Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы, история социальной педагогики






Термин " педагогика" произошел от двух греческих слов: pais, paidos - дитя, ребенок, ago - веду, что означает " ведущий дитя", или " детоводитель". По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки - педагогика.

Слово " социальный" (от лат. socialis) означает - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества.

Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

По утверждению А.В. Мудрика, социальная педагогика - это " отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных". [14]

По мнению В.Д.Семенова, " Социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания". [6]

Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) государства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспитания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции активности человека в социальном самосовершенствовании. [13]

Социальная педагогика - это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего поколения. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения.

Социальная педагогика - это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации. Социальная педагогика как теория - это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становление личности, социального управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.

Социальная педагогика как практика - это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.

Социальная педагогика как учебная дисциплина - это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из основных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими.

К методологическим основам социальной педагогики в широком смысле следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, социальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это - цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педагогической действительности.

Основные категории социальной педагогики - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. Сущность категорий рассматривается в соответствующих главах пособия.

Назначение (цель) социальной педагогики - способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Предмет социальной педагогики - социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия сто реализации.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отражающих ее содержание. Функции (от лат. functio - отправление, деятельность) - обязанность, круг деятельности, назначение. Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним относятся:

Познавательная - исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

Научная - изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические явления.

Диагностическая (оценочная) - диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

Прогностическая - определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).

Объяснительная - описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования.

Адаптационная - деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).

Преобразующая - социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.

Коррекционная - направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.

Реабилитационная - направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

Мобилизационная - направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.

Профилактическая (защитно-профилактическая) - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

Образовательная - исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

Управленческая - направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Задачи педагогики. Они подразделяются на общие - теоретические, практические и частные - по отраслям практической деятельности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям - теоретическому, практическому и образовательному.

Задачи социопедагогики:

осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;

исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

использование факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;

исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.

Задачи социального воспитания:

исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.

Задачи изучения человека как социальной единицы:

исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;

исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;

выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:

выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах и др.

Основные принципы социальной педагогики. Проблема принципов в социальной педагогике связана с разработкой теоретико-методологических основ. Она позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность социально-педагогического процесса.

Слово " принцип" (от лат. principium) означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более общим, а правило - видовым, т.е. более частным. По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности. Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило - это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Общие вопросы теории и практики специального образования

