Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образования детей с нарушениями зрения






 

Разработка этой педагогической системы опирается на пред-
ставления о наличии определенного своеобразия в психофизи-
ческом развитии детей дошкольного возраста, находящихся в ус-
ловиях зрительной депривации, которое обнаруживается в ряде
проявлений:

- некотором общем отставании физического и психического
развития по сравнению с нормально видящими сверстниками,
обусловленном меньшей активностью в познании мира, ограни-

ченным и бедным запасом представлений об окружающем мире,
недостаточной тренированностью двигательной сферы, ограни-
ченностью освоенного пространства;

несовпадении темпов активного развития определенных пси-
хических свойств и качеств с темпами их развития у нормально
видящих сверстников, что связано с необходимостью вырабаты-
вать свои специфические способы и приемы познания предмет-
ного мира, свои социально-адаптивные навыки, несвойственные
нормально видящим;

диспропорциональности психического развития (Л.И.Солн-
цева), выражающейся в том, что одни процессы и стороны лич-
ности, наименее зависимые от зрения (речь, мышление), разви-
ваются быстрее, хотя и своеобразнее, а другие — медленнее (дви-
жение, овладение пространством).

Своеобразие развития детей дошкольного возраста с наруше-
ниями зрения обусловливает необходимость определения органи-
зационно-содержательных характеристик педагогической систе-
мы дошкольного образования с учетом не только общевозрастных
закономерностей, но и особенностей их психофизического раз-
вития, имеющих различный характер, и глубины зрительных на-
рушений. Их воспитание и обучение может осуществляться как в
условиях семьи (семейное воспитание), так и в дошкольных уч-
реждениях.

Домашнее воспитание и обучение детей дошкольного возрас-
та, находящихся в условиях зрительной депривации, имеет свою
специфику и требует от родителей высокого уровня готовности
принять ребенка с нарушениями зрения и доброжелательно отно-
ситься к нему, а также твердого желания активно участвовать в
его воспитании и обучении. Эффективность такого воспитания и
обучения во многом определяется наличием у родителей знаний
об особенностях развития ребенка, о влиянии первичного дефек-
та на формирование психических функций, двигательных, соци-
альных и учебных умений; зависит от их стремления овладеть спо-
собами и приемами формирования и развития у ребенка навыков
ориентировки в пространстве, умения общаться со сверстниками
и взрослыми, обслуживать себя, познавать окружающий мир при
помощи сохранных анализаторов. При этом родители должны ре-
гулярно получать консультативную помощь тифлопедагога, пси-
холога, офтальмолога и других специалистов.

Кроме того, в ходе домашнего воспитания и обучения ребенка
с нарушениями зрения необходимо: обеспечить безопасную для
ребенка среду, благоприятные условия жизни и хороший психо-
логический климат — доброжелательное отношение со стороны
всех членов семьи. Вместе с тем излишняя концентрация внима-
ния на таком ребенке, проявления жалости к нему со стороны
родителей или людей, его окружающих, могут негативно отра-

зиться на формировании у него самоотношения и самооценки,
на его взаимодействии с внешним миром, способствовать фор-
мированию отрицательных черт характера (неуверенности, пас-
сивности, эгоизма, иждивенчества, боязливости и др.). Неблаго-
приятно сказываются на формировании личности и создание чрез-
мерно щадящего режима, ограничение активности и самостоя-
тельности ребенка, окружение его неоправданной опекой.

Особое внимание родители должны обращать на организацию
взаимодействия с ребенком, в ходе которого взрослому необхо-
димо комментировать все свои действия, обеспечивать ребенку
возможность непосредственного восприятия окружающих пред-
метов и объектов, их исследования с помощью сохранных анали-
заторов, а также его общения не только со взрослыми, но и со
сверстниками, формируя у него речевые и неречевые средства
взаимодействия.

В процессе домашнего воспитания и обучения ребенка с нару-
шениями зрения необходимо особое внимание уделять его физи-
ческому состоянию (коррекции и профилактике вторичных нару-
шений физического развития, нивелированию навязчивых дви-
жений и др.) и развитию познавательной деятельности (помочь
ребенку в овладении компенсаторными способами восприятия
предметов и объектов окружающего мира, обеспечить активиза-
цию сохранных анализаторов, формировать социальные навыки
и навыки ориентировки в пространстве и др.). Постоянно следует
заботиться о формировании и закреплении положительных свойств
личности: активности, самостоятельности, аккуратности, общи-
тельности, открытости и др. — и предотвращении закрепления
отрицательных качеств.

Наряду с воспитанием в семье ребенок с нарушениями зрения
может получить образовательные услуги в государственных до-
школьных учреждениях. В нашей стране для детей с нарушениями
зрения действуют такие учреждения, как специальные (коррек-
ционные) ДОУ III и IV видов (детские сады компенсирующего
вида), комплексы «Детский сад — начальная школа», детские дома
для детей с нарушениями зрения, оставшихся без попечения ро-
дителей. Кроме того, общественное дошкольное воспитание де-
тей, находящихся в условиях зрительной депривации, может осу-
ществляться в специальных группах, организованных в общеоб-
разовательных дошкольных учреждениях (детских садах комбини-
рованного вида).

Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, в дошколь-
ных учреждениях направлена на решение задач как общего харак-
тера (обеспечение жизнедеятельности и сохранение здоровья вос-
питанников, всестороннее развитие и подготовка к обучению в
школе), так и специальных — лечение, возможное восстановле-
ние и развитие нарушенных функций, коррекция и профилакти-

ка отклонений в развитии, формирование компенсаторных спо-
собов познания мира. Успешность реализации всех этих задач оп-
ределяется соблюдением следующих условий:

обеспечение комплексной диагностики детей с нарушения-
ми зрения и ориентация на ее результаты при выборе содержа-
ния, методов и средств обучения, воспитания и коррекции от-
клонений в развитии;

сочетание коррекционно-педагогической и коррекционно-
психологической работы с лечебно-восстановительной;

активное совместное участие воспитателей, тифлопедагогов,
логопедов, психологов, медицинских работников в решении ука-
занных выше задач;

обязательное соблюдение офтальмо-гигиенических условий
обучения и воспитания детей, находящихся в условиях зритель-
ной депривации;

создание специальной коррекционно-развивающей среды;

привлечение родителей к решению задач, связанных с вос-
становлением нарушенных у ребенка функций, коррекцией и
профилактикой отклонений в развитии, с формированием ком-
пенсаторных способов познания мира.

Общие задачи, стоящие перед ДОУ, принявшими на себя вос-
питание и обучение детей с нарушениями зрения, решаются в
системе работы, предусмотренной и для дошкольников с нор-
мальным зрением, т.е. в процессе занятий по развитию речи,
формированию элементарных математических представлений,
ознакомлению с окружающим миром, изобразительному искус-
ству, физическому воспитанию, трудовому обучению во время
игры. Школы для слепых (коррекционно-образовательные учрежде-
нияIII вида) и для слабовидящих (коррекционно-образователь-
ные учреждения IV вида) являются составной частью единой го-
сударственной системы специального образования и функциони-
руют на основе присущих ей принципов. Система обучения и вос-
питания детей с особыми образовательными потребностями опи-
рается на следующие научно-методические основания: учение о
разностороннем развитии личности; естественно-научные осно-
вы компенсации слепоты и слабовидения; концепции о единстве

биологических, социальных и аномальных факторов в развитии
людей с нарушениями зрения, о ведущей роли целенаправленно-
го обучения в коррекции и компенсации недостатков в развитии
(М.И.Земцова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, В.А.Фе-
октистова и др.). При реализации организационно-содержатель-
ных принципов обучения и воспитания слепых и слабовидящих
учитываются определенные изменения контингента детей школь-
ного возраста, проявляющиеся, во-первых, в увеличении числа
детей, имеющих остаточное зрение; во-вторых, в возможности
возникновения у ребенка не одного, а двух и более зрительных
заболеваний; в-третьих, в увеличении числа детей, у которых об-
наруживаются дополнительные нарушения развития, наиболее
характерными из них являются нарушения центральной нервной
системы.

