Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление инновацияестициями на предприятии






 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

для самостоятельного изучения дисциплины «Управление инновациями и инвестициями на предприятии»

студентами специальности 7.050.107 «Экономика предприятия»

всех форм обучения

 

 

Краматорск

 

 

 


ТЕМА 1.

ИННОВАЦИЯ КАК ВИД РАЗВИТИЯ И СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1. Роль инноваций и инвестиций для предприятия.

2. Инновационные цели и инновационный потенциал организации.

3. Инновационная деятельности - движущий фактор конкуренции

«Единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, - это процесс нововведения».

 

1 Роль инноваций и инвестиций для предприятия.

Структурными источниками экономического развития общества или необходимыми факторами конкурентоспособности являются: факторы производства (природные ресурсы, производственные фонды, трудовые ресурсы); инвестиции; инновации. В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран приоритет отдается инновационной деятельности, а в развивающихся странах - факторам производства.

Существуют две гипотезы, объясняющие происхождение инноваций: «технологический толчок» и «вызов спроса». Гипотеза «технологического толчка» была представлена Г. Меншем, согласно которой источником возникновения инноваций выступают внутренние закономерности производства. По гипотезе «вызова спроса», сторонником которой является К. Фримен, определяющим фактором в создании инноваций является спрос. В реальной жизни, трудно выделить одну-единственную первопричину появления инноваций.

Согласно соответствующим Законам Украины:

- инновации – это вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы.

- инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль(доход) или достигается социальный эффект.

Осуществление инноваций без инвестиций невозможно. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке. Не относятся к инновациям: • незначительные модификации эстетичного или технического характера. Например, новые виды тканей и товаров легкой промышленности (новый цвет или нанесение новой картины на ткань, новые фасоны одежды, моделей обуви, изделий кожгалантереи и т.п.), если изменения в них существенно не повлияли на характеристики, свойства, себестоимость продукции, а также на материалы и компоненты, использованные для ее изготовления. В пищевой промышленности использования новых вкусовых добавок в продукции старика ассортиментов, например фруктовых и других добавок в традиционные виды йогурта, мороженого, хлебобулочных и кондитерских изделий и т.п.. Новые модели сложной продукции, такой как автомобиле или телевизоры, не относятся к инновациям, а есть модификациями, если внесенные изменения не будут существенно отличать новую модель от тех, что изготовлялись раньше; • расширение номенклатуры продукции за счет отладки выпуска предприятиями новой продукции, которая раньше им не выпускалась, но уже достаточно известной на рынке сбыта (возможно непрофильной), с целью обеспечения сегодняшнего спроса и увеличение дохода предприятия; • приобретение машин и оборудование для расширения производственных мощностей за счет установки дополнительных машин традиционных моделей и типов или даже замена машин на более новые модификации той же модели. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе: - воспроизводственная (инновация - важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Полученная прибыли используется в качестве источника финансовых ресурсов); - инвестиционная (Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций); - стимулирующая (Получение прибыли за счет реализации инновации - цель коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами).

Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:

- как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса;

- как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.

Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибыли. Инновационную сферу формируют: рынок новаций, рынок инноваций, рынок инвестиций.

Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности: научно-исследовательские институты и университеты, малые инновационные фирмы, индивидуальные изобретатели.

Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новации, могут находиться на разных стадиях разработки: идея; прикладные исследования; опытный образец; инновационный продукт, осваиваемый в производстве.

Цена новации определяется уровнем коммерциализации новшества, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости.

Новация превращается в инновацию в результате практического использования. Основным товаром ринка является научный и научно-технический результат - продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права.

2. Рынок инноваций образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау. К ним относятся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в своей деятельности.

3. Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений. В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население.

Одной из причин низкого уровня инновационной сферы является неразвитость рынка интеллектуальных и инновационных продуктов. Формирование рыночных отношений в этой сфере осложняется трудностями, связанными, с одной стороны, со спецификой научно-технической продукции, как товара и, с другой стороны, слабостью отношений, определяющих инновационный характер общественного развития.


2 Инновационные цели и инновационный потенциал организации.

 

Важным шагом на пути к организации системы управления инновационной деятельности на предприятии должна стать выработка инновационных целей.

Такими инновационными целями могут быть:

- повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта;

- сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий.

Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

- интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия); материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);

- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, государственные, грантовые);

- кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);

- инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);

- иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Одним из главных факторов или условий восприимчивости к нововведению есть инновационный потенциал предприятия.

 

Инновационный потенциал предприятия необходимо рассматривать в динамике процессов экономики, в зависимости от состояния различных рыночных структур.

Инновационный потенциал – качественное понятие, характеризующее действенность механизма инновационного процесса, и выраженное в скорости разработки новшеств, темпов внедрения и распространения изобретений по различным сферам общественного производства и возможности их успешной коммерциализации.