Метод обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (определение И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина).
Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (И.М. Назарова).
Меголы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями,
По классификации Ю.К. Бабанского в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы:
организации и осуществления учебно -познавательной деятельности;
стимулирования и мотивации учения;»/ контроля и самоконтроля.
К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся перспективные - передача и воелрия1ме учебной информации посредством чувств; особенные — лекция, рассказ, беседа;
наглядные — демонстрация, иллюстрация;
практические — упражнения, опыты;
логические — индуктивные, дедуктивные, аналогии;
гностические — организация и осуществление мыслительных операций — проблем но -по исковые, репродуктивные, исследовательские;
самоуправления учебными действиями — самостоятельная работа с книгой, приборами.
Методы стимулирования и мотивация учения:
формирование интереса к учению — познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний;
формирование долга и ответственности в учении - поощрение, порицание и др.
Методы контроля и самоконтроля — различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др.
В практике специального образования общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами взаимодействия учителя и учеников. Отбор методов специального образования должен проводиться в соответствии с природой образовательных потребностей детей: на начальной стадии могут быть ведущими наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения; словесные методы применяются на начальных этапах обучения лишь в качестве дополнительных - вследствие нарушения развития речи при любых отклонениях. В качестве ведущих используются на более поздних этапах овладения материалом в сочетании с наглядными и практическими;
логические и гностические методы используются ограниченно — из-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии;
сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность работы.
Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
По А. С. Макаренко - " инструмент прикосновения к личности".
Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода -
Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой, но в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.
Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач.
По классификации И. Щукиной выделяются следующие группы методов воспитания:
формирование сознания личности ~ рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
организация деятельности и формирование опыта общественного поведения — упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации:
стимулирование поведения и деятельности — соревнование, поощрение, наказание.
4. На практике методы воспитания выступают сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств форм организации воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель учитывает:
закономерности и движущие силы воспитания;
индивидуально-типологические особенности и уровень воспитанности детей;
природу конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок.
Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.
Н.М. Назарова отмечает, что наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, задержка психического развития, речевые и слуховые недостатки) такие методы:
- упражнение; приучение;
- воспитывающие ситуации,
- арттерапия (помощь средствами искусства).
Приучение и упражнение целесообразно сочетать с объяснением, беседой, инструктажем, примером и т. п.
Воспитательные возможности беседы, рассказа, разъяснения на начальных этапах специального образования имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, интеллектуальной недостаточности, бедности социального опыта детей, имеющих отклонения в развитии, В этом случае более эффективным является метод примера.
Методы стимулирования поведения и деятельности детей с особыми образовательными потребностями должны применяться обоснованно, в соответствии с воспитывающей ситуацией, с учетом гребований индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребенка. Так, не следует злоупотреблять поощрением, в противном случае оно может породить зазнайство и самоуспокоенность.
В подростковом и юношеском возрасте педагогически целесообразны методы формирования сознания личности и методы стимулирования.
Согласно ст. 15 Закона РФ " Об образовании" применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопустимо,
5. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (по Б.Т. Лихачеву).
Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развитии их личностных свойств и нравственных качеств. Она - организационно-методический инструментарий педагогического процесса и не существует в отрыве от его общей методологии, целей и содержания.
Педагогическая технология реализуется в конкретных технологических процессах.
Разработка оригинальных педагогических технологий является в настоящее время одним из самых перспективных направлений развития специальной педагогики.


^ Виды нарушений психофизического развития детей.

В дефектологии выделяют следующие виды нарушений психофизического развития:


Нарушения интеллекта (умственная отсталость)14- стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). Понятие " умственная отсталость" включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция15. Умственная отсталость, в зависимости от выраженности нарушений, подразделяется на степени 16:


Дебильность – умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может обучаться по специальным программам образовательных школ, овладеть несложными рабочими профессиями.

Имбецильность - умственная отсталость в такой степени, когда ребенок имеет глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально – волевой сферы, он может овладевать речью и усваивать несложные навыки самообслуживания и обслуживающего труда.

Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости. Детям, страдающим идиотией недоступно осмысление окружающего мира, речь развивается крайне медленно или не развивается вообще, нарушена моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, затруднено формирование элементарных навыков самообслуживания. Часто такие дети ведут лежачий образ жизни.

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: лёгкую, умеренную,
тяжелую, глубокую

Выделяют три диагностических критерия умственной отсталости:


клинический (наличие органического поражения головного мозга),


психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности),


педагогический (низкая обучаемость).


Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей разрабатывает олигофренопедагогика.

Помощь умственно отсталым детям в Российской Федерации осуществляется учреждениями Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, а также общественными и благотворительными организациями.


^ Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития (" задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.


М. С. Певзнер и Т.А. Власовой (1966, 1971) были выделены две основные формы ЗПР:


ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом.


ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка.


К. С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала 4 варианта ЗПР 17:


^ ЗПР конституционального происхождения, которое определяется наследственностью.


ЗПР соматогенного происхождения, появляющееся вследствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии.


^ ЗПР психогенного происхождения.


ЗПР церебрально-органического происхождения, обусловленное более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур вследствие патологии беременности, в том числе тяжелого токсикоза, перенесенного матерью вирусного гриппа, малярии, гепатита, алкоголизма и наркомании матери или отца; родовых патологий, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия, тяжелые заболевания на первом году жизни, тяжелые инфекционные заболевания.


