Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап 1 этап 2 этап 3




 

Инвестиции время Т

 

Момент возврата инвестиций

 

 

НИР НИР ОКРИнновационный

фунд. прикл.лаг

Коммерциализация новаций этап 4

 

Бюджетное

финансирование Рискоинвестиции Инвестиции в производство

 

Жизненный цикл инноваций

 

Рис.2 . Основные этапы инновационного процесса

 

 

Рис.1 . Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта.

 


Рис. 3. Факторы, влияющие на эффективность инновационного процесса.

 

Маркетинговые исследования играют большую роль при проведении процесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности:

- На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетинговых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций и нахождении сегмента рынка. На основе полученных данных определяется направление инновационного процесса.

- На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления оптимальных форм коммерциализации, определения благоприятного момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.

Инновационные процессы определяются следующими аспектами:

1. Носят циклический характер:одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований (пример: изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных отраслях).

2. Имеют вероятностный характер: внедрение и продвижение инноваций на рынке — это всегда трудно предсказуемый процесс, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей.

З. Обладают межорганизационным характером: необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансовых организаций) для осуществления инновационного процесса.

4. Имеют межотраслевой характер: нововведения могут быть использованы в различных отраслях экономики, масштаб распространения отражает их значимость.

В современном мире существуют три тенденции, оказывающие влияние на развитие инновационных процессов и тесно переплетающиеся между собой: развитие новых технологий, глобализация предложения и спроса, индивидуализация и динамизм поведения покупателей.

Главная цель инновационного процеса - его результативность, то есть максимизация эффекта от коммерциализации нововведения.

Достижение цели определяется эффективным управлением следующих этапов:

- поиск инновационных идей;

- организация разработки новации;



- реализациея внедрения и распространения инновации.

Поиск инновационных идей. Большое количество оригинальных идей возникает у рядовых сотрудников, в должностные обязанности которых не входит осуществление инновационной деятельности. Поэтоиму на этапе поиска инновационных идей необходимо стимулирование творческой деятельности членов трудового коллектива по выработке неординарных решений.

Важное значение для создания благоприятного новаторского климата имеет поощрение и повышение творческой (инновационной) активности путем:

- гибкие системы материального стимулирования, установление персональных надбавок в связи с прохождением повышения квалификации и переподготовки;

- введение единовременных премий за решение сложных и ответственных управленческих задач;

- система социальных выплат, предоставляющей возможности работнику повышать свою квалификацию в специализированных учебных центрах, а также принимать участие в научно-практических конференциях (в том числе международных), стажироваться за рубежом;

- предоставление работнику дополнительных социальных льгот (свободных дней для самообразования, творческих отпусков и пр.);

- включение работника в резерв для выдвижения на руководящую должность.

Организация разработки инноваций. При организации разработки инноваций осуществляется отбор инновационных идей, что является важной частью процесса нововведений, поскольку определяет его направление. Для выбора направления инновационной деятельности дается оценка конкурентоспособности и перспективности различных вариантов реализации проекта, при этом рассчитываются возможные риски. Затем производится планирование проекта, анализ будущего инновационного проекта.



Реализация внедрения и распространения инноваций. Инвестор, фиансируя инновационные проекты, ориентирован в конечном счете на получеие коммерческой выгоды, поэтому заключительным этапом инновационного роцесса является коммерциализация нововведения.

Коммерциализация - процесс введения инновационного объекта в хозяйственный оборот с прибылью, с учетом покрытия затрат на предшествующий научный результат. В широком смысле коммерциализация – это превращение идей в деньги.

На стадии коммерциализации основная задача состоит в разработке комплекса необходимых мероприятий по продвижению нововведения на рынке.

При этом учитываются следующие аспекты:

- политика ценообразования;

- рекламная политика (использование рекламы перед выводом на рынок нового продукта позволяет снизить риск его отторжения);

- сбытовая политика.

Существует функциональная, тематическая и матричная формы организации инновационных процессов.

1. При использовании функциональной организации управления инновациямикаждое специализированное подразделение выполняет определенную часть проекта. Достоинства функциональной структуры заключаются в использовании существующей организационной структуры предприятия, обеспечении равномерной загруженности персонала и оборудования, возможности использования стандартных операций. Для сложных масштабных проектов подобная структура неприемлема.

2. При использовании тематической организации управления инновациями формируются тематические подразделения, объединяющие специалистов различных профилей. Подразделения функционируют практически автономно и осуществляют проведение работ по своим направлениям от начала до конца.

Ее преимущества: возможность осуществления полного контроля и своевременной корректировки при изменении внешних и внутренних условий, высокая ответственность руководителя за результат инновационной деятельности, возможность параллельно-последовательного осуществления работ по проекту. Недостатки этой структуры заключаются в невозможности полной загрузки исполнителей из-за изменения объемов и содержания работ на различных стадиях инновационного проекта, низкого уровня стандартизации решений.

3. Наиболее эффективной формой организации инновационных процессов является матричная структура, особенность которой состоит в разделении управленческой и профессиональной ответственности. При матричной организации инновационного проекта специалисты различных функциональных отделов привлекаются к работам по направлению, при этом единое подразделение не формируется.

Достоинство матричных структур заключается в их динамичности, возможности полноценного использования творческого потенциала сотрудников, поэтому наиболее широкое применение они нашли в аэрокосмической промышленности при реализации масштабных проектов с ограниченными временными и финансовыми ресурсами.