Наличие зрительной депривации обусловливает определенные
трудности в осуществлении слепыми и слабовидящими детьми
учебно-познавательной деятельности, что проявляется в услож-
нении для них многих процессов:

формирования зрительных образов — затруднения в различе-
нии цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких,
неполных или неадекватных зрительных образов и т.д.;

ориентировки в своем собственном теле, на рабочей поверх-
ности, в микро- и макропространстве и др.;

- усвоения и использования практических навыков;

овладения навыками письма и чтения — заторможенность
зрительно-моторной координации, трудности в запоминании букв,
различении конфигураций сходных по написанию букв, цифр и
их элементов, в копировании букв и цифр и др.;

осуществления мыслительных операций — анализа, синтеза,
сравнения, обобщения и др.

В связи с этим наряду с общими образовательными задачами
перед школами для слепых и слабовидящих детей встает необхо-
димость решения задач специальных, направленных на восста-
новление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразви-
тых функций, а также профилактику возникновения вторичных
отклонений в развитии. Поэтому и содержание, и методы работы
школ III и IV видов предусматривают необходимость выполнения
следующих функций: учебно-воспитательных, коррекционно-раз-
вивающих, офтальмо-гигиенических, лечебно-восстановительных,
социально-адаптационных и профориентационных.

Организационная специфика школ слепых и слабовидящих
детей проявляется:

в функционировании преимущественно в режиме школ-ин-
тернатов или школ полного рабочего дня;

в увеличении срока обучения на один год (срок обучения
слепых и слабовидящих с нормальным интеллектом — 12 лет,

срок обучения слепых и слабовидящих, имеющих нарушения ин-
теллекта, — 10 лет);

в учете общих закономерностей и специфических особенно-
стей развития детей, находящихся в условиях зрительной депри-
вации, с опорой на их здоровые силы и сохранные возможности;

в модификации учебных планов и программ, перераспреде-
лении учебного материала и изменении темпа его прохождения;

в дифференцированном и индивидуальном подходе к детям,
уменьшении наполняемости воспитательных групп и классов (для
слабовидящих — до 12 человек, для слепых — до 9, для детей с
комплексным дефектом — до 5 человек);

в применении специальных форм, методов и приемов рабо-
ты, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехни-
ческих средств обучения;

в специальном оформлении учебных классов и кабинетов,
создании офтальмо-гигиенических условий, отвечающих потреб-
ностям слепых и слабовидящих детей, организации лечебно-вос-
становительной работы;

в усилении работы по социально-трудовой адаптации и са-
мореализации выпускников.

В школах III и IV видов предусмотрены три ступени обучения:
первая — начальная школа (с I по IV класс), вторая — ос-
новная школа или неполная средняя (с V по X класс), третья —
средняя школа (с XI по XII класс). Эти ступени соответствуют
трем основным этапам развития человека — детству, отрочеству,
юности.

Школа 1-й ступени призвана обеспечить становление лично-
сти ребенка, целостное развитие его потенциальных возможно-
стей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школь-
ников умения и желания учиться. Учащиеся начальной школы
приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются
чтению, письму и счету, пониманию изображений, овладева-
ют элементами наглядно-образного и теоретического мышления.
В целях восстановления, коррекции и компенсации нарушенных
и недоразвитых функций проводятся фронтальные, групповые и
индивидуальные специальные коррекционные занятия. В ходе та-
ких занятий у учащихся повышается уровень развития сохранных
анализаторов, формируются компенсаторные способы познания
окружающего мира; дети овладевают элементарными приемами
личной гигиены и самообслуживания, мобильности, двигатель-
ной активности, ориентировки.