^ В отличие от олигофрении для ЗПР характерно:


не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т. е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений;


проявление познавательного интереса, возможность понимать инструкцию, действовать целенаправленно, самостоятельно или с помощью взрослого планировать свои действия, способность варьировать и находить оптимальные способы решения;


возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания, дают словесный отчет.


Дети в зависимости от типа ЗПР имеют свои отличительные особенности развития18.

Диагностика ЗПР и выявление детей " группы риска" возможны уже в дошкольном возрасте в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада. Блинова Л.П. в своей работе описала основные диагностические признаки ЗПР19.

^ Виды коррекционной помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объёма и темпа работы.

^ Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо - речевой памяти, слухо - двигательной и зрительно - двигательной координации и т.д.).

Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно - развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.

С 1981 создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с разными формами задержки психического развития (ЗПР), которые и входят в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений Министерства образования РФ.
Разработаны организационно-педагогические условия обучения и воспитания детей с ЗПР
(щадящий режим, меньшая наполняемость классов, соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности детей, увеличение на один год сроков обучения в начальной школе), а также специальные образовательные программы.

^ 3 Нарушения слуха20, к которым относят тугоухость и глухоту21.

К категориям детей с нарушениями слуха относят: детей со стойким двусторонним нарушением слуха, при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

Нарушения слуха разделяются на:


Временные нарушения возникшие вследствие некоторых заболеваний (простуды, отиты), серных пробок, аномального строения наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.). Такие нарушения называются кондуктивными и устраняются методами консервативного лечения или с помощью оперативного вмешательства.


Стойкие нарушения связаные с поражением внутреннего уха — сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость и глухота. В этих случаях восстановить слух невозможно, речь может идти лишь о поддерживающей терапии и профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.


^ Причины нарушений слуха: заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп), родовые травмы, ослабленное здоровье ребёнка, если он родился недоношенным, наследственность, детские инфекции и другие заболевания, применение ототоксичных антибиотиков, травмы головы. Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка.

^ 4 Нарушения зрения22. К нарушениям зрения относят: слепоту, остаточное зрение, слабовидение, косоглазие23.

Причины нарушений зрения: врождённая патология глаз; наследственность, обусловливающая появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.; аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие.

Для слабовидящих и слепых детей создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения: дошкольные учреждения и школы-интернаты.

^ 5 Нарушения речи24- отклонения от принятой в данной языковой среде речевой нормы, полностью или частично препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности социальной адаптации человека, как правило, обусловленные отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствующие возрасту, самостоятельно не преодолевающиеся и оказывающие влияние на психическое развитие.

Специфика нарушений зависит от времени их проявления (в процессе речевого развития или после его завершения); от уровня психического и интеллектуального развития; от влияния окружающей среды и других факторов. Нарушения речи в коррекционной (специальной) педагогике рассматриваются с позиций этиологии, патогенеза, системного строения речевой деятельности.

Наиболее продуктивными для организации коррекционно-педагогического воздействия являются клинико-педагогическая и психолого - педагогическая классификации нарушений речи25.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями речи входят в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Дошкольные образовательные учреждения — наиболее массовая форма; устраняют нарушения и готовят к обучению в общеобразовательной школе. Осуществляют индивидуально-ориентированную логопедическую помощь детям с ОНР, ФФН, заикающимся и детям с нарушением звукопроизношения.
^ 6 Нарушения опорно-двигательного аппарата - отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений. Встречаются у 5-7% детей. Причины: заболевания нервной системы (детский церебральный паралич26, полиомиелит), врожденные деформации (аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей) или приобретённые заболевания (полиартрит и др.) и травмы. Для всех заболеваний и повреждений основным является двигательный дефект — задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Разработана система раннего выявления детей с детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для таких детей включает специальные ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры. Общее образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата основывается на базисном плане общеобразовательной школы. Одновременно проводятся занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций, логопедические занятия. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата успешно обучаются программированию, делопроизводству, основам бухгалтерского учёта, художественному творчеству, радиоделу, архивному делу, иностранным языкам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.