Причины провала новой продукции.Условно причины неуспеха новинки на рынке можно поделить на две группы: маркетинговые ошибки и форс-мажорные обстоятельства.

К форс-мажорным обстоятельствам относятся непредвиденные изменения во внешней среде, негативно сказавшиеся на спросе на новый товар (резкое падение спроса, изменение потребительских предпочтений, неожиданная реакция конкурентов, макроэкономические кризисы и т. д.).

Прогнозировать такие изменения достаточно сложно, равно как и противостоять им. Важным фактором снижения общих корпоративных потерь при наступлении форс-мажорных обстоятельств является наличие альтернативных проектов в других областях, где вероятность наступления тех же самых негативных рыночных условий достаточно низка.

Однако чаще всего причинами провала новой продукции становятся маркетинговые просчеты компании, а именно:

• «размывание» новизны товара (плохо выделенные новизна и принципиальные отличия продукта от товаров конкурентов. Необходимо четко объяснить потребителю, в чем новизна и чем она выгодна для него);

• отсутствие четких целей до начала исследований и разработок (на основе поставленных целей и глубоких маркетинговых исследований формируется концепция продукта, и только затем финансируются НИОКР по будущему продукту. Даже серьезные прикладные исследования, которые будут востребованы в долгосрочной перспективе, должны быть основаны на четкой системе целеполагания и маркетингового планирования);

• ошибки в выборе целевого рынка - одной из самых распространенных проблем (компании, которые сами создают спрос, стремятся сфокусировать свою деятельность на небольших рыночных нишах, удовлетворяя потребности узкой категории потребителей. 3атраты на НИОКР, производство, продвижение товаров часто не покрываются доходами от продаж на рынках с ограниченным потенциалом);

• несовершенство качественных характеристик товара;

• ошибки в выборе времени выхода на рынок (новинка выпускается на рынок либо слишком рано и большинство целевого рынка еще не готово к потреблению, либо слишком поздно - уже появляется продукция конкурентов);

• несоответствие планового и фактически необходимого бюджета для обеспечения рентабельного уровня продаж.


2 Технологии управления жизненным циклом товара и репозиционирование.

 

Cледует акцентировать внимание на значении инноваций на различных стадиях жизненного цикла фирмы. Если на стадии зарождения и начального развития организации инновации являются средством формирования производственного потенциала, а на стадии роста - средством повышения конкурентоспособности фирмы, совершенствования ее производственного потенциала, то на стадии зрелости (стабильности) организации – инновации – единственное средство выйти на новый виток развития.

Целью инновационной деятельности является продление жизненного цикла товара, либо марки, либо корпоративного бренда в целом.

В зависимости от объекта инноваций можно говорить о трех технологиях управления ЖЦТ:

• модификация продукта;

• модификация рынка;

• репозиционирование.

Классическим примером управления ЖЦТ - продуктовые и маркетинговые инноваций. Суть данного процесса можно изобразить с помощью следующей схемы.

Рис.4 Этапы жизненного цикла товара

 

Таким образом, сочетая продуктовые инновации, охват новых рынков и репозиционирование продукции, компания трансформирует традиционную кривую ЖЦТ в гребешковую. Эффективность этого процесса заключается не только в продлении жизни товара на рынке и предотвращении наступления стадии спада, но и в росте объемов продаж на каждом «гребешке» инноваций. Параллельно повышается лояльность потребителей к общему корпоративному бренду за счет придания ему имиджа инновативности, а значит, стимулируется спрос и на другие ассортиментные группы производителя.

Особый интерес с точки зрения инновационного маркетинга представляет технология репозиционированияпродукта. В общем виде, данный процесс означает новое позиционирование старого товара, не подвергающегося каким бы то ни было изменениям. Очевидно, что данная инновация является наименее затратной, характеризуется низ кой степенью риска, но требует от маркетологов хорошего знания рынка и умения прогнозировать потребительские предпочтения.

Выделяют четыре основных метода репозиционирования:

• выделение новых сфер применения;

• придание нового функционального имиджа;

• изменение категории товара;

• акцентирование внимания на определенных свойствах, не выделяемых ранее.

1.Выделение новых сфер применения. Расширение сфер применения товара является популярной инновацией многих производителей товаров повседневного спроса. Когда у потребителей сформировалась приверженность к определенной марке продукции, но в данной марочной продуктовой линии отсутствует специальный товар, удовлетворяющий новым потребностям, компания репозиционирует старый товар как способный удовлетворить эти потребности. Необходимо заметить, что данный вид репозиционирования эффективен лишь в случае верного определения желаний потребителей, в основе которого лежат серьезные маркетинговые исследования.

Примером является репозиционирование детского увлажняющего масла для ухода за кожей ребенка компании «Джонсон энд Джонсон». В начале 2002 г. компания выпускает рекламный ролик, где товар уже позиционируется как продукт для всей семьи. Результатом стало резкое увеличение объема продаж.

Эффективность данного метода оценили многие производители бытовой химии, в частности моющих средств.

2. Придание нового функционального имиджа.Данный метод используется, когда существует явная угроза со стороны конкурентов и очень важен временной фактор. Производитель видя успех нового товара конкурента, идентичного его продукции, копирует позиционирование конкурента. Часто в таких случаях в название товара вводится привлекательная для потребителя информация. Такое репозиционирование может стать результатом обострившейся конкуренции между компаниями.

3. Изменение категории товара.Несмотря на серьезные маркетинговые исследования и успех товара на внутреннем рынке, компании довольно часто сталкиваются с проблемами позиционирования продукта при выходе на новые рынки.

Проблемы эти, как правило, связаны с национальными особенностями и традиция потребления того или иного товара. Выявление причин негативной реакции потребителя позволяет вовремя репозиционировать товар и достичь запланированной реакции рынка. При этом товар как бы переходит в другую категорию.

Пример. В середине 1990 гг. компания «Юниливэ» вышла на рынок Великобритании с товаром «Айс Ти». Маркетинговые исследования показали, что товар ассоциировался у потребителя с «остывшим старым чаем». Через несколько месяцев «Юниливэ» репозиционирует «Айс Ти» (холодный чай) как «охлаждающий напиток со вкусом лимонного чая». Продажи резко пошли вверх. Как видно, товар перешел из категории чая в категорию охлаждающих напитков.

4. Акцентирование внимания на определенных свойствах, не выделяемых ранее.Известно, что рынок потребительских товаров подвержен циклическим глобальным изменениям, связанным с новыми тенденциями социальной жизни общества.

Потребителю уже не достаточно просто качественной продукции, теперь она должна приносить пользу здоровью, обществу и т. д.

Особенно ярко эта тенденция отразилась на пищевой промышленности, где появилась категория «функциональных продуктов». В связи с этим многие производители репозиционируют свою старую продукцию, выделяя свойства, ставшие наиболее привлекательным для потребителя.

Одним из важных условий успеха инноваций по репозиционированию является изменение всего имиджа товара, включая упаковку, марочное название, стратегию продвижения и т. д. В таких условиях у потребителя создается полная иллюзия новизны товара, который не ассоциируется с уже существующем на рынке.

 

Таким образом:

1 Обеспечение долговременного функционирования предприятий на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции является целью управления инновациями.

2 Жизненный цикл новшества может остановиться на стадии освоения, если не сомкнётся с нововведением.

3 Наибольшие затраты и время приходятся на разработку и вывод на рынок совершенно новых и модернизированных товаров. Это объясняется желанием фирм создать уникальную продукцию, приносящую сверхприбыль за счет временной монополизации рынка.


 

ТЕМА 3. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1 Особенности современной концепции стратегии бизнеса. Инновационная стратегия предприятия.

2 Уровни инновационной деятельности предприятия. Управление инновационным проектом.

3 Методические подходы к анализу и управлению инновационной деятельностью предприятия.

 

1 Особенности современной концепции стратегии бизнеса. Инновационная стратегия предприятия.

В процессе своей деятельности организации пытаются достичь заранее поставленных целей путем разработки и реализации соответствующих стратегий. Процесс создания инноваций является одним из стратегических направлений деятельности любого предприятия.

Для успешного функционирования компания должна иметь стратегию развития, соответствующую возможностям фирмы и условиям внешней среды и предполагающую инновационные изменения.

В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:

1) Стратегии концентрированного (интенсивного) роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка. В случае следования этим стратегиям предприятие пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли (стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта).

2) Стратегии интегрированного роста. Такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение предприятия путем добавления новых структур (стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции).

3) Стратегии диверсификационного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если предприятия дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли (стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации).

4) Стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике (стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов).

Базовые или эталонные стратегии развития (интенсивного, интеграционного и диверсификационного развития) являются универсальными. При интенсивном развитии происходит ускоренное наращивание потенциала организации за счет лучшего использования внутренних и внешних возможностей. Интеграционное развитие связано с организационно-управленческими инновациями и направлено на структурные преобразования. Диверсификационное развитие имеет целью создание новых продуктов и технологий в дополнение к уже существующим.

Общая стратегия предприятия формирует и предопределяет роль, место, содержание инновационной стратегии.

Инновационная стратегия, как составная часть общей стратегии организации, это целенаправленная деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления.

Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации, а ее разработка начинается с формулировки общей цели предприятия.

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

В практике управления нововведениями используются различные приемы и методы выбора стратегии развития организации. Наиболее рациональным является системный подход - это совокупность методов, используемых при изучении объектов инновационной деятельности в виде системы.

Применение его принципов в разработке инновационной стратегии позволяет выделить следующие процессы:

1. совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии,

2. создание, освоение и использование новых продуктов и процессов,

3. повышение качественного уровня базы производства,

4. повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы,

5. увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала,

6. совершенствование организации и управления инновационной деятельностью,

7. рационализация ресурсной базы,

8. обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности,

9. достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.

Факторы эффективности инновационной стратегии:

1. накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений

2. гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий, функций соответствующих подразделений

3. процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления

4. методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.

Организации ограничены в выборе инновационной стратегии ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.

Инновационная стратегия получила признание в качестве одного из радикальных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов.

В современных условиях кризиса резко повысилась роль инновационных стратегий, поскольку именно нововведения определяют все остальные направления развития фирмы.


2 Уровни инновационной деятельности предприятия. Управление инновационным проектом.

Управление инновационной деятельностью имеет особое значение в современной жизни, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы управления компаниями. Инновационная деятельность создает не только будущий облик компании, определяя ее технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, но и основу ее конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке.

Системный подход к управлению инновациями предполагает единство регулятивной инновационной деятельности на всех уровнях, тесную взаимосвязь и согласованность всех управленческих инструментов и решений.