Инновационный потенциал предприятия - совокупность ресурсов и условий деятельности, которые формируют готовность и способность предприятия к инновационному развитию.

Целями инновационного потенциала предприятия являются:

- разработка рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития предприятия;

- определение слабых сторон в организации инновационных процессов на предприятиях и выработка рекомендаций по их устранению;

- подготовка информации для принятия решения о поддержке инвестиционными структурами или органами власти крупных инвестиционных проектов и программ машиностроительного предприятия.

К задачам инновационного потенциала предприятия относятся:

- определение уровня инновационной восприимчивости предприятия;

- определение уровня инновационной активности предприятия;

- оценка конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, инновационный потенциал предприятия — это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных преобразований и внедрения инноваций.

 

Совокупность факторов внешней среды организации, прямо или косвенно влияющих на возможность реализации ее инновационного потенциала - инновационный климат.

В условиях мобильности и непредсказуемости внешней среды, постоянного ужесточения конкуренции на рынках потребителя отечественными предприятиями для того, чтобы быть конкурентоспособным необходимо предлагать рынку исключительные технологии и исключительные проекты, что невозможно без повышения инновационной активности и расширения диапазона инвестиционной деятельности предприятия.

Под инновационной активностью следует понимать динамичную целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ.

Инновационно-активное предприятие — предприятие, осуществляющее разработку и применение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности (приобретение патентных и беспатентных лицензий; проведение маркетинговых исследований).

Понятие «инновационной активности» распространяется на всех участников инновационного процесса. Этим самым создается возможность для измерения всех основных действующих сил в инновационном бизнесе: потребителя инновационного продукта, создателя, инвестора.

Инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы – своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.

Параметрами инновационной активности предприятия являются:

– качество инновационной стратегии и инновационной цели;

– уровень мобилизации инновационного потенциала;

– уровень привлечённых капиталовложений – инвестиций;

– методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений;

– соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;

– скорость (темп) проведения инновационных изменений;

– обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

Система показателей, характеризующих результаты научно-технической деятельности организаций для отнесения их к категории инновационно - активных представляет собой перечень количественно измеряемых показателей эффективности деятельности организации.

Для оценки инновационной активности и инновационной конкурентоспособности организации в отечественной и зарубежной практике широко применяются следующие показатели:

1 Затратные показатели:

-удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

-удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

-затраты на приобретение инновационных фирм;

-наличие фондов на развитие инициативных разработок.

Показатели затрат на технологические инновации занимают центральное место в статистике инноваций. Это обусловлено их экономической значимостью, важностью для оценки состояния и перспектив технологического развития. Затраты на технологические инновации представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности.

2 Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:

-показатель инновационности ТАТ,

-длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

-длительность подготовки производства нового продукта;

-длительность производственного цикла нового продукта.

3 Показатели, характеризующие уровень обновляемости:

-количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;

-показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);

-количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);

-объем экспортируемой инновационной продукции;

-объем предоставляемых новых услуг.

4 Структурные показатели:

-состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);

-состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

-численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

-состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.

Широко используется показатель инновационности ТАТ («turn — around time» - «успевай поворачиваться», используется в Японии). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Это эквивалент инновационного лага - период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию)

В статистических показателях Украины отражены следующие: количество и удельный вес предприятий осуществляющих и внедряющих инновации от общего числа предприятий в стране и регионе, объем отгруженной инновационной продукции, отгрузка промышленной и инновационной продукции предприятиями внутри страны и за ее пределы, в регионах.

 


3 Инновационная деятельности - движущий фактор конкуренции.

 

Внедрение инноваций все больше рассматривается как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций.

Деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

Основной целью инновационной деятельности является создание, накопление и развитие научно-технического потенциала субъекта хозяйствования, обеспечивающее его конкурентоспособность, экономическую безопасность и развитие.

Приоритет должен быть отдан развитию на основе активной инновационной деятельности в области базовых наукоёмких отраслей. В этом случае факторы производства и инвестиции являются средствами достижения инновационных целей.

Так, в Законе Украины „Об инвестиционной деятельности” инновационная деятельность представляет собой одну из форм инвестиционной деятельности и осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу. Она включает в себя [54]:

- выпуск и распространение новых видов техники и технологий;

- прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги;

- реализацию долгосрочных научно-технических программ с длительными сроками окупаемости затрат;

- финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в положении производительных сил страны;

- разработку и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, технологий, направленных на улучшение социального положения населения, экологической ситуации и т.д.

Инновационная деятельность согласно Закону Украины „Об инновационной деятельности” [54] направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Таким образом, инновационная деятельность представляет собой более широкое понятие, имеет прикладное направление, специфических участников.

Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности).

Можно выделить две группы факторов, которые обеспечивают успех организации в конкурентной борьбе. Первая группа связана с “превосходством в ресурсах”, которыми располагает предприятие: более производительное оборудование, прогрессивные технологии, доступ к источникам сырья, лучшая система сбыта и обслуживания и т.п.

