Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение со сверстниками в подростковом возрасте.






Являясь ведущей деятельностью, эмоциональное общение со сверстниками оказывает огромное влияние на содержание развития подростка. Это значение обусловлено, прежде всего, функциями сообщества сверстников. Можно отметить три основные функции: 1.воспитательная, 2.информационная, 3.эмоционального контакта. Андре Моруа писал – «школьные товарищи – лучшие воспитатели, ибо они безжалостны». Таким образом, сообщество сверстников выполняет для подростка воспитательную функцию, заключающуюся в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение.

Вторая функция заключается в том, что сообщество сверстников является для подростка каналом получения специфической информации. Подросток не всегда готов обсуждать со взрослым интимные вопросы. Его может сдерживать смущение или неуверенность в понимании и адекватном отклике взрослого, а вот сверстник - такой же, как он сам, и заслуживает доверия. И третья функция – в сообществе сверстников реализуется эмоциональное единение, обусловленное общностью интересов, отношений, эмоционального реагирования на ситуации. Указанные функции делают общение со сверстниками притягательным и значимым. Для взрослых «тусовки» во дворе, длительные разговоры по телефону кажутся пустым времяпровождением, для подростка – это фактор развития. Вопрос лишь в содержании этого фактора.

И третья функция обеспечивает единение друзей на основе общности переживаний.

Обозначенные функции указывают на чрезвычайную важность общения со сверстниками для личностного формирования подростка. В обобщенном виде можно сказать, что в межличностном общении со сверстниками у подростка формируется социальное сознание, которое интериоризуясь, становится самосознанием. Уровень самосознания подростка с одной стороны зависит от уровня и содержания общения со сверстниками, а с другой – отражается в отношениях к сверстникам. Д.Б.Эльконин писал, что все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших " друзьях на всю жизнь". Подростки чрезвычайно требовательны к проявлениям верности и преданности в дружбе, всякие недомолвки расцениваются ими как предательство и переживаются очень тяжело.

Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, проходят «школу социализации». Большую роль в социализации играет вхождение в сообщество сверстников, проходящее через следующие фазы:

- адаптация - на этой стадии подросток присматривается, узнает правила поведения, знакомится с системой ценностей нового для себя группы; продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей и отношения «к новеньким» в данной группе;

- индивидуализация - подросток «заявляет» о себе, проявляет свои особенности характера, способности, ценные ориентиры и т.д.

– интеграция общность или принимает и тогда происходит «слияние» с ней, она становиться референтной группой, или …..не принимает.

Впервые описавший подростковый возраст Стенли Холл, назвал его периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода он определил как кризис самосознания, преодолев который человек становится индивидуальностью.

Другой исследователь возраста Э. Штерн, расценивавший подростковый период как важнейший этап формирования личности, утверждал, что тип формирующейся личности и индивидуальности зависит от выбора базальной ценности. Следуя этой логике он описал шесть возможных личностных типов, оформление которых происходит уже в подростничестве:

-теоретический тип – ориентирован на ценность познания

-эстетический тип - устремлен в мир прекрасного, всецело отдаваясь силе и воздействию мгновения;

-экономический тип – его основная ценность - польза, прибыль, достаток;

-социальный тип – его высшая ценность – общение, отношения, другие люди;

-политический тип – устремленный во власть, доминирование, управление и оказание влияния;

-религиозный тип – ищущий смысл жизни, стремящийся ее объяснить и устроить по законам справедливости.

Конечно, большинство личностных типов формируются как комбинирование из нескольких. Однако, существенноЮ, что типовое дифференцирование происходит в подростковом возрасте, что дополняет его психологическую значимоть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.