Уровни инновационной деятельности предприятия представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровни инновационной деятельности предприятия

Уровень инновационной деятельности Проект Программа Портфель
Цель Решение тактических задач Решение комплексной программы Достижение конкурентных преимуществ
Способ достижения цели Инновационный продукт Инновационная технология Инновацион ный бизнес
Результат Снижение стоимости продукта, повышение качества, увеличение отдачи от вложенных инвестиций Увеличение доли рынка, расширение партнерской сети, повышение уровня лояльности заказчиков Глобализация преимуществ

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться как:

- форма целевого управления инновационной деятельностью;

- процесс осуществления инноваций;

- комплект документов.

В свете первого аспекта инновационный проект представляет собой систему взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники, тогда как в свете второго он есть совокупность выполняемых в определенной последовательности научно-технологических, организационно-производственных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. При этом, безусловно, инновационный проект является комплектом технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта. Эти три аспекта подчеркивают значения инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью.

Таким образом, инновационный проектэто совокупность документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению какой-либо проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени.

По типу инновации различают проекты, нацеленные на создание нового продукта, нового метода производства (технологии), выход на новые рынки, подключение к новым источникам сырья, формирование новой структуры управления.

По характеру инновационной деятельности различают исследовательские, научно-технические проекты, проекты, связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата, а также проекты системного обновления предприятия.

Состав и роль инноваций в повышении конкурентоспособности предприятия отражаются в инновационной программе.

Инновационная программа определяется, как комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

У каждого предприятия может быть своя инновационная программа, которая, в свою очередь, преумножает и является частью научно-технического потенциала.

Формировать инновационную программу целесообразно в следующих случаях:

· Если проекты можно объединить единой целью. В этом случае реализация инновационной программы более эффективна для достижения поставленной общей цели, чем выполнение отдельных проектов.

· Если затраты на реализацию отдельных инновационных проектов больше затрат на реализацию тех же проектов, но объединенных в программу. Например, затраты на устранение сопротивления персонала будут меньше для программы, чем для всех проектов по отдельности.

· Если реализация инновационной программы способна обеспечить более высокий и устойчивый экономический эффект, чем реализация отдельных проектов. То есть если возможно такое распределение проектов во времени, которое обеспечивает непрерывный поток денежных средств. В этом случае снижение доходности отдельных проектов компенсируется ростом доходности других инновационных проектов.

Портфель проектов –совокупность инновационных проектов объединенных одной тематикой. Различают:

1 Мультипроект – проект реализуемый одной фирмой, основанный на совокупности множества мелких проектов

2 Мегапроект – проект реализуемый несколькими фирмами в масштабах отрасли

Инновационный портфель представляет собой комплексно обоснованный перечень инноваций приобретенных и собственной разработки, подлежащих внедрению на предприятии и разработанных предприятием для реализации.

Инновационный портфель должен содержать разнообразные проекты: крупные и мелкие, долго- и краткосрочные, различные по назначению и принципам реализации, что, в свою очередь, необходимо для оптимального внедрения инноваций с одновременной высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной реализации инновационной стратегии предприятия.

Процесс осуществления целенаправленных изменений по заранее разработанным правилам, методикам и алгоритмам составляет содержание управления проектом. Управление инновационными проектами можно рассматривать с трех позиций: как систему функций; процесс принятия управленческих решений; организационную систему.

Тогда управлением проектом следует понимать процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем над ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной идеи.

Управление инновационными проектами должно основываться на совокупности принципов:

• принцип селективного управления. Суть принципа — в поддержке проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники и адресной поддержке инноваторов — авторов комплексных проектов;

• принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Этот принцип предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные — на конечные цели этих проектов;

• принцип полноты цикла управления проектами. Этот принцип предполагает замкнутую упорядоченность составных частей проектов как систем. Полный цикл процесса управления предполагает всю совокупность решений: от выявления потребностей до управления передачей полученных результатов;

• принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами. Данный принцип предполагает описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта;

• принцип иерархичности организации инновационных процессов и процессов управления ими предполагает их представление с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии. Все уровни деятельности согласуются друг с другом так, что нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему, а состояния (принимаемые решения, цели, промежуточные и конечные результаты) процесса на вышестоящем уровне обязательны при определении состояний на нижестоящем;

• принцип многовариантности при выработке управленческих решений. Инновационные процессы протекают под сильным воздействием неопределенных факторов, учитываемых в процессе управления. Для снижения степени неопределенности необходим переход к многовариантной подготовке альтернативных решений о выборе состава конечных целей проектов, альтернативных способов их достижения, вариантов комплексного обеспечения работ, включая разный состав исполнителей, стоимость и длительность выполнения работ, материально-технические ресурсы и условия стимулирования исполнителей;

• принцип системности, состоящий в разработке совокупности мер, необходимых для реализации проекта (организационно-экономических, законо­дательных, административных, технологических и т. д.), во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;

• принцип комплексности. Имеется в виду, что разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, должна осуществляться в соответствии с генеральной (общей) целью того или иного проекта;

• принцип обеспеченности (сбалансированности), состоящий в том, что все мероприятия, предусмотренные в проекте, обеспечиваются различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых.

Обобщенно цикл управления можно представить двумя стадиями:

1 разработка инновационного проекта;

2 управление реализацией инновационного проекта.

На первой стадии определяются цели проекта и ожидаемые конечные результаты, дается оценка конкурентоспособности и перспективности результатов проекта, возможного эффекта, формируются состав заданий и комплекс мероприятий проекта, осуществляется планирование проекта и его оформление. Важнейшим на этой стадии является оценка реализуемости проекта.

Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность инновационного проекта.

В управлении проектом планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации проекта. Основная цель планирования — интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта.

На второй стадии выбираются организационные формы управления, решаются задачи измерения, прогнозирования и оценки складывающейся оперативной ситуации по достижению результатов, затратам времени, ресурсов и финансов, анализу и устранению причин отклонения от разработанного плана, коррекции плана.

Важной составной частью управления реализацией проектов является контроль над ходом реализации. Контроль целесообразно осуществлять по трём направлениям:

- по качеству: должны соблюдаться требования целевого назначения проекта и его выходные характеристики;

- по стоимости: необходимо соблюдать бюджетные требования, расходы должны быть по возможности минимизированы;

- по времени: проект должен быть выполнен в требуемые сроки.

Другими словами, контроль может быть определен как постоянный и структурированный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а также на выполнение корректирующих действий.

Бюджет инновационного проекта — это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Общий бюджет показывает расход средств на проект в год.

Процесс регулирования состоит в циклическом повторении с принятой периодичностью (сутки, неделя, декада, месяц) следующих процедур: сбор и подготовка оперативной информации о ходе работ, предполагаемых изменениях исходных характеристик работ, обновление (актуализация) моделей и подготовка данных для их расчета (пересчета), анализ фактического состояния комплекса работ и подготовка решений по его дальнейшей реализации; разработка оперативных календарных планов.

Проект считается завершенным после выполнения всех работ по проекту или в результате решения о прекращении работы по незавершенному проекту. Основными этапами завершения проекта являются: сдача проекта и закрытие контракта (договора).

Рис. Общая схема цикла управления инновационными проектами.

Инновационный проект, являясь разновидностью инвестиционных проектов, имеет ряд отличительных особенностей. Целью любого инновационного проекта является создание новшества. Проект отличается как высокой степенью неопределённости, так и малой предсказуемостью ряда параметров, а следовательно, носит рисковый характер. Как правило, инновационные проекты более продолжительны по срокам. Эти особенности определяют необходимость тщательной экспертизы и оценки инновационных проектов при открытии финансирования.


3 Методические подходы к анализу и управлению ИИД предприятия.

Инновационная деятельность обычно носит длительный характер, на реализацию инновационных проектов затрачиваются годы и значительные ресурсы и потому планирование этой деятельности является долгосрочным, носит стратегический характер.

Инновационная деятельность базируется на следующих принципах:

1) приоритет инноваций над традиционным производством;

2) экономичность инновационного производства (достижение коммерческого успеха);

З) гибкость (под новую идею создается самостоятельная инновационная структура, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем);

4) комплексность (кардинальная инновация, как правило, вызывает появление целой совокупности сопутствующих ей более мелких нововведений).

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. Обычно к системе показателей предъявляются следующие требования:

- должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;

- должны формироваться на перспективу (минимум на 3-5 лет)

- должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках и за конкретный период;

- важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибылью, рентабельностью товара и производства, удельной ценой товара);

- проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, использованием достаточного количества объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические и социальные аспекты деятельности организации.

Основное место в методике проведения инновационного анализа занимает технический или проектный анализ, который рассматривается как составляющая бизнес - планирования при принятии решения о разработке проекта. Бизнес - план является незаменимым инструментом обоснования комплекса управленческих решений, связанных с реализацией стратегических установок и расширением деятельности предприятия, разработкой инновационных программ.

Направления анализа основаны на использовании комплексной системы показателей с учетом влияния инноваций на основные показатели деятельности: доход, прибыль и себестоимость.

Основные задачи комплексного анализа инновационной деятельности:

• определение соответствия финансового состояния предприятия его целевым параметрам к инновационному развитию;

• оценка возможностей инновационного развития;

• выбор инновационных проектов;

• оценка показателей инновационной деятельности;

• нахождение неиспользуемых резервов повышения эффективности инновационной деятельности;

• оценка влияния инновационных решений на финансовые результаты деятельности предприятия.

Источники информации:

1) данные специальных исследований (проектно-конструкторская документация, данные патентного отдела, свидетельства о государственной регистрации инновационных проектов и т.д.);

2) статистические данные Госкомстата Украины (ф. № 1-инновация -обследование технологических инноваций промышленного предприятия, ф. № 2-пром. инновация - отчет об инновационной активности предприятия);

3) отчетные данные предприятия (ф. № 1 «Баланс»; ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах»; ф. № 3 «Отчет о движении денежных средств»; ф. № 4 «Отчет о собственном капитале»; ф. № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности»; Декларация о прибыли предприятия, Декларация о НДС);

Процесс комплексной оценки эффективности инновационной деятельности осуществляется по следующим этапам.

 

 

Одним из сложнейших этапов оценки эффективности инноваций является построение системы мониторинга внешнего окружения фирмы (внешних факторов) — системы постоянного наблюдения за направлениями и достижениями научно-технического прогресса в конкретной и сопредельной областях. На этом этапе специалисты фирмы изучают возможности: использование новых знаний и интеллектуальных продуктов; производства продукции на основе новых, более прогрессивных технологических процессов; применения новых видов основных средств и сырьевых ресурсов; изготовления инновационной продукции; изменения продуктового портфеля; внедрение современных организационно-технических решений производственного, коммерческого характера и т.п.

По результатам анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования.