Вторая группа связана с “преимуществами в умении”, т.е. способностями менеджмента (здесь менеджмент понимается как группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции) рационально использовать имеющиеся ресурсы.

С точки зрения инновационного процесса конкуренцию можно подразделить на следующие виды:

- Функциональная обусловлена тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить с помощью различных товаров или услуг, при этом каждая фирма стремится разработать новый способ удовлетворения потребности.

- Видовая является следствием того, что имеются схожие товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но отличаются при этом по отдельным технико-эксплуатационным параметрам.

- Предметная возникает на рынке тогда, когда друг другу противостоят идентичные товары, как различающиеся по качеству, так и не имеющие этого различия.

При оценке уровня конкурентоспособности применяют дифференциальный и комплексный методы.

Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении. Он позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков

по сравнению с товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Однако он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.

Комплексный метод оценки основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов.

При оценке конкурентоспособности учитываются следующие основные факторы:

-финансовые преимущества, ожидаемые от реализации нового продукта;

-воздействие нового продукта на другие в рамках всего портфеля продуктов данной организации;

-влияние нового продукта (в случае его успеха) на экономику организации в целом;

-возможность защиты предлагаемых к разработке новинок от освоения их конкурирующими организациями;

-выявление существующих и предполагаемых в будущем направлений государственного регулирования с точки зрения издержек производства и перспектив реализации нововведений.

Конкурентные преимущества инновационной продукции могут быть классифицированы по различным признакам:

- По степени устойчивости, которая обуславливается возможностями их постоянного совершенствования и расширения (конкурентные преимущества: с низкой, средней и высокой степенью устойчивости).

- По возможности использования (реальные и потенциальные).

- По масштабу реализации (локальные, национальные и глобальные конкурентные преимущества).

Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства.

Конкурентоспособность технологии базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской организации. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).

В центре внимания оказываются нововведения, которые оцениваются не с позиций технологического совершенства, а с точки зрения деловой стратегии.

Таким образом:

1 Инновационный фактор экономического развития - важный элемент механизма динамического как постиндустриального, так и информационного общества.

2 Инновационный потенциал предприятия можно определить, как «критическую массу ресурсов хозяйствующего субъекта необходимую и достаточную для его развития».

3 Предприятие может целенаправленно управлять инновационной активностью, используя возможности персонала. Конкурентоспособностью предприятие управлять в явном виде не может, однако способно оказывать на нее влияние через повышение своей инновационной активности.

4 Внедряя инновации в практику, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс.


ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ

ИННОВАЦИЙ И ТОВАРОВ

1 Инновационный процесс: особенности и управление.

2Технологии управления жизненным циклом товара. Репозиционирование.

 

1 Инновационный процесс и его особенности.

Инновационный процесс рассматривают как процесс последовательного превращения идеи в товар.

Во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его отождествляют с временными этапами жизненного цикла нововведения от зарождения идеи до её разработки и распространения. В-третьих, его можно трактовать с точки зрения финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуг. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта [26, с. 24].

Инновационный процесс с точки зрения жизнециклического подхода предполагает, что по своему содержанию он охватывает две стадии: стадию создания и коммерциализации новаций.

Различают следующие формы инновационного процесса:

1) простой внутриорганизационный (натуральный) - создание и использование новшества внутри одной и той же организации (новшество в этом случае не принимает товарной формы);

2) простой межорганизационный (товарный); в этом случае новшество выступает как предмет купли-продажи; это означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя;

3) расширенный инновационный процесс - создание новых производителей нововведения, что дает возможность через взаимную конкуренцию совершенствовать потребительские свойства выпускаемого товара.

Основные этапы инновационного процесса представлены на рис.1

Скорость осуществления инновационного процесса характеризует показатель, именуемый инновационным лагом. Инновационный лаг - временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли). При создании и внедрении новинки фирма стремится монополизировать рынок и получить максимально возможную прибыль от коммерциализации нововведения. Чем быстрее компания разработает новшество и выведет его на рынок, тем быстрее окупит капиталовложения и опередит конкурентов.

Продолжительность жизненного цикла инновации зависит от внутренних факторов, которые обуславливают способность фирмы-инноватора ускорить процесс преобразования идеи на материализованный продукт, пригодный к коммерческому внедрению, и внешним, которые формируются соотношением спроса и предложения и влияют на продолжительность коммерческого использования.

Трансфер технологии – передача технологии, которая оформляется путем заключения двустороннего или многостороннего договора между физическими и/или юридическими лицами, которыми устанавливаются, изменяются или прекращаются имущественные права и обязанности в отношении технологии и/или её составляющих.

Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода времени, зависит от ряда взаимозависимых факторов, рис.3

 


Инновационная деятельность и маркетинг

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.