В школе 2-й ступени закладывается прочный фундамент обще-
образовательной и трудовой подготовки, необходимой учащимся
для продолжения образования и полноценного включения в жизнь
общества. Неполная средняя школа развивает потенциальные за-
датки подростка, формирует научное мировоззрение и способно-

сти к социальному самоопределению, расширяет область позна-
ния различных видов трудовой деятельности и возможность овла-
дения ими с учетом профессионального обучения и трудоустрой-
ства. В средней школе продолжается работа по коррекции позна-
вательной, личностной, двигательной сфер, по гигиене и охране
зрения.

Школа 3-й ступени обеспечивает завершение общеобразова-
тельной подготовки и курса профессионального обучения на ос-
нове его дифференциации. Здесь созданы условия для наиболее
полного учета интересов учащихся, для их социально-психологи-
ческой адаптации, активного включения в жизнь современного
общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный
план вводятся факультативные занятия по выбору самих школь-
ников.

Обучение детей с нарушениями зрения ведется по специаль-
ным учебным планам, программам, учебникам. В нашей стране
реализуется дифференцированное обучения слепых и слабовидя-
щих, что достигается за счет специальных учебных программ и
учебников для каждой категории учащихся. Учебные планы школ
III и IV видов имеют общеобразовательный и компенсаторно-адап-
тационный блоки. Первый содержит общеобразовательные дис-
циплины, предусмотренные для соответствующей ступени обуче-
ния; в компенсаторно-адаптационный блок входят коррекцион-
ные предметы.

Программы по общеобразовательным предметам по объему и
содержанию изучаемого материала соответствуют аналогичным
программам общеобразовательной массовой школы. При этом они
построены с учетом особенностей развития слепых и слабовидя-
щих. В них предусмотрена необходимость коррекционно-компен-
саторной работы, направленной на развитие восприятия, конк-
ретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного
мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и
регуляции движений с помощью сохранных анализаторов, а так-
же компенсаторных приемов познания предметов и явлений ок-
ружающего мира.

Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабо-
видящими по скорости, полноте и точности уступает его воспри-
ятию нормально видящими сверстниками, а представления детей
с нарушенным зрением об окружающем их реальном мире бед-
ны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, в программах по
общеобразовательным предметам увеличено время на выполне-
ние измерительных действий, проведение наблюдений, опытов и
экскурсий, кроме того, в них введены предметные уроки, обес-
печивающие формирование у школьников, находящихся в усло-
виях зрительной депривации, более полных и адекватных пред-
метных представлений.

В ходе изучения дисциплин, входящих в общеобразовательный
цикл, наряду с обучающими, воспитывающими и развивающими
задачами решаются коррекционные задачи, в результате чего каж-
дый общеобразовательный урок содержит определенный коррек-
ционно-развивающий потенциал. Так, на всех уроках большое вни-
мание уделяется формированию представлений на основе обога-
щения чувственного опыта учащихся, установлению соответствия
между словом и конкретным образом предмета, умению работать
с рельефными, объемными наглядными пособиями, овладению
ориентировочными навыками в микро- и макропространстве, вы-
делению сигнальных признаков предметов при помощи сохран-
ных анализаторов и т.д.

Компенсаторно-адаптационный блок учебных планов включа-
ет специальные занятия — по развитию зрительного восприятия,
осязания и мелкой моторики, по ориентировке в пространстве,
социально-бытовой ориентировке, формированию коммуникатив-
ной деятельности, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции
нарушений речи.

Кроме того, программами по общеобразовательным дисцип-
линам и специальным предметам предусмотрено использование
средств коррекции и компенсации познавательных возможностей
слепых и слабовидящих с помощью оптических приспособлений,
тифлоприборов, рельефно-графических (для слепых) и плоско-
печатных (для слабовидящих) пособий.

Содержание учебников для детей с нарушениями зрения иден-
тично содержанию учебников массовой общеобразовательной
школы. Однако в оформлении учебников для слепых и слабовидя-
щих имеется определенная специфика. Тексты в учебниках для
слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе
Л.Брайля (шеститочечная система) и снабжены рельефными ри-
сунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное
зрение, выпускаются учебники, сочетающие рельефную и цвет-
ную печать. В учебниках для слабовидящих использован более круп-
ный плоскопечатный шрифт и имеются адаптированные (отсут-
ствуют мелкие детали, и выведены более четкие контуры и т.п.)
цветные иллюстрации.

В школах для детей с нарушениями зрения широко использу-
ются тифлотехнические средства обучения. В основе тифлотехни-
ческих средств компенсации нарушенных функций зрительного
анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуаль-
ной информации в сигналы, доступные для восприятия посред-
ством слуха и осязания (сохранных анализаторов). Функции при-
емника световых сигналов выполняет тифлоприбор.

Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехни-
ческих средств осуществляется путем усиления (повышения уров-
ня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обуслов-

ленных неполноценностью зрительного анализатора, что дости-
гается усилением яркости, контрастности, угловых размеров изоб-
ражения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В школах для
слепых и слабовидящих повсеместно используются специальные
оптические средства — лупы (ручные, опорные, стационарные),
очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные),
монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппа-
раты (эпи- и диапроекторы). Применяются также телевизионные
увеличивающие устройства для индивидуального и коллективно-
го пользования, создающие более чем 60-кратное увеличение и
компьютерные программы. В процессе обучения слабовидящих ус-
пешно пользуются специальными замкнутыми телевизионными
устройствами, позволяющими проводить фронтальную работу. Для
школьников, имеющих нарушения поля зрения (трубчатое зре-
ние, гемианопсия), разработаны специальные оптические систе-
мы, в необходимых пределах расширяющие поле зрение. В тех слу-
чаях, когда зрение ухудшается при повышенной освещенности,
употребляются светотехнические средства в виде светозащитных
корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла
с покрытием.

Для слепых разработаны различные по назначению и сложно-
сти технические устройства и приспособления — трости для обес-
печения возможности самостоятельного передвижения, грифели
и приборы для ручного письма по системе Л.Брайля, для плоско-
го письма и рельефного рисования, специальные пишущие ма-
шинки и т.д.

Большое место в учебном процессе занимают компьютеры,
снабженные брайлевскими экранами (брайлевской строкой), пре-
образующие плоскопечатные буквы в азбуку Брайля, а также прин-
терами, воспроизводящими тексты брайлевским шрифтом. При
наборе действуют системы распознавания речи, которые могут
воспроизводить текст «на слух» и преобразовывать в слова: компью-
тер как бы пишет «под диктовку» и воспринимает простейшие
голосовые команды. Слабовидящим в работе помогают монито-
ры, создающие на экране увеличенный текст.

На уроках по физической культуре, на занятиях по ЛФК и
ритмике используются специальные тренажеры, звуковые мише-
ни, звучащие мячи и т.п. На уроках трудового и профессиональ-
ного обучения специальные технические средства и приспособле-
ния позволяют слепым и слабовидящим школьникам осуществ-
лять сборку электротехнических и радиоэлектронных устройств,
производить механическую обработку разных материалов, холод-
ную штамповку и другие операции.

В изучении предметов гуманитарного цикла и в воспитатель-
ной работе большую помощь оказывают «говорящие» книги,
представляющие собой записи книг, тиражированные на раз-

личных носителях, а также специальные устройства для их про-
слушивания.