При воплощении в жизнь механизма осуществления и управления деятельностью на предприятии должны учитываться основные принципы, позволяющие повысить эффективность функционирования предприятия:

1. Принцип целостности – позволяет повысить эффективность деятельности предприятия одновременно за счет активизации и инвестиционной и инновационной деятельности.

2. Принцип приоритетности – активизация инновационно-инвестиционной деятельности должна осуществляться в условиях обоснованных перспективных приоритетов развития.

3. Принцип селективности – предполагает отбор инновационных проектов, приносящих положительный экономический, социальный и другие виды эффекта, для включения их в программу инвестирования.

4. Принцип эффективности – предполагает возможность государственной финансовой поддержки инновационных проектов, что позволит значительно повысить эффективность инновационно-инвестиционных проектов.

5. Принцип альтернативности принятия управленческих решений – предполагает многовариантность принятия решений по инновационно-инвестиционным проектам в целях учета ситуации риска и неопределённости.

Главная цель управления инновационной деятельностью на предприятии - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.

Сущность управления инновационной деятельностью на предприятии заключается: в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.

Сфера сбыта также является элементом инновационной деятельности и принимает непосредственное участие в определении направлений инновационной политики и требований к качеству новой продукции. Поэтому процесс управления инновационной деятельностью на предприятии можно рассматривать как часть маркетинговой деятельности, товаром будет являться инновация.

Моделирование в сфере инновационной деятельности являются основой выбора наиболее эффективных технологических нововведений и повышения достоверности маркетинговых исследований на уровне отдельных компаний, предприятий.

Методы моделирования в системе управления можно разделить на:

1 математические методы;

2 адаптивные методы;

3 методы прогнозирования результатов внедрения.

Математические методы обоснования решений дают возможность анализа имеющихся альтернатив с целью уменьшения степени неопределенности и риска как за счет получения дополнительной информации, так и за счет адекватного описания событий на основе имеющейся информации. Служат для достижения различных целей:

- анализа динамики развития экономических объектов и процессов;

- экономического прогнозирования и предвидения наиболее эффективных направлений развития экономических процессов [50, с. 8];

- принятия оптимальных решений для достижения объектом поставленной перед ним цели [116, с. 8].

Адаптивное управление предполагает приспособление организации к изменениям внешней и внутренней сред с возможной корректировкой оперативных целей, задач и планов в зависимости от складывающейся ситуации.

Предложенный подход достаточно успешно позволяет решать стоящие в управлении инновационной деятельностью проблемы, позволяет учитывать все неопределенности, сопутствующие инновационному процессу, упростить саму систему управления и значительно повысить эффективность деятельности крупных и глобальных компаний.

Для разработки эффективных методов управления инновационной деятельностью предприятий на основе прогнозирования результатов внедрения инновационных проектов широко применяются экспертные методы. Экспертная модель позволяет исследовать влияние на финансовые результаты деятельности научно-технических организаций следующих факторов:

- отношения цены реализации к операционным затратам;

- условий кредитования;

- условий платежей потребителями продукции;

- динамики индекса инфляции;

- случайных и регулярных колебаний спроса на выпускаемую продукцию;

- случайных и регулярных колебаний предложения закупаемых ресурсов, необходимых для основной деятельности и цен на них;

- ассортиментной политики научно-технических организаций.

По результатам исследования экспертной модели можно прогнозировать основные финансовые показатели деятельности, оптимизировать ассортиментную и кредитную политику в условиях колебаний спроса, выполнить моделирование денежных потоков для различных вариантов проекта.

 

Таким образом:

1 Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.

2 Инновационная программа или проект эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин.

3 Совершенствование инновационной деятельности предприятий требуют ориентации на современные методы организации и управления предприятием, оптимизации использования инвестиционных ресурсов и повышения инновационной активности предприятия.

4 Управление инновационной деятельностью предприятия как и общая политика предприятия подчинена достижению его главной цели - максимально полное удовлетворение требований потребителей количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство с одновременным обеспечением ее безопасности как в изготовлении, так и в потреблении.


ТЕМА 4. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1 Инвестиционная деятельность предприятия.

2 Управление инвестированием инновационной деятельности.

 

1 Инвестиционная деятельность предприятия.

По своей сущности инвестиционная деятельность - это выполнение практических действий по вложению инвестиций в целях получения прибыли (или достижения иного полезного эффекта) и обеспечения роста формирования прибыли в перспективном периоде. Объектами инвестиционной деятельности являются инвестиции, которые могут быть выражены в следующих формах: реальные, финансовые, инновации (материальные и нематериальные активы).

Инвестиционная деятельность осуществляется в виде установления структуры, масштабов, направлений инвестиций и определения источников инвестиций. Процесс управления всеми аспектами инвестиционной деятельности есть управление инвестициями. Цель - обеспечение наиболее эффективных путей осуществления инвестиционной стратегии предприятия на различных этапах его развития.

Реализация указанной цели на предприятии направлена на решение следующих важнейших задач:

- обеспечение максимизации прибыли (доходов) от осуществления инвестиционной деятельности;

- минимизация инвестиционных рисков;

- обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе инвестиционной деятельности;

- изыскание путей ускорения реализации инвестиционных программ.

Жизнеспособность и эффективное развитие любого предприятия во многом определяются тем, насколько удачно организована и сформирована система управления инвестиционной деятельностью на предприятии. Объектами управления выступают: программы, системы, комплексы работ, проекты и т.п.

