Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка




Ряд исследователей подросткового возраста объясняют его психологическую специфику через биологическое созревание. К их числу принадлежит Ш.Бюлер. Главным фактором возрастного развития она считала наступление половозрелости. Половозрелость сопровождается особыми психическими явлениями, которые Ш.Бюлер назвала психической пубертатностью, разводя понятия психической и телесной пубертатности. Период психической пубертатности удлиняется в цивилизованном обществе, как, впрочем, и усложняется по содержанию и характеру протекания. Нижней границей пубертатности Ш.Бюлер считает десять-одиннадцать лет, верхней – восемнадцать. Предваряет появление психической пубертатности подростковое бунтарство: необузданность и драчливость, исчезновение подчинения авторитету. Это «хорошая» заявка на первую «негативную» фазу пубертатности, которая характеризуется следующими чертами:

-повышенной чувствительностью и раздражительностью;

-физическим и душевным недомоганием;

-неудовлетворенностью собой и миром;

-враждебность к миру;

-непослушанием, занятием «запрещенными» делами;

-«пассивной меланхолией» и «агрессивной самозащитой»;

-общим снижением работоспособности.

Негативная фаза длится примерно два года, ее окончание связано с телесным созреванием. Во вторую позитивную фазу подросток вступает не столь беспокойным и отчаянным. Его ведущими эмоциями становятся принятие мира и радость от этого принятия. Позитивная фаза психической пубертатности обусловлена появлением потребности в дополнении Данная потребность удовлетворяется через сближение с существом другого пола: «Я» раскрывается для встречи с «Ты». «Любовь дает выход самому тяжелому напряжению» (Ш. Бюлер).

Отталкиваясь от результатов исследований Ш. Бюлер, определим свое представление о физиологическом созревании подростка и его «психологическом сопровождении» Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом, усиленным обменом веществ, формированием и активным функционированием желез внутренней секреции - «гормональной бурей». В биологическом плане подростковый возраст – это период завершения детства, период полового созревания, которое характеризуется появлением воспроизводящей (детородной) функции. Половое созревание влияет на поведение подростка как непосредственно, так и опосредованно – через социальные условия его существования. Половое созревание условно можно представить двумя этапами. На первом нарастает активность многих биологических центров, но еще без перестройки половых желез. Центральная нервная система, гипофиз, гипоталамус приходят в состояние большой активности, вследствие чего (хотя и повышается возможность самоконтроля), возбуждение преобладает над торможением. Это может вызвать ряд отклонений в поведении: безразличие к важным событиям при бурном возмущении по пустяку; равнодушие к оценкам взрослых; поведенческий негативизм (идут наперекор требованиям или отвечают отказом на просьбы); нарушение эмоционального плана (у девочек выражено сильнее), как следствие – обидчивость, внезапная плаксивость, смена настроения; нарушение координации (у мальчиков сильнее) - они шумные, многие действия сопровождают ненужными движениями, неловкие, угловатые, у них ухудшается почерк, замедляется речь, ответы «скудеют», снижение работоспособности, повышение утомляемости. Наблюдаются отклонения соматического порядка. Так, сердце растет быстрее, чем диаметр сосудов, - отсюда повышенное сердцебиение, повышение артериального давления («подростковая гипертония»), головные боли, обмороки. Возможны малокровие и бледность, искривление позвоночника (из-за нехватки минеральных солей). На втором этапе полового созревания нормализуется работа половых органов, появляется вторичные половые признаки. Это делает подростка объективно взрослым и дает субъективное ощущение взрослости,. Улучшается самочувствие, настроение, старший подросток менее раздражителен, чем младший. Вместе с этим возникает половые ощущения, развивается интерес к другому полу, сексуальная информация становится значимой. Следует учитывать, что скорость развития у мальчиков и девочек различна. Как правило, у девочек пубертатное созревание происходит на два года раньше, что создает некий дисбаланс во внешнем виде представителей разных полов в ученическом классе. При этом существуют значительные индивидуальные различия в скорости развития и внутри одного пола.




mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал