись:

Стрелками обозначается повышение и понижение голоса. Аналогично предложение читается с логическим ударением на слове будет, потом на слове концерт. Устанавливается движение голоса и воспроизводится следующая запись:

После этих наблюдений делается вывод о том, что вопросительное предложение произносится с понижением голоса к концу его и, в особенности, на том слове, на котором делается логическое ударение.

Аналогично делается любое вопросительное предложение из текста.

Билет № 45 (по вашим 46)


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.011 сек.)