Инвестирование осуществляется в форме инвестиционных проектов. Инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности инвестиций, описание практических действий по их осуществлению, реализация которых обеспечивает достижение заданных целей проекта в течение ограниченного периода времени и при установленном бюджете.

Управление инвестиционными проектами – это приложение опыта, знаний, методов и технологий к работам проекта на протяжении всего его жизненного цикла и нахождение компромиссов между содержанием проекта (сроками, стоимостями, риском и качеством) для получения запланированного результата и достижением целей предприятия.

Мотивами управления инвестиционными проектами также являются предотвращение незапланированных затрат, управление изменениями, а также соблюдение сроков выполнения работ и их профессиональный контроль с точки зрения соответствия как экономическим целям предприятия, так и текущей рыночной ситуации.

В настоящее время технология управления инвестициями на предприятии разработана крайне неравномерно: одни управленческие работы получили детальное и глубокое освещение (процедуры инвестиционного проектирования), другие – только частичное (продвижение бизнес-планов на инвестиционный рынок), третьи, относящиеся к формированию и использованию ресурсов в целом по предприятию, – вообще не рассматриваются. К тому же, современная технология управления инвестициями имеет разрозненный и несистематизированный вид; нечетко определен круг работ, входящих в нее и необходимых для достижения результата управления. По этой причине реализация инвестиций часто подменяется реализацией инвестиционных проектов.

Технология управления инвестициями на предприятии включает управленческие работы (они приведены ниже с соответствующими процедурами).

1. Формирование инвестиционных ресурсов из собственных источников (за счет прибыли от реализации продукции и из других источников).

2. Выбор объектов инвестирования на предприятии (выбор объектов неотложенного и альтернативного инвестирования; разработка плана обеспечения объектов инвестиционными ресурсами).

3. Выбор объектов инвестирования вне предприятия (выбор объектов реального и портфельного инвестирования).

4. Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов.

5. Формирование инвестиционных ресурсов из заемных и привлеченных средств.

6. Сбор, обобщение и анализ информации о ходе реализации инвестиционных ресурсов и их фактической эффективности (мониторинг инвестиционной ситуации на предприятии и определение фактической эффективности инвестиций).

Инвестиционная деятельность предприятия представляет собой довольно продолжительный процесс и поэтому должна осуществляться с учетом определенной перспективы. Формирование направлений этой деятельности с учетом перспективы представляет собой процесс разработки инвестиционной стратегии.

Одним из условий, определяющим актуальность разработки инвестиционной стратегии предприятия, является кардинальное изменение целей операционной деятельности организации, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т. п.

Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, план) инвестиционной деятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта.

План инвестиций является одним из разделов плана экономического и социального развития предприятия, поэтому этот план в первую очередь зависит от запланированной производственной программы предприятия, от научно-технической и инвестиционной политики предприятия.

Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестиционной деятельности организации, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.

 


2 Управление инвестированием инновационной деятельности.

 

Инновационная деятельность тесно связана с инвестиционной деятельностью, поскольку серьезные инновации требуют крупных инвестиций, а эффективные инвестиции – инноваций.

Из трех сфер инновационной деятельности наибольший интерес представляет рынок инвестиций. Целью инвестиций является получение прибыли от вложенных средств, а целью инноваций - улучшение объекта инвестирования.

Инвестиции в инновационном процессе являются одним из основных факторов. Инвестиционная привлекательность инновационных проектов - основной мотив финансирования инноваций. Успех инновационной деятельности во многом зависит от достаточности ресурсного обеспечения, в том числе и от инвестиционной обеспеченности. Таким образом, управление инновациями должно учитывать особенности инвестиционной деятельности. Любым инвестициям капитала свойствен риск из-за высокой неопределенности будущих условий инвестирования.

Основные задачи инвестирования инноваций:

– создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективно внедрения технических новинок;

– сохранение и развитие научно-технического потенциала;

– создание необходимых материальных условий для сохранения кадрвого потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж;

– рост количества и эффективности инноваций и повышение за счет этого благосостояния людей.

Из всего возможного разнообразия форм инвестиций в инновационные проекты, не учитывая собственные оборотные средства исполнителей и бюджетное финансирование, рассматриваются следующие основные источники:

– коммерческие инвестиционные банки;

– инвестиционные и венчурные фонды;

– инновационные фонды;

– международные программы поддержки научных исследований и технологий;

– международные благотворительные фонды.

Экономическая целесообразность осуществления капиталовложений в инновационные проекты определяется рациональным использованием капитала и уровнем прибыли для всех участников проекта. Инновационный проект описывается потоками доходов и расходов, разность которых формирует денежный поток проекта.

Выбор методов оценки зависит от того, характеризуется ли проект значительным колебанием доходов и расходов по периодам или они стабильны. В первом случае используются динамические методы, во втором - статические.

К динамическим критериям инновационной привлекательности проекта относятся:

- чистая текущая стоимость;

- внутренняя норма доходности;

- индекс доходности;

- динамический срок окупаемости;

- индекс рентабельности инвестиций.

Базовым показателем оценки проектной эффективности является абсолютный показатель - чистая текущая (приведенная) стоимость (доход) - NPV. Следствием этого метода является расчет показателя рентабельности инвестиций, который отражает эффективность использования вложений. Он определяется как частное от деления современной чистой приведенной стоимости к сумме инвестиций. Численно показатель рентабельности инвестиций может принимать значения от 1 и выше. Необходимо рассматривать одновременной эти два показателя, чтобы оценить эффективность проекта или сравнить альтернативные проекты с разных сторон.