Неотъемлемой частью деятельности школ для слепых и слабо-
видящих детей является организация лечебно-восстановительной
и профилактической работы, которая осуществляется врачами-
специалистами — офтальмологом, педиатром, психоневрологом —
и средним медицинским персоналом. Лечебная работа направлена
на сохранение здоровья учащихся, предупреждение возникнове-
ния различных заболеваний, на максимальное восстановление,
улучшение и охрану зрения. В обязанности офтальмолога и сест-
ры-ортоптистки входят:

периодический осмотр и обследование состояния зрения уча-
щихся школы;

консервативное лечение глазных заболеваний (медикамен-
тозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);

своевременное направление в стационар учащихся, нуждаю-
щихся в хирургическом вмешательстве;

активное плеоптическое, плеоптоортоптическое, компьютер-
ное лечение;

- проверка и назначение оптической коррекции;

- создание и соблюдение офтальмо-гигиенических условий обу-
чения и воспитания школьников с учетом различного характера и
степени имеющихся у них зрительных нарушений.

В зависимости от показаний проводится консультирование уча-
щихся в специализированных клинических центрах.

Особое место в школах для детей с нарушениями зрения зани-
мают трудовое обучение и профориентация, которые реализуют-
ся с учетом специфических возможностей, возрастных особенно-
стей и интересов учащихся.

Первоначальное трудовое обучение (I — IV классы) предусмат-
ривает привитие интереса и любви к труду, ознакомление уча-
щихся с элементами технических, сельскохозяйственных и об-
служивающих работ. В этот период ученики получают элементар-
ные сведения об основных свойствах некоторых материалов (бу-
маги, картона, жести, проволоки, глины и др.), знакомятся с
устройством, назначением и применением рабочих и измеритель-
ных инструментов (метра, масштабной линейки, угольника, ру-
летки, различных шаблонов и др.), усваивают основные понятия
мер длины, веса и объема. Большое внимание уделяется бытовому
труду и самообслуживанию.

В основной школе (V — X классы) трудовое обучение приобре-
тает политехнический характер и предусматривает активное во-
влечение школьников в общественно полезный труд. Расширяют-
ся знания и умения учащихся в сфере труда:

- технического — они изучают элементы электроники, маши-
новедения, овладевают приемами пользования инструментами и

способами обработки разных материалов, выполняют различные
практические работы;

сельскохозяйственного — школьники получают знания о пре-
обладающих в данной местности овощных, плодово-ягодных и
цветочно-декоративных растениях, овладевают навыками их вы-
ращивания и ухода за животными;

обслуживающего — подростки усваивают знания и умения
по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, ухо-
ду за одеждой.

На этом этапе начинается профориентационная работа —
школьники знакомятся с разными профессиями, доступными
людям с нарушениями зрения.

В средней школе (XI—XII классы) осуществляется широко-
профильная трудовая подготовка с вовлечением учащихся в об-
щественно полезный производительный труд, организованный
в условиях школы или на предприятиях, формируется психоло-
гическая готовность к выбору профессии. В перечень профессий,
на которые ориентированы школы для слепых и слабовидящих,
входят массаж, машинопись (слепой метод), переплетные, ма-
шиносборочные, электромонтажные и картонажные работы,
вязание, плетение, игра на различных музыкальных инструмен-
тах и их настройка, пение, швейные работы, раскрой тканей по
шаблону, ручная обработка металла (нарезка, плавка, штампов-
ка и др.), штамповка пластмассовых изделий, расфасовка, ук-
ладка, упаковка заготовок, полуфабрикатов и готовой продук-
ции, наклейка ярлыков.

Работа по профориентации наряду с расширением знаний о
различных профессиях включает формирование психологической
готовности к выбору профессии, знакомство с сущностными ха-
рактеристиками видов деятельности в рамках выбранной профес-
сии.

Одной из важнейших задач школ для детей, имеющих наруше-
ния зрения, является воспитание учащихся, которое прежде все-
го направлено на их социализацию. Социализация обеспечивает
детям и подросткам, находящимся в условиях зрительной депри-
вации, овладение определенной системой ценностей, установок,
знаний, умений, норм межличностного взаимодействия, правил
поведения. Однако эти школьники по сравнению со зрячими свер-
стниками испытывают значительные трудности в познании об-
щественно значимых ценностей, в их присвоении и превращении
в личные ориентиры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.