 

где NPV – величина чистой текущей стоимости (разница между суммарным дисконтированным денежным потоком и инвестициями); I – величина инвестиций (величина инвестируемых средств, вложений).

Этот критерий дает возможность оценить рентабельность всего сложного инвестиционного процесса. Индекс рентабельности инвестиций отвечает на вопрос: каков уровень генерируемых проектом доходов, получаемых на одну единицу капитальных вложений.

Основополагающим аргументом при выборе наиболее эффективного варианта проекта может в противоречивой ситуации является выбранная фирмой цель развития. Если главной целью является повышение доходности бизнес - проекта, то вариант с наибольшим значением NPV следует признать экономически более предпочтительным. Если же приоритетной целью фирмы является решение задачи, связанной с оптимизацией использования бюджета, то предпочтение отдается варианту с наибольшим значением .

Это процедура выбора инновационного проекта из числа альтернативных вариантов на прединвестиционной стадии. В инвестиционной фазе оценку и отбор проектов осуществляет и инвестор.

Процедура отбора может быть разделена на три этапа: предварительную оценку проекта, комплексную экспертизу, подготовку заключения.

На предварительной стадии отбираются проекты, которые практически реализуемы и имеют экономический эффект. На этой стадии учитывают соответствие проекта целям деятельности инвестора, дополнительный общественный и социальный эффект у заявителя, принадлежность новой получаемой собственности, привлекаемые при выполнении проекта ресурсы, отраслевую принадлежность. Особо учитываемыми признаками могут быть характер и уровень риска достижения успеха, связь с другими проектами и программами, влияние на экспортно-импортные связи страны, соответствие проекта приоритетным направлениям научно-технической политики страны.

Комплексная экспертиза предполагает:

- оценку участников проекта (компетентность, практический опыт руководителей, качество маркетинговых исследований, деловой опыт компании, потенциальный капитал у исполнителя проекта и т.п.);

- оценку текущего и перспективного рынка товаров и услуг;

- оценку используемых научно-технических и технологических разработок;

- оценку финансовых потоков.

Заключение по проекту предполагает вывод о целесообразности инвестирования.

Главная задача экспертизы – оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его исполнения и эффективности, целесообразности инвестиций на основе интегральной оценки инновационного решения и внешних условий.

Экспертиза выполняет две основные функции:

1 прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.

2 обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.

На последнем этапе проводится пофакторный анализ устойчивости и чувствительности с целью определения «узких мест». Под устойчивостью понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта. Под чувствительностью проекта понимаются минимальные значения его показателей, при которых сохраняется эффективность проекта. Анализ чувствительности показывает степень влияния нестабильных факторов на финансовый результат проекта (выбирается проект (проекты) наименее чувствительный к ухудшению параметров).

На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. Инновационные проекты, которые инвестируются за счет Государственного бюджета Украины или местных бюджетов, а также проекты, заказчиками которых являются органы государственной власти либо органы местного самоуправления, подлежат обязательной государственной экспертизе в соответствии с законодательством. Инновационные проекты, которые инвестируются за счет других источников, подлежат обязательной государственной экспертизе по вопросам соблюдения экологических, градостроительных и санитарно - гигиенических требований. При необходимости экспертиза отдельных инновационных проектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, может осуществляться по решению Кабинета Министров Украины [1].

Основные методы экспертизы инновационных проектов, которые финансируются за счет госбюджета:

— Описательный метод позволяет рассматривать потенциальное воздействие результатов предлагаемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта. Он позволяет учитывать взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров.

— Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

— Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстро окупаемых проектов.

В инвестировании инновационного процесса важны как экстенсивный – количественный рост инвестиций, так и качественный их рост, предполагающий наукоемкие, высокотехнологические инвестиции, которые обеспечиваются нововведениями.

Для обеспечения эффективности инновационных процессов необходимо инвестиционную стратегию инновационного развития рассматривать как динамический процесс ресурсного обеспечения предприятия, развитие которого происходит в условиях постоянно изменяемой внешней среды.

Сформированные приоритеты в развитии инновационной деятельности на предприятии являются основными ориентирами при выборе инвестиционной политики на основе инновационных проектов («портфеля» инновационных проектов) и распределении финансовых средств.

Для повышения уровня согласованности выделенных приоритетов развития инновационной деятельности и непосредственно задач реализации проектов необходимо осуществить их отбор на основе согласования технологических возможностей предприятия и рыночного спроса на инновационную продукцию.

Формирование эффективной инвестиционной политики основывается на «портфельной» модели управлении инновационной деятельностью предприятий, включающей наряду с планированием, организацией и контролем инноваций («портфеля» инновационных проектов), управление инвестиционными процессами, обеспечивающими основными ресурсами разработку и внедрение нововведений.

С помощью портфельного анализа оценивается вся хозяйственная деятельность предприятия с целью вложения инвестиционных ресурсов в наиболее прибыльные и перспективные направления развития и сокращения инвестиций в неэффективные проекты.

Применение портфельного подхода к инвестированию в инновации можно достичь баланса между обеспечением конкурентоспособности предприятия в долгосрочном периоде и прибыльности в долгосрочном.

При формирования эффективной инвестиционной политики предприятия целесообразно использовать алгоритм ее реализации по этапам на основе методических рекомендаций обоснования основных стратегических направлений инвестирования:


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